Голодные игры: на чем зарабатывают украинские банки
Украинские банки в незавидном положении. Национальный банк давит ужесточением нормативных требований, гривна – нестабильностью, а заемщики – нежеланием погашать кредиты. Все это приводит к тому, что банковская система несет серьезные убытки. За 2015 год они составили 66,6 млрд гривен. Этот год особого облегчения также не принес: по итогам 7 месяцев банковский сектор потерял еще 9,3 млрд гривен. Впрочем, банки не сдаются и стремятся получать выгоду из всего. Иногда это приводит к появлению новых услуг и стимулирует развитие целых сегментов обслуживания. Но в некоторых случаях выливается и в необоснованные поборы с клиентов.
План по валу, вал по плану
Условно валовые (операционные) доходы, получаемые банками, можно разделить на процентные и комиссионные. К первым относятся доходы от кредитов, от размещения средств на счетах в других банках, от долговых инструментов (например, по ОВГЗ) и от "побочных" операций, таких как факторинг, лизинг и т.д.
К комиссионным причисляют доходы, получаемые, например, от обслуживания клиентов, проведения операций по их счетам, выдачи наличных средств через кассу, банкоматы, за сопровождение карточных счетов.
Процентные доходы, по данным Нацбанка, занимают в общей структуре заработка банков ключевое место. Их доля на 1 августа составила около 78%. Но в виду того, что кредитование в стране, фактически, остановилось, банки продолжают получать проценты за счет старого кредитного портфеля, который естественным путем сокращается, в то время как притока новых займов нет.
"Процентные доходы остаются ключевыми. Но в отличие от последних нескольких лет, в структуре доходов результат от торговых операций имеет отрицательное значение, что вызвано с переоценкой валютных активов и обязательств", - объясняет директор финансового департамента агентства IBI-Rating Анна Апостолова.
При этом банки все больше делают упор на комиссионные. Например, если в 2011 году соотношение процентных и комиссионных доходов составляло приблизительно 6,5:1, то в 2016 году разрыв сократился до 5,4:1, а их доля в общем объеме доходов на 1 августа достигла 17%. "Тренд роста комиссионных доходов наметился еще в посткризисном периоде (после 2009 года, - ред.). Именно тогда произошло ухудшение качества кредитных портфелей и наметилось снижение темпов кредитования", - говорит Андрей Шевчишин, ведущий эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине.
Потратить с умом
Структура расходов банков стала более «классической». Согласно официальной статистике НБУ, наибольший вес занимают процентные (около 50%) и административные издержки (чуть менее 20%). Однако немалую долю по-прежнему составляют и отчисления в резервы – на 1 августа этот показатель находился на уровне 19,8%.
"В связи с ухудшением качества активов и с переходом на международные стандарты финотчетности, в 2015 году, впрочем, как и в 2014 году, отчисления на формирование резервов под активные операции были достаточно существенными, вследствие чего банковская система получила убыток", - уточнила Анна Апостолова.
Но при этом объемы средств, которые банки направляют на пополнение резервов, существенно снизились. Например, в начале 2015 года доля отчислений в резервы превышала 49% всех затрат. Такое снижение эксперты связывают со стабилизацией банковской системы.
В поисках выгоды
Банкиры говорят, что системные финучреждения как и ранее, неплохо зарабатывают на процентах благодаря крупным остаткам на клиентских счетах до востребования. "Банки по таким счетам, как правило, не начисляют проценты клиентам вовсе, либо же они минимальны. И при достаточно высокой стоимости кредитных ресурсов получается хороший доход. Именно по этой причине большие банки так сражаются на арене "зарплатных проектов", - рассказывает директор департамента маркетинга и сегментов UniCredit Bank Дмитрий Коваленко.
По этой же причине достаточно "вкусным" остается для банков малый и средний бизнес, который в виду отсутствия длинных кредитных ресурсов, пользуется краткосрочными дорогими займами, в том числе, овердрафтами.
Параллельно банки конкурируют в сегменте безналичных платежей и карточных трансакций. И это не значит, что операции по снятию наличных убыточны. Ведь банки-эмитенты платежных карт закладывают свои расходы в том или ином виде в карточные тарифы.
"Дело в том, что при безналичных расчетах себестоимость транзакций существенно меньше. Но, самое главное, там возникает существенный источник дохода – торгово-сервисные предприятия. И банки в данном случае "не обирают" этого "третьего игрока", поскольку бизнес получает клиента, готового покупать товар и услуги, а маржа у магазинов и предприятий существенно превышает банковские комиссии в данном случае", - объяснил РБК-Украина Дмитрий Коваленко.
Также банки постепенно увеличивают спектр своих услуг и монетизируют их. "Происходит расширение расчетно-кассового обслуживания, появляются новые сервисы, такие как консультации, услуги по гарантийным операциям и т.д.", - приводит пример председатель правления "Вектор Банка" Вадим Березовик.
Вместе с тем, погоня за звонкой монетой оборачивается тем, что платными становятся услуги, которые до этого имели минимальную стоимость, либо и вовсе не тарифицировались. "В первую очередь, это коснулось наиболее массовых операций – операций для физлиц. При этом микроплатежи становятся достаточно затратными. Вводится оплата и за информационные услуги, справки, выписки", - уточняет Андрей Шевчишин.
И это вряд ли можно назвать положительной тенденцией. Клиент, который привык не платить за конкретные операции, либо получать их бесплатно в рамках пакетного предложения, теперь вынужден раскошеливаться, что явно не добавляет банкам очков в его глазах.
Прижав карманы
Вадим Березовик считает, что в обозримом будущем банки продолжат искать дополнительные источники заработка, и сокращать издержки. "Некоторые участники рынка ужимают свои сети. Они просчитывают эффективность сотрудника, отдельно взятой точки продаж. И если есть четкие сигналы низкой эффективности, убыточности, подразделение ликвидируются", - объясняет руководитель "Вектор Банка".
Еще один устойчивый тренд - замещение продуктов в оффлайне на онлайн-каналы. Это требует дополнительных капиталовложений, но по факту дает ощутимое сокращение затрат.
"Задача любого универсального банка – быть полноценно представленным в digital. Здесь игроки проходят хороший тест на правильно заложенные архитектуры систем автоматизации, возможности интеграции онлайн-платформ с внутренней инфраструктурой, умение построить хороший пользовательский интерфейс, отслеживание клиентского опыта", - перечисляет преимущества "онлайна" Дмитрий Коваленко.
Предпринимаются попытки использовать и альтернативные каналы. Как пример, сотрудничество с финансовыми и нефинансовыми посредниками, которые помогают банкам продвигать свои продукты, что также позволяет оптимизировать издержки и структуру персонала.
Кроме того, увеличивается разнообразие пакетных предложений. Однако в этом случае выигрывает по большей степени именно банк. Да, клиент в теории получает экономию, покупая целый набор услуг "оптом". Но в большинстве случаев он пользуется лишь малой частью сервисов, в результате за них переплачивая, в то время как для банка – это как раз не ситуативный, а стабильный поток комиссионных доходов.