Город, которого нет: почему концепция Kyiv Smart City пока выглядит как пиар чиновников
Умные люди хотят жить в "умном" городе. И любые инициативы в этой сфере сразу же приковывают к себе внимание общественности. Этим воспользовались и столичные чиновники, которые на прошлой неделе представили концепцию Kyiv Smart City. Теперь им придется усиленно искать деньги на реализацию этой идеи, иначе она будет больше похожа на предвыборный пиар.
Идея жизни в "умном" городе подкупает: никаких очередей и ненужных бумажек, повсеместный доступ к интернету и городским сервисам. В "умном" городе можно доверять муниципальным службам и не бояться за свою безопасность.
Большинство развитых мировых столиц уже давно стали "умными". По данным исследования Juniper Research 2015, самые "продвинутые" города в мире - Барселона, Нью-Йорк, Лондон, Ницца, Сингапур. Они по максимуму применяют информационные технологии для улучшения жизни горожан. И поскольку технологии развиваются непрерывно, теоретического предела такому улучшению нет.
Украинские города в топы таких рейтингов не попадают. В недавно опубликованном The Ecomonist списке Киев занял 132 место из 140 и, таким образом, оказался одним из самых непригодных для жизни городов. Эксперты довольно высоко оценивают уровень образования киевлян, но "разбитая" инфраструктура, и, главным образом, нестабильная политическая обстановка плохо влияют на международный имидж украинской столицы.
В этом году Киев взялся восстанавливать свое "доброе имя". Местные чиновники и энтузиасты летом объявили о разработке концепции Kyiv Smart City. А на прошлой неделе мэр Киева Виталий Кличко представил эту концепцию во время двухдневного мероприятия Kyiv Smart City Forum.
Согласно концепции, в течение следующих пяти лет Киев должен стать специальной инвестиционной зоной, куда придут частные инвестиции. Предусматривается создание городского креативного хаба, Smart City Hub, и образовательной площадки Smart City School, где будут "взращиваться" и испытываться технологические стартапы.
За работой городских властей можно будет следить онлайн благодаря открытому бюджету и электронным закупкам товаров и услуг - соответствующие порталы тестируются уже сейчас. В будущем жители города смогут получать необходимые справки онлайн, а в дальнейшем - вообще от них отказаться, так как все данные о них будут храниться в специальной системе. Планируется в целом упростить коммуникацию между чиновниками и киевлянами.
Концепция также предусматривает интеллектуальную систему управления транспортом, которая поможет разгрузить киевские дороги. Городской транспорт планируется оборудовать GPS-навигаторами, датчиками расхода горючего. Многочисленные датчики и камеры видеонаблюдения должны появиться и на улицах, а интернет будут раздавать даже скамейки в парках. В общем, планы наполеоновские.
Справедливости ради стоит сказать, что подобные идеи озвучивались в кабинетах киевских чиновников и раньше. Еще два года назад перспективы совместных проектов с руководством города обсуждали представители крупных международных компаний, таких как Ericsson и IBM. Но все эти идеи упирались в одно: денег у города не было.
По большому счету, их нет и сейчас. Во время своего выступления Виталий Кличко упомянул, что в этом году городу удалось сэкономить треть бюджетных денег, и теперь их можно будет потратить на развитие инфраструктуры и социальной сферы.
Но компании, которые согласились помогать государству по проекту Kyiv Smart City, на эти деньги не рассчитывают. Во время форума чиновники, бизнесмены и представители общественных организаций (всего - более 200 человек) подписали меморандум о сотрудничестве. Но других сделок по проекту, которые бы имели юридическую силу, город пока не заключал.
Как рассказал один из экспертов стратегической группы Kyiv Smart City, основные надежды сейчас возлагаются на инвесторов, которые увидят в идее "умного" города коммерческий смысл. Компания, которая вложила деньги в систему вычисления преступников на улицах, например, может продавать их полиции или частным охранным фирмам.
Представитель компании Huawei, которая уже реализовала несколько проектов "умных" городов в Юго-Восточной Азии, отметил, что это обычная практика. В рамках киевского проекта Huawei предлагает установить на улицах 5 тыс. камер, которые будут самостоятельно определять атипичную картинку. Информация с камер будет поступать в городской ситуативный центр - своеобразную диспетчерскую, где будет изучена и при необходимости направлена полиции, пожарной или другим службам. По оценкам Huawei, реализация такой системы обойдется в 150 млн долл.
"Мы готовы помочь Киеву в привлечении кредитов китайских банков под такой проект. Поскольку китайские банки в Украине не представлены, мы можем выступить посредником", - рассказал представитель Huawei.
Пока самая распространенная помощь, которую бизнес оказывает проекту Kyiv Smart City, - это ресурсы. Например, эксперты компании Innovecs, которая занимается разработкой программного обеспечения, участвовали в разработке концепции Kyiv Smart City. В дальнейшем компания планирует выделять людей для реализации проектов: разработки open government и других электронных сервисов. Такой же подход и у многих других.
В рамках Kyiv Smart City проводятся хакатоны (первый был в сентябре), участникам которых предлагают, например, написать для города приложение. Победители получают поддержку от города и участников проекта, которые помогут ему продвигать свою разработку. Взамен город сможет использовать ее бесплатно.
В будущем для финансирования Kyiv Smart City планируется привлекать правительственные гранты других стран и деньги от международных фондов. Сейчас проекту помогает фонд "Видродження", но речь идет о небольших суммах.
Несмотря на отдельные успехи, в целом работа над проектом со стороны выглядит хаотичной и не централизованной: кто что может, то и делает. Естественно, в таком масштабном проекте рассчитывать на все и сразу не получится. Но без четко определенных источников финансирования проект "Киева-умного-города" выглядит как предвыборный пиар местных чиновников.