Украинские депутаты с конца февраля работали не покладая рук. Обычно народные избранники не отличаются особым рвением, но на сей раз все иначе.
Украинские депутаты с конца февраля работали не покладая рук. Обычно народные избранники не отличаются особым рвением, но на сей раз все иначе. Ведь на повестке дня стояло выделение МВФ судьбоносного транша, который будет направлен на поддержание валютных резервов Нацбанка, а также на погашение внешних долгов.
Но, как известно, МВФ за каждый одолженный доллар требует вдвойне, особенно после того, как украинские власти тянули с реформами и выполнением достигнутых еще ранее договоренностей. Поэтому парламентариям пришлось поторопиться, и, собравшись на внеочередное заседание 2 марта одним пакетом дожать законопроекты, которые являются залогом успешного получения денег от МВФ.
Так что, от дефолта наша страна, возможно и спасена. Но, большой вопрос, какой ценой?
Ищут, где могут
Одним из наиболее резонансных, несомненно, стал закон о пенсионной реформе. Правда, реформа в данном случае выглядит как прикрытие поэтапного повышения на 5 лет льготного пенсионного возраста, а также увеличения страхового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, сократятся и доходы работающих пенсионеров, на 15% от того уровня, что они получали ранее. Помимо этого, уже с 1 июля будут упразднены выплаты работающим депутатам, прокурорам, судьям, достигшим пенсионного возраста.
Эти решения уже вызвали немало критики, хотя страхи во многом преувеличены. Например, выплаты работающим пенсионерам сокращаются только на период до 1 января 2016 г.
Зато, как уверяют в Кабмине, все эти шаги позволят сократить дефицит Пенсионного фонда на несколько миллиардов. Однако, дотирование ПФ, который в любом случае останется "черной дырой", за счет карманов населения явно не лучший вариант. Поэтому, рано или поздно Кабмину придется вернуться к реальному, а не мнимому реформированию пенсионной системы.
Еще один сомнительный документ - изменения в госбюджете на текущий год. Мало того, что соответствующий законопроект дорабатывали очень спешно, так вместо ожидаемого секвестра парламент, напротив, увеличил на 4,6% доходы и на 6,6% - издержки. Помимо этого, пересмотрен с 1,18 млрд грн до 1,4 млрд грн предельный уровень госдолга.
Все это говорит лишь о том, что на граждан и бизнес продолжат давить, а для дотаций и прочих социальных выплат (именно из-за них и увеличилась расходная база) проводить скрытую эмиссию. Иначе откуда брать 12,5 млрд грн на увеличение расходов по субсидиям для населения, и также дополнительные полмиллиарда на помощь гражданам, мигрировавших с востока страны?
Причем, пересмотр основных макропоказателей в сторону ухудшения явное свидетельство тому, что печатный станок будет работать: ВВП в 2015 упадет на 5,5% при инфляции в 26,5%.
Вместе с бюджетом депутаты проголосовали и за изменения в бюджетный кодекс, приняв его за основу и в целом. Ключевое новшество - более широкие полномочия местных органов власти по управлению расходами.
Например, возможность осуществлять из бюджетов сел, поселков и городов отчисления на содержание учреждений социально-культурной сферы за счет трансфертов из местного бюджета. Еще одна норма касается перераспределения субвенций в сфере образования и медобеспечения.
Тем не менее, к депутатам остается один важный вопрос: насколько прозрачным будет управление бюджетными средствами? И кто будет их контролировать? Ведь опыт доказывает, что децентрализация грозит еще большими коррупционными проявлениями на местах.
Наказание тарифом
Не обошли вниманием вопросы, связанные с топливно-энергетическим комплексом в целом и "Нафтогазом" - в частности. Ведь одно из ключевых требований МВФ - уже к апрелю 2017 года выведение "Нафтогаза" на безубыточность.
Для этого парламент дал больше прав НАКу по борьбе с должниками, как предприятиями, так и потребителями. Вплоть до ограничения поставок газа конкретным пользователям. А объем задолженности и количество неплательщиков за газ явно увеличится, поскольку его стоимость для потребителей вырастет в разы.
Минимальная цена за 1 куб. м газа для населения с 1 апреля 2015 года составит 3,6 грн (сегодня цена - 1,1 грн/1 куб). Предприятия же будут платить не 1,31 грн/1 куб. м, а почти 3 грн.
По идее, эти меры должны сократить дефицит "Нафтогаза", на покрытие которого из госбюджета 2014 года было потрачено свыше 110 млрд грн. Но проблема в том, что требование МВФ, фактически, создает замкнутый круг: в правительстве уже признали, что количество неплательщиков из-за резкого повышения тарифов за коммунальные услуги увеличится, и значительно.
Значит, дотирование из бюджета неизбежно. А где дотации - там неизбежный рост бюджетного дефицита, поэтому вывести "Нафтогаз" на прибыльность за такой короткий срок с большой вероятностью окажется непосильной задачей.
Ответят за все
Еще одним важным блоком стал финансовый сектор. В первую очередь, усиление ответственности собственников банков.
Речь идет о том, что связанные с банком лица (его руководство, крупнейшие собственники) будут отвечать согласно Уголовному кодексу ограничением свободы вплоть до 5 лет за действия, которые довели финучреждение до банкротства либо привели к ущербу, нанесенному госбюджету на сумму свыше 170 тыс. грн.
Фактически, эта инициатива перекликается с общепринятыми правилами и канонами ведения бизнеса в Европе. Но, опять-таки, не будем забывать, сколь несовершенна существующая в Украине система надзора за банковским сектором, а также необъективно правосудие. Поэтому, это скорее, росчерк в угоду МВФ, нежели норма, которая будет эффективно работать.
В то же время, можно поприветствовать решение парламента, которое касается общей дерегуляции бизнеса. Так, количество лицензируемых видов деятельности сокращено вдвое.
Однако пока что особых иллюзий питать не стоит. Поскольку дерегуляция - процесс комплексный, который неразрывно связан с сокращением бюрократических процедур, с которыми сталкивается бизнес (как минимум, речь о внедрении т.н. "единого окна", речь о котором ведется уже не первый год), а также с реформированием налоговой системы, одной из наиболее обременительных и запутанных в мире.
Опасная инъекция
Соблюдение договоренностей с МВФ сегодня - жизненно важно. Однако, проблема в том, что требования Фонда, которые являются залогом получения кредита, с другой стороны, приводят к еще большему давлению на экономику. В итоге, механизм взаимоотношений с МВФ работает по принципу "долги ради будущих долгов".
И то, что сегодня для нашей страны, спасение, завтра станет еще более губительным. Тем более, что платить за кредитные средства придется бизнесу и гражданам со своего кармана.