Государственный трейдер остановил экспорт зерна: чем это грозит Украине на мировом рынке

ГПЗКУ фактически заморозила наиболее прибыльное направление своей деятельности - трейдинг ГПЗКУ фактически заморозила наиболее прибыльное направление своей деятельности - трейдинг

С конца прошлого года Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ) не продала за рубеж ни одной тонны сельхозпродукции. Чем компания собирается компенсировать провал в трейдинге? С ноября 2016 года Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ), которая представляет интересы государства Украина на международном аграрном рынке, фактически заморозила основное и наиболее прибыльное направление своей деятельности - трейдинг. 

За последние три месяца ГПЗКУ, согласно данным таможенной статистики, не продала за рубеж ни одной тонны зерна. Причина - зашедшие в окончательный тупик отношения с основным торговым партнером - Национальной китайской корпорацией машиностроения промышленных подрядов ССЕС и усугубляющийся дестабилизирующие процессы внутри самой ГПЗКУ.

Справка о компании

ГПЗКУ создана правительством Украины в августе 2010 года на базе наиболее привлекательных активов обанкротившегося ГАК "Хлеб Украины" - линейных и портовых элеваторов, мельниц, комбикормовых и крупяных заводов. Суммарно 53 филиала ГПЗКУ могут хранить 3,75 млн тонн зерновых, что делает корпорацию крупнейшим оператором аграрной инфраструктуры в стране.

Суммарные мощности по перевалке на экспорт Одесского и Николаевского портов составляют около 2,5 млн тонн зерновых грузов в год. В 2012 году ГПЗКУ заключила контракт с китайским "Эксимбанком", предполагавший поставку до 2027 года 80 млн тонн зерна. Для сравнения максимальный урожай, собранный до сих пор в Украине, составляет 68 млн тонн.

Одним из ключевых факторов, позволивших заключить такой крупный, даже по меркам неограниченных ресурсов КНР контракт, был статус ГПЗКУ как единственного государственного игрока на зерновом рынке Украины, которая к тому времени уже прочно обосновалось в рейтинге топ-3 крупнейших мировых поставщиков зерна.

За семь лет работы ГПЗКУ стремительно проделала путь от ведущего игрока на аграрном рынке, располагавшего собственной экспортной инфраструктурой и административными возможностями, фактически к банкроту. Резкое проседание всех показателей произошло за последний год, принявшее, похоже, необратимый характер в конце 2016 года.

Часть проблем ГПЗКУ возникла по внешним, объективным причинам. За последние сезоны на мировом рынке установились рекордно-низкие цены, что уменьшило маржу трейдинга у всех экспортеров. Но в случае с ГПЗКУ внешние негативные факторы были мультиплицированы неэффективным менеджментом. С октября 2016 года во главе ГПЗКУ стал Александр Григорович (на фото) - 7-й по счету руководитель корпорации.

alt

Министр АПК Тарас Кутовой, принимая это кадровое решение, видимо, руководствовался опытом Григоровича в АПК, но не учел, что специфика его деятельности не имела ничего общего с компетентным управлением. Александр Григорович в период каденции министра АПК времен Януковича Николая Присяжнюка, по данным СМИ, был фигурантом самых масштабных коррупционных схем на агрорынке, в том числе в рамках "работы" Госсельхозинспекции, которая обладала монопольным правом согласования всех экспортных партий зерна. Будучи поставленным в необходимость работать "в белую" в статусе главы ГПЗКУ Григорович, похоже, за считанные месяцы поставил государственный зерновой бизнес на грань краха.

Причиной резкого ухудшения дел в корпорации, завершившиеся остановкой экспорта, послужили переговоры, самонадеянно проведенные новым топ-менеджером с руководством ССЕС. "Китайцы традиционно считаются самими сложными спарринг-партнерами в мире дипломатии. И тут человек без году неделя работающий на руководящем посту считает, что может их перехитрить. Итог был предрешен", - комментирует ситуацию один из бывших топ-менеджреров ГПЗКУ, плотно сотрудничавшей с ССЕС и знакомый с ситуацией внутри компании.

По его словам, в результате корректировки контракта украинская сторона оказалась в кабальных условиях. Цены, закупки, которые зафиксировали представители ССЕС, были на 7 долларов на тонне ниже среднерыночных. "А ГПЗКУ необходимо экспортировать 4 млн тонн зерна с маржой 13 долларов на тонне просто для того чтобы пойти в точку безубыточности", - говорит инсайдер. При этом ССЕС закрепил за собой статус эксклюзивного партнера, то есть ГПЗКУ не может продавать сельхозпродукцию, не согласовав с Китаем все условия контракта - вплоть до коммерческих условий и статуса покупателя.

Можно сделать вывыод, что не в состоянии выполнять обновленные условия контракта, им же самим согласованные, Григорович счел за лучшее просто оставить экспорт.

При этом на складах ГПЗКУ (своих и собственных) находится 550 тыс. тонн зерна, из ни 340 тонн кукуруза - культура, дорогая в хранении и к тому же скоропортящаяся и теряющая в цене вместе с качеством. В результате ущерб корпорации может составить до 2 млн долларов - и все это за неполных 3 месяца работы.

Чтобы выполнить план экспорта ГПЗКУ на текущий сезон – 5 млн тонн, минимальный объем экспорта должен составлять 300 тонн в месяц. Реальный результат - 0 тонн и 0 гривен.

Недоставка ГПЗКУ экспортных партий может означать потерю Украиной 0,5-1 млрд долларов экспортной выручки в зависимости от динамики мировых цен – и это без учета имиджевых рисков для всего государства, как надежного международного партнера.

В операционной деятельности ГПЗКУ за рекордно-короткий срок также было совершено несколько глобальных ошибок, которые хоть и меркнут по сравнению с остановкой экспорта, но ускоряют крах компании. В частности, в конце прошлого года была оптимизирована структура корпорации, в рамках которой были реформированы ряд направлений - оказалось, что это были наиболее прибыльные из них.

Еще одна реформаторская идея – принятое единолично Александром Григоровичем решение доставлять зерно из западных областей Украины в порты автотранспортом, отказавшись от услуг "Укрзализныци". Железнодорожная администрация действительно в этом сезоне сработала плохо – из-за недостатка зерновозов и очередей на подъездных путях к портам на пике экспорта произошел транспортный коллапс.

Однако профессиональные игроки рынка – международные зернотрейдеры решали эту проблему, пробиваясь в железнодорожный график и корректируя ритмичность поставок. ГПЗКУ при этом находилась в привилегированном положении, благодаря своему государственному статусу и могла рассчитывать на преференции со стороны другого госхолдинга, как и было за все годы ее существования. Однако можно сделать вывод, что нынешнее руководство ГПЗКУ не смогло провести результативные переговоры с "Укрзализныцей", после чего было решено использовать для доставки зерна в порт автотранспорт. Это удорожает каждую тонну продукции на 1000 гривен.

Также ГПЗКУ оказалась фигурантом расследования Госфининспекции, которая выявила завышение требований по компенсации НДС на 200 млн. В результате бюджетные претензии корпорации были существенно урезаны.

Из-за остановки экспорта корпорация полностью прекратила закупки зерна, что создало напряжение на внутреннем рынке. Корпорация анонсировала большую форвардную кампанию под весеннюю посевную и сельхозпроизводители - преимущественно мелкие фермеры остались без средств, на которые рассчитывали в условиях отсутствия банковского кредитования.

Не имея поступлений от операционной деятельности ГПЗКУ не может обслуживать китайский кредит в 1,5 млрд долларов, кредитная ставка по которому составляет 4,5% плюс Libor 6, что генерирует обязательства по процентам на уровне 80 млн долларов в год. Единственный оставшийся источник их погашения - проценту по депозиту в "Укрэксимбанке", на котором размещена часть тех же китайских денег 830 млн долларов под 5,5%.

Исходя из этих условий, пассивный доход, получаемый ГПЗКУ, оставляет 45 млн долларов. Недостаточно даже для того, чтобы погасить кредиторку. Но топ-менеджер, вопреки финансовой реальности говорит о планах развития. Так, Александр Григорович анонсировал начало реализации ГПЗКУ ряда масштабных инфраструктурных проектов. В частности, запланированы поставки СЗР с плановыми инвестициями в почти 4 млн долларов, закупка 3000 парка вагонов- зерновозов на 18 млн долларов и реконструкция николаевского портового элеватора в части дноуглубления на 75 млн долларов, что позволит увеличить перевалку с 0,7 до 3,5 млн.

Основная заявленная цель этих инвестпроектов - рост прибыльности и увеличение стоимости корпорации накануне приватизации. Стоимость компании должна увеличиться с нынешней отрицательной (-154 млн долларов с учетом объема хищений) до 0,5 млрд долларов. 

Суммарные инвестиции 211 млн долларов, по задумке Александра Григоровича, должны окупиться за 7-9 лет. Но этого времени впрочем, как и денег, у корпорации нет. В 2018 году начинаются выплаты по телу китайского кредита и статус ГПЗКУ как банкрота, уже очевидный экспертам аграрного рынка, может стать официальным. 

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top