Государственная таможенная служба за 11 мес. 2011 г. при импорте в Украину нефтепродуктов перечислила в государственный бюджет 15,9 млрд грн. Об этом сообщает пресс-служба Гостамслужбы.
Государственная таможенная служба за 11 мес. 2011 г. при импорте в Украину нефтепродуктов перечислила в государственный бюджет 15,9 млрд грн. Об этом сообщает пресс-служба Гостамслужбы.
Основными странами-поставщиками бензинов моторных в Украину является Белоруссия - 40%, Литва - 22%, Румыния - 21%, Польша - 6%. Дизельное топливо в основном поступает в Украину из Белоруссии - 49%, России - 42%, Туркменистана - 3%.
При этом, 540,5 млн грн обеспечено за счет оформления таможенным постом "Феодосия" светлых нефтепродуктов (дизельное топливо и бензины моторные).
В частности, в июне - сентябре 2011 г. подразделением оформлено 304,7 тыс. тонн светлых нефтепродуктов (172 тыс. тонн бензинов моторных и 120,5 тыс. тонн дизельного топлива).
В режиме импорта (с уплатой налогов) оформлено 889, 05 тыс. тонн бензинов и 112, 85 тыс. тонн дизельного топлива.
Также 147,9 тыс. тонн светлых нефтепродуктов пропущено под таможенным контролем к другим таможням и с целью транзита через территорию Украины в другие страны.
В ноябре поступило 28 тыс. тонн бензина, в режиме импорта оформлено 2,2 тыс. тонн бензина, к транзиту заявлено 26 тыс. тонн (фактически вывезены из зоны таможенного контроля Феодосийского морского торгового порта 11 тыс. тонн, под таможенным контролем хранится около 15 тыс. тонн бензина).
Отметим, за 9 месяцев 2011 г. Украина по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. сократила импорт нефти на 31,6% - до 4,1 млн т. В то же время за 9 месяцев Украина экспортировала 587,307 тыс. т бензина, что на 61,1% больше, чем за 9 месяцев 2010 г. Средняя цена горючего в 2011 г. составила 1003,9 долл./т, что на 39,4% больше, чем соответствующий показатель 2010 г., его общая стоимость увеличилась на 124,6% - до 589,621 млн долл. Нефтеперерабатывающие заводы уменьшили выпуск бензина за 9 месяцев 2011 г. на 7,9% - до 1,9 млн т. В том числе в сентябре 2011 г. украинские НПЗ сократили выпуск бензина по сравнению с сентябрем 2010 г. на 47,2% - до 143,9 тыс. т.
Отметим также, что доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке в августе достигла 70%. Такие данные озвучил эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. По его мнению, часть импортных поставок спокойно могло бы заменить украинское топливо. Эксперт считает, что для выравнивания ситуации на рынке необходимо ввести пошлины на ввоз нефтепродуктов. По его словам, украинские предприятия вполне могут обеспечить рынок, ведь еще шесть-семь лет назад украинский бензин и дизель занимал 80% в объемах внутренних продаж.
6 сентября 2011 г, межведомственная комиссия по международной торговле провела слушания в рамках спецрасследования в отношении импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов.
Позже министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что для стабильности на рынке нефтепродуктов необходимо уменьшать долю импортных нефтепродуктов до 15%. Юрий Бойко также отметил, что за последние полтора года, благодаря принятым мерам, уже заметны положительные сдвиги в сторону уменьшения импорта и рост собственного производства горючего.
Напомним, в проекте Меморандума об экономической и финансовой политике (МЭФП), согласованного украинской стороной и миссией МВФ по результатам ее работы в Киеве с 1 по 14 февраля 2011 г. закреплено обещание Кабинета министров Украины перед МВФ не допустить безналоговый ввоз нефтепродуктов.
Напомним, в начале декабря 2010 г. Президент Украины Виктор Янукович поручил Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) разобраться с безналоговым ввозом нефтепродуктов в Украину.
"Еще одним фактором, повлиявшим на ценообразование, это - ввоз нефтепродуктов по льготному режиму. В пятницу (3 декабря с.г.) поступило поручение Президента, чтобы мы с этой ситуацией разобрались: каким образом со стороны предприятия "Ливела" ввозились эти нефтепродукты, каковы потери госбюджета и насколько эти льготы "помогли" рынку", - заявил Ю.Кравченко. При этом комитет в кратчайшие сроки изучит этот вопрос, заверил и.о. главы АМКУ Ю.Кравченко.
При этом заместитель председателя Полтавской областной государственной администрации Борис Галушко в интервью РБК-Украина ранее заявлял, что присутствие "Ливелы" в Полтавской обл. негативно сказывается на работе местных предприятий.
Со своей стороны председатель временной следственной комиссии Верховной Рады (ВР) Украины по вопросам расследования обстоятельств и последствий деятельности на украинском рынке нефтепродуктов компании "Ливела" и других связанных с ней юридических лиц комиссии, народный депутат от НУ-НС Роман Зварыч 1 июня заявил, что в течение 5,5 лет компания фактически не платила налоги.
"В 2006 г. она заплатила 0 грн, в 2007 - чуть больше - 4 грн, в 2008 - 12,10 грн, в 2009 налоговая вернула "Ливеле" около 12 грн, а в 2010 г. компания "Ливела" оплатила 20 тыс. 741 грн", - отметил он.
"Ливела" является дочерней компанией украинско-польского предприятия с иностранными инвестициями "Тайстра". Согласно закону "Об иностранных инвестициях", принятом еще в 1992 году, предприятия с иностранными инвестициями имели гарантии государства на применение к ним законодательства, действовавшего на момент осуществления инвестиций. В 1992 году в Украине не было законов "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизном сборе", поэтому практически 100% нефтепродуктов, ввезенных в страну до 2003 года, не облагалось налогами. Украинские НПЗ в этот период не могли конкурировать с импортерами, а общие потери бюджета с 1999 по 2003 год, по данным Минтопэнерго, превысили 3,5 млрд долл. США.
В 2003 г. закон утратил силу, и предприятия с иностранными инвестициями прекратили беспошлинный и безакцизный ввоз товаров в Украину. Но в 2004 г. гражданин Польши Войцех-Януш Беднаж - владелец предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) "Тайстра", который инвестировал в него лишь 400 долл. США, обратился в Автозаводской суд Кременчуга с требованием восстановить действие льгот для его компании.
19 января 2004 г. решением Автозаводского райсуда Кременчуга "Ливелы" был разрешен ввоз в Украину товаров без уплаты налогов на основании закона "Об иностранных инвестициях" от 1992 г.
Как раньше сообщил директор консалтинговой компании "А-95" (Киев), 95 Сергей Куюн, фактическим владельцем "Тайстры" и подконтрольной ей "Ливелы" является нардеп от Партии регионов Владимир Зубик. Сам Зубик опроверг эту информацию. По данным "А-95", на начало 2011 г. доля безналогового импорта "Ливелой" превысила 50% общего объема импортного топлива.