Городская тоска: интернет-пользователей мегаполисов перестал устраивать "Укртелеком"
Крупнейший в Украине оператор "Укртелеком" теряет интернет-абонентов в городах-милионниках, где характеристики сети уже не отвечают требованиям пользователей. Параллельно компания строит сеть в селах, но новые подключения уже еле перекрывают потери. Эксперты считают, что если компания не примет меры, то в будущем отток абонентов только увеличится.
Бег на месте
Крупнейший в Украине провайдер интернета "Укртелеком" начинает терять интернет-абонентов в городах. По итогам третьего квартала этого года количество пользователей услуги "ОГО!" составило 1,631 млн - это столько же, как и во втором квартале. При этом с начала года оператор значительно расширил покрытие в регионах, подключив к интернету 186 сел и поселков, более 20 из них - в третьем квартале. Это должно было положительно отразиться на абонентской базе.
Если сравнивать 9 месяцев этого года и прошлого, то абонбаза незначительно выросла, на 3%. Однако по итогам последнего, третьего, квартала роста не было.
В компании признаются, что в ряде больших городов абонбаза уменьшается. Как объяснили в пресс-службе "Укртелекома", это происходит из-за высокой конкуренции и многочисленных краж кабеля, которые отображаются на непрерывности предоставления услуг.
Кроме того, на количество абонентов за последний год повлияло несколько факторов: боевые действия на востоке страны, общая экономическая ситуация. В феврале "Укртелеком" также потерял активы в Крыму - оператор до последнего пытался удержаться на полуострове.
Эти же факторы повлияли на отток абонентов у еще одного оператора, телекоммуникационной группы Vega. Год назад компания обслуживала 160,1 тыс. интернет-абонентов, а сейчас - 156,9 тыс. У Vega с "Укртелекомом" общие собственники, группа СКМ Рината Ахметова. Но они подключают абонентов по разным технологиям: Vega прокладывает оптоволоконные линии связи (технология FTTB), а "Укртелеком", в основном, пользуется старой медной инфраструктурой (ADSL). На территориях, которых не коснулись военные действия, абонентская база Vega постоянно растет, сообщили в пресс-службе группы.
Выход для "Укртелекома"
Управляющий партнер компании Expert&Consulting Анатолий Фроленков считает, что для "Укртелекома" одним из оптимальных сценариев является техническое развитие сети. ADSL уже не дает абонентам тех скоростей, которые им нужны, а одновременная замена медного кабеля на оптику во всех городах будет для компании слишком затратной.
Учитывая это, Фроленков рекомендовал "Укртелекому" сконцентрироваться на городах с населением от 50 до 100 тыс. жителей. Там у "Укртелекома" весьма хорошие позиции и модернизация позволит удержать существующих абонентов.
"В городах-милионниках покрытие сетями скоростного интернета уже достигает 90%, а в городах поменьше - 60-70%, и там все еще есть потенциал для роста", - объяснил он.
Фроленков также добавил, что в малых городах и селах покрытие еще ниже: до 40%. Соответственно, потенциал роста еще больше. Хотя там уже во всю прокладывают оптику локальные операторы из районных центров, а они конкурируют с "Укртелекомом" не только по скорости доступа, но и по стоимости услуг. "Но такие города потребуют больших финансовых вливаний", - подчеркнул он.
Важным элементом стратегии для "Укртелекома" является удержание его абонентской базы, так как компания с отрывом лидирует по количеству абонентов. Поэтому Фроленков считает, что оператору стоит сконцентрироваться на не унифицированной стратегии для всей Украины, а "воевать" за каждый город.
Такой стратегии придерживаются, например, мобильные операторы. В городах, где большинство абонентов пользуется услугами "Киевстар", "МТС Украина" предлагает более низкие тарифы, и наоборот.
Цена и скорость
В пресс-службе "Укртелекома" сообщили, что для абонентов в городах компания разрабатывает специальные предложения. Например, интернет за 39,90 грн в месяц - это почти в два раза дешевле, чем в среднем у конкурентов.
Такая тарифная политика поможет компании удержать абонентов, но только тех, которые не принесут ей большого дохода. По данным операторов, в мегаполисах все меньше абонентов, для которых цена - основной аргумент. И все больше тех, кто, в первую очередь, обращает внимание на скорость подключения.
"Мы наблюдаем перераспределение абонентской базы в пользу более скоростных тарифов и двух услуг: телевидения и скоростного интернет-доступа", - рассказал директор по маркетингу компании "Воля" Виктория Цомая.
По ее словам, в Киеве, где живут самые требовательные и "продвинутые" пользователи, отток у "Воли" был самым низким по стране.
Хотя темпы роста рынка скоростного интернета и снижаются, представители операторов считают, что о стагнации говорить рано. Он растет и будет расти еще в ближайшие 3-5 лет, так как проникновение скоростного интернета не достигло своего максимума, уверены аналитики Vega. В случае подъема экономики в стране и благосостояния населения со второй половины 2016 г. темпы роста рынка могут даже увеличиться.