Голос в опасности: как мессенджеры забирают у мобильных операторов деньги
С появлением 3G абоненты украинских мобильных операторов все больше стали отдавать предпочтения общению через приложения, такие как Viber, WhatsApp, Skype. В итоге количество отправленных сообщений и выговоренных минут в мобильных сетях за последний год практически не выросло и даже начало падать и операторы связи недосчитались дохода от звонков и SMS. Как участники рынка планируют возвращать недополученные доходы, и будут ли украинцы платить за общение в мессенджерах, выясняло РБК-Украина.
Пугающий трафик
Еще до недавнего времени количество SMS в сетях украинских операторов связи росло. По данным президента компании "Киевстар" Петра Чернышова, по итогам второго квартала этого года в сети оператора было отправлено на 2% больше сообщений, чем за аналогичный период 2015 года. Это нетипично для всех стран мира, где с появлением 3G абоненты переносили свою переписку в мессенджеры. Чернышов уточнил, что в 2013 году в мире было 900 млн пользователей мобильных OTT-сервисов (сервисов, которые предоставляются поверх телекоммуникационной сети, - ред), таких как Skype, Viber, WhatsApp. Предполагается, что к концу 2017 года пользователей таких сервисов уже будет около 2,9 млрд. Доходы европейских операторов за это время снизились на 2%, хотя, наоборот, должны были вырасти за счет внедрения новых технологий связи.
В третьем квартале 2016 года украинские операторы также почувствовали отток пользователей в мессенджеры. Так, в сети "Киевстар" объем отправленных SMS снизился на 11%, по сравнению с третьим кварталом 2015 года, до 363 млн штук. Похожая ситуация и у lifecell. Количество отправленных SMS в сети оператора снизилось на 10%, по сравнению с третьим кварталом 2015 года. Информацию о доходах от отправки SMS в компании не смогли раскрыть, но признались, что за год они снизились.
Только в Vodafone Украина не ощутили особых изменений в потреблении услуг голосовой связи и SMS. Однако в компании признали: потребление этих услуг не растет.
Как объяснили РБК-Украина в пресс-службе Vodafone Украина, около 60% абонентов в нашей стране по-прежнему пользуются обыкновенными мобильными телефонами, не поддерживающими приложения для общения в интернете. Для сравнения, в Испании 71% абонентов пользуется смартфонами, в Великобритании - 68%. Поэтому снижение интереса абонентов к операторским голосовым услугам и SMS в нашей стране пока ощущается не очень остро.
Чем больше смартфонов будет появляться на руках у абонентов в Украине, тем больше SMS и голосового трафика будут терять украинские операторы. Сейчас эти направления являются для участников рынка основным источником дохода. Они отмечают, что средний доход от одного абонента в нашей стране самый низкий в мире - около 1,5 доллара - и операторы не могут позволить себе еще больше его снижать. Поэтому они уже сейчас думают, как больше заработать на мобильном интернете и монетизировать трафик на мессенджеры.
Кто забирает доход у мобильных операторов
По данным исследования Ericsson Mobility Report, самым популярным мобильным приложением в Украине является Viber. По объему генерируемого трафика он опередил почту Gmail и видеосервис Youtube. Если бы Viber был телекоммуникационным оператором, то вошел бы в "большую четверку" украинского рынка - его аудитория в Украине соизмерима с абонентской базой третьего по величине в стране оператора мобильной связи lifecell.
По данным самого Viber в Украине, приложением уже пользуется около 16 миллионов человек, из них примерно половина активных пользователей - они отправляют минимум одно сообщение или совершают минимум один звонок в месяц. Как утверждает директор Viber в России и странах СНГ Евгений Рощупкин, большая часть пользователей активно использует платные услуги Viber, в частности, звонки Viber out.
То есть, даже если каждый из активных украинских пользователей Viber отправляет не более одного сообщения в месяц, общий объем сообщений за этот период составит 8 млн. Учитывая действующие тарифы мобильных операторов, на таком объеме сообщений они могли бы заработать до 16 млн гривен в месяц. Сейчас операторы предоставляют SMS в пакете. Например, в тарифе "Киевстар Онлайн" за 1 гривну в день пользователь получает 100 сообщений. В тарифе "МТС Смартфон 3G Перший" абонент получает 150 сообщений в день, за ежедневную абонплату в 2 гривны. То есть, если абонент этих тарифов отправляет хотя бы одно сообщение в день, с него списывается 1 или 2 гривны.
Еще одним крупным игроком является Skype. По словам гендиректора компании "Майкрософт Украина" Надежды Васильевой, 83% украинских интернет-пользователей имеют аккаунты в Skype, а ежемесячно пользуются ими около 45% потребителей. Также популярным в Украине является приложение Messenger от Facebook, WhatsApp, приложения социальных сетей "ВКонтакте" и "Одноклассники", через которые тоже проходит большое количество сообщений, но статистики их использования нет.
И операторы сыты, и абоненты целы
Как рассказала генеральный директор оператора Vodafone Украина Ольга Устинова, ее компания сейчас изучает опыт других стран по внедрению отдельной тарификации трафика на мессенджеры. В пресс-службе оператора уточнили, что говорить о перспективах применения такой практики в Украине пока рано. "Пока это только изучение возможности и ничего более", - сообщила начальник отдела по связям с общественностью Vodafone Украина Виктория Рубан.
По ее словам, сейчас во всех тарифах Vodafone трафик на мессенджеры включен в абонплату. Хотя абонентам старых тарифов оператора, которые предоставляются под брендом "МТС-Украина", доступна отдельная услуга "Смарт мессенджер". За 2 гривны в день абонент получает безлимитный доступ к мессенджерам Viber, WhatsApp, Skype, ICQ, Google Talk (Hangouts), Facetime, IMessage,imo, Voxer, а также 150 SMS и MMS в месяц. Аналогичная услуга есть и отдельно для трафика на WhatsApp, ежедневная плата в этом случае составляет 30 копеек. Также у оператора есть услуга бесплатного доступа в соцсеть Facebook, хотя после 1 января 2017 года ее стоимость составит 0,16 копеек в день. Сколько пользователей у этих услуг, не известно. Однако известно, что, по итогам третьего квартала, оператор увеличил заработки от мобильного интернета и теперь они составляют 20% от его общего дохода.
Похожий подход применяет и "Киевстар", пытаясь включать в свои пакеты безлимитный трафик на разные мобильные приложения, но зарабатывая на абонплате. Сейчас у него есть отдельная услуга "Соцсети без ограничений", куда включен трафик на соцсети "ВКонтакте", "Одноклассники", Twitter, Facebook и на мессенджеры Viber, WhatsApp и Messenger. В последней линейке тарифов "Онлайн", "Онлайн+" и "Онлайн Экстра" эта услуга включена в абонплату, как и в действующих для подключения контрактных тарифах. "Как показывает наш опыт, нет смысла бороться с OTT- игроками", - рассказывает директор по маркетингу "Киевстар" Святослав Горбань.
Поэтому операторам приходится искать решения, которые бы понравились абонентам. По словам Горбаня, каждый день свыше 86% абонентов онлайн-тарифов "Киевстар" пользуется пакетами с неограниченным доступом к OTT сервисам. Этот бизнес-кейс он считает успешным. За последний год потребление мобильного интернета в сети "Киевстар" выросло в два раза.
У третьего оператора, lifecell, есть услуга "Цифровое общение", в рамках которой абоненту за 50 копеек в день предоставляется нетарифицируемый доступ к мессенджерам Viber, WhatsApp, Skype. Абоненты могут подключать и отключать услугу по своему желанию.
Вместе с тем lifecell пытается конкурировать с такими сервисами с помощью собственного мессенджера bip. Точнее, это приложение создала материнская компания украинского оператора - турецкий Turkcell. Приложением могут пользоваться абоненты всех операторов, но своим абонентам lifecell предоставляет ряд бонусов таких, как дополнительный интернет-трафик к основному пакету и интернет-трафик в роуминге. "Сейчас многие операторы в мире создают свои мессенджеры, чтобы сохранить абонентскую базу, обеспечить лояльность абонентов, и "попробовать себя" на этом новом рынке", - объясняет управляющий партнер компании Expert&Consulting Анатолий Фроленков. С одной стороны, операторы выигрывают, когда удерживают абонентов. С другой - сами подталкивают их на полный переход в интернет, отказ от голосового трафика и класических дополнительных услуг. "На данном этапе операторы, скорее, защищаются и надеются на возможную монетизацию мессенджеров в будущей. Но действительно успешных кейсов у телеком-операторов я пока не встречал", - объясняет Фроленков.
Также операторы во всем мире обсуждают такой вариант монетизации трафика из мессенджеров, как введение платы за звонки с мессенджера на свою сеть. Похожая система сейчас действует при звонках с одной мобильной сети на другую: оператор звонящего абонента платит оператору, принимающему звонок.
Как утверждает Евгений Рощупкин из Viber, ни в одной стране мира его компания не платит мобильным операторам за обеспечение "транспорта" от абонента к приложению.
Впрочем, в мире есть примеры такого сотрудничества мобильных приложений и операторов. Например, индийское приложение Nanu платит операторам, а зарабатывает на рекламе, которую слушает абонент вместо гудков. Но массовой такая практика пока не стала.