Украинской энергетике в этом году придется преодолевать последствия 2017 года - бороться с дефицитом поставок топлива и доказывать западным партнерам способность к реформированию.
Для украинской энергетики завершился еще один кризисный год. И, несмотря на то, что отрасли удалось продемонстрировать стабильную и бесперебойную работу, проблемы с поставкой энергетического угля и нехваткой ресурсов могут быть актуальными и в этом году. Краеугольным камнем для развития энергетики по-прежнему являются взаимоотношения украинского правительства с топ-менеджментом крупнейших госпредприятий, а также с западными партнерами. Любые отклонения от намеченного курса реформ в энергетическом секторе, согласованных с европейскими и американскими партнерами, будут играть не в пользу Украины, рискуя оставить страну без внешних займов и макрофинансовой помощи. О том, какие вызовы стоят перед украинской энергетикой в 2018 году - в материале РБК-Украина.
Начало года 2017 года для украинской энергетики было крайне тяжелым – запасы угля на складах теплоэнергетических предприятий уменьшались, а чиновники предупреждали население о возможных аварийных отключениях электроэнергии.
Сырьевой кризис, уже не первый за последние несколько лет для теплоэнергетики, разразился с новой силой в конце января 2017 года. На этот раз причиной стала блокада поставок топлива и грузов из оккупированных районов Донецкой и Луганской области, устроенная рядом народных депутатов, активистов и ветеранов АТО. Запасы угля-антрацита на складах теплоэлектростанций, львиная доля которых принадлежит энергохолдингу ДТЭК, с каждым днем уменьшались, и уже к концу февраля достигли отметки в 700-800 тыс. тонн при необходимых 1,5-2 млн тонн в отопительный период. Этих запасов, согласно тогдашним прогнозам "Укрэнерго", должно было хватить лишь на 25 дней бесперебойной работы ТЭС. Быстро импортировать антрацит отрасль также не могла – логистика поставок топлива была такова, что только на его доставку потребовалось бы не менее 50 дней, без учета времени заключение контрактов и фрахт.
Кабинет министров был вынужден 15 февраля ввести чрезвычайное положение в энергетике, чтобы избежать дисбаланса в энергосистеме страны, и прешел на управление отраслью "в ручном режиме". Этот режим предполагал целый комплекс ограничений - от лимитов на использование угля-антрацита украинскими тепловыми электростанциями (ТЭС) - до применения графиков аварийных отключений электроэнергии для населения. Усилилась доля теплогенерирующих предприятий, работающих на газовой группе угля и гидроэлектростанций.
Спасать ситуацию, традиционно, решили за счет атомной генерации, которае обеспечивала львиную долю энергоснабжения страны ночью и покрывали пиковые нагрузки днем. По данным НАЭК "Энергоатом", всего за 11 месяцев прошлого года доля атомной энергии составила почти 57%. "Это на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2016 года. В отдельные периоды доля АЭС приближалась к 70%", - сообщил РБК-Украина главный специалист Центра внешних информкоммуникаций "Энергоатома" Петр Черных.
Изначально планировалось, что в чрезвычайном режиме украинская энергосистема проработает месяц. Впрочем, спустя это время, 15 марта, СНБО утвердило решение о временном прекращении транспортного сообщения с оккупированным Донбассом, которым, по сути, узаконило блокаду поставок топлива и грузов с неподконтрольных территорий. В результате Кабмину пришлось ежемесячно продлевать действие режима ЧП в энергетической отрасли и только в конце июля премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что в нем больше нет необходимости.
Таким образом, Украина "потеряла" антрацитовые шахты, которые оказались фактически "запертыми" в зоне АТО. "Угольные предприятия ДТЭК, находящиеся на временно неконтролируемой территории, снабжали наши ТЭС на контролируемой территории антрацитом. В 2017 году его добыча и отгрузки на ТЭС планировалась на уровне 9 млн тонн (это весь годовой объем антрацита, который потребляет страна, - ред.). Но после блокады единственным источником антрацита стал импорт. Чтобы избежать проблем с энергоснабжением Украины, отечественные энергокомпании, в том числе ДТЭК, пошли на экономически сложный шаг закупки импортного антрацита", - отметила директор по коммуникациям ДТЭК Энерго Ирина Милютина.
Чтобы компенсировать нехватку топлива, помимо импорта энергоресурсов, энергоблоки государственных и частных ТЭС начали переоборудовать на работу на газовой группе угля. Результат не заставил себя долго ждать. Уже к началу сентября, в преддверии текущего отопительного сезона, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил "о нехватке угля газовых марок". "У нас совершенно изменилась структура топлива по сравнению с прошлым годом (2016-м, - ред.) и использование антрацита уменьшилось на 3,5 миллиона тонн. На следующий год (2018, - ред.) замена пройдет дополнительно на 3 миллиона тонн. Но эту разницу мы должны обеспечивать газовой группой угля. На сегодня мы ощущаем нехватку угля газовой группы, который добывается на территории Украины", - сообщил тогда министр.
По словам Игоря Насалика, в прошлом году страна импортировала антрацитовый уголь из ЮАР, США и России. Согласно энергетическому балансу, Украине до конца 2017 года нужно было закупить 4,7 млн тонн. Министр энергетики уверял, что львиная доля этого объема – до 3 млн тонн – будет закуплена в Америке. Первый контракт Украина подписала с американской компанией Xcoal Energy&Resources на поставку порядка 700 тыс. тонн антрацита. Еще 675 тыс. тонн угля антрацитовой группы законтрактовано энергохолдингом ДТЭК в ЮАР. Дефицит газовых марок правительство также покрывало за счет импорта, в том числе из США, заявляя о намерениях ввезти порядка 500 тыс. тонн для компании "Центрэнерго", а ДТЭК закупил около 150 тыс. тонн у американской компании. Всего в страну, по данным администрации порта "Южный", с начала года для государственных и частных компании завезено более 900 тыс. тонн энергетического угля. Из них порядка 300 тыс. тонн – американский уголь.
Но, аналитики прогнозируют, что к апрелю проблема дефицита топлива снова будет на повестке дня. "Склады постепенно будут срабатываться и снова возникнет необходимость импорта не только антрацита, но и газовых марок, чтобы обеспечить стабильность системы в летний период. Кроме того, страна не может все время рассчитывать на мощности атомных станций. Сейчас они демонстрируют бесперебойную работу, но нужно думать на перспективу – АЭС нуждаются в модернизации, и эту задачу предстоит решать в ближайшие несколько лет", - считает генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Повышенный спрос на энергетический уголь со стороны Украины в том числе влияет на рост его стоимости на внешнем рынке. Это означает, что в 2018 году стране не удастся избежать удорожания электроэнергии. Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП) уже заявила, что в этом году оптово-розничная цена (ОРЦ) электроэнергии повысится на 16,2% - с января на 9,5% и с 1 апреля – на 6,1%. Рост в регуляторе объяснили инфляцией, девальвацией национальной валюты и, главное, удорожание энергетического угля почти на 39%, стоимость которого расчитывается на основании европейского индекса API2, более известного украинским потребителям как формула "Роттердам "плюс"".
"Учитывая, что стоимость электроэнергии привязана к внешним индексам и рассчитывается по всем известной формуле "Роттердам плюс", не исключено, что крупные игроки рынка будут и в следующем году заинтересованы в создании отчасти искусственного дефицита, создании на рынке ажиотажного спроса, чтобы таким образом добиться роста доли топливной составляющей в тарифе на электроэнергию", - заявил РБК-Украина источник в энергетическом блоке Кабмина, отказавшись при этом предоставить изданию доказательства в подтверждение своих слов.
"В 2017 году Украина оставалась зависимой от импорта основных энергоресурсов: угля и газа. Это стало следствием, в том числе промедления в реформировании рынков и создания условий для наращивания украинской добычи в предыдущие годы", – директор по стратегии и развитию бизнеса ДТЭК Александр Селищев.
Впрочем, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, наоборот, считает, что прошлый год стал "прорывным" в продвижении реформ. Комментируя РБК-Украина итоги минувшего года, министр назвал ключевыми достижениями создание "Национальной угольной компании", принятие законодательной базы, регулирующей энергетическую отрасль и "Энергостратегии-2035". По мнению чиновникам, благодаря оптимизации неликвидных угольных шахт и переводу энергоблоков государственнных ТЭС на газовую группу угля, Минэнергоугля сможет в ближайшей перспективе сэкономить потребление на 1-2 млн тонн антрацита и сэкономить бюджету до 1,5 млрд гривен. "Нам удалось диверсифицировать поставки топлива – будь –то ядерное топливо или энергетический уголь, заложить законодательную базу, которая минимизирует коррупционные риски в отрасли и перейти к корпоратизации госпредприятий", - заявил РБК-Украина Игорь Насалик.
Действительно, Украина прожила 2017 год без импорта российского газа напрямую у "Газпрома". Кроме того, страна сделала серьезный шаг в направлении энергонезависимости, начав строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива в зоне отчуждения ЧАЭС. "Благодаря этому проекту, Украина избавится зависимости от России в вопросе обращения с отработанным ядерным топливом и будет экономить около 200 млн долларов в год", - пояснил изданию Петр Черных. По его словам, проект строительства ЦХОЯТ "тормозился на всех этапах в течение 13 лет. "Сейчас "Энергоатом" ищет механизмы по привлечению средств американского фондового рынка в размере 250 млн долларов для дальнейшего финансирования строительства хранилища", - пояснили изданию в НАЭК "Энергоатом". Кроме того, на украинских АЭС активно используется американское ядерное топливо компании Westinghouse. С 2015 по 2017 год оно эксплуатируется на Южно-Украинской АЭС в смешанных активных зонах энергоблоков № 2, 3 и на Запорожской АЭС (энергоблок №5). "В течение 2017 года компания продолжила расширение проекта по поставкам свежего ядерного топлива Westinghouse на украинские АЭС. На сегодня оно уже загружено на шести энергоблоках", - пояснил Петр Черных. В планах "Энергоатома" расширить сотрудничество с американцами до 13 реакторов, снизив зависимость от поставок российского ядерного топлива.
Но не все так глалко с поставкой энергетического угля. Несмотря на то, что Украине удалось в условиях дефицита сократить потребление антрацита с 9 до 4 млн тонн, проблема стабильности угольных запасов на складах украинских ТЭС все еще остается актуальной. По информации РБК-Украина, в 2018 году страна может потерять контракт на поставку угля из США. "После того, как правительство "вошло в клинч" в отношениях с МВФ и пересмотра программы финансирования Украины не произошло, в Администрации президента США дали указание американским игрокам рынка не сотрудничать с нами в сфере поставок энергетического угля", - рассказал изданию на правах анонимности собеседник в энергетическом блоке Кабмина. Официально эту информацию в правительстве не подтверждают, но в декабре министр энергетики Игорь Насалик неоднократно заявлял, что, по крайней мере, для государственных ТЭС необходимость импорта топлива отпала и угля достаточно для стабильной работы предприятий в отопительный период.
Едва оправившись от проблем с поставками топлива для тепловой генерации, уже в июле отрасль потряс очередной скандал, на этот раз уже в газовом сегменте. Кабинет министров категорически отказался пересчитывать цену на газ для населения с 1 октября 2017 года, поскольку, согласно существующей формуле ее расчета, стоимость энергоресурса для бытовых потребителей должна была вырасти как минимум на 17% - до порядка 5,6-5,8 тыс. гривен за тыс. кубометров (без учета НДС). Этот рост обусловлен изменением стоимости газа на европейском хабе (немецкий газовый хаб NCG), на который ориентируется правительство при расчете цен для украинских потребителей. Проблема в том, что такая методика расчета тарифа на газ для Украины прописана в меморандуме с Международным валютным фондом, и является одним из наших обязательств для получения последнего транша в прошлом году.
После того, как Владимир Гройсман несколько раз публично заявил о том, что цена газа для населения останется прежней, начались проблемы с пересмотром программы финансирования от МВФ. Как минимум с августа украинская сторона ведет технические переговоры с МВФ о пересмотре формулы расчета энергоресурсов. По информации РБК-Украина, несмотря на то, что Фонд обсуждает с правительством как минимум два варианта методики расчетов, с сохранением "привязки" к немецкому хабу, позиция МВФ пока остается неизменной. Фонд по-прежнему требует от правительства выполнения пункта меморандума в части цены на газ, и не планирует начинать пересмотр программы, пока этого не произойдет.
Публично МВФ заявляет, что сотрудничество с Украиной не прекращается, но ожидаемый осенью приезд миссии Фонда так и не состоялся. В неформальных беседах источники РБК-Украина, знакомые с ходом переговоров, говорят, что именно "газовый вопрос" заблокировал переговоры и пересмотр программы. При том, что, помимо цены газа, есть пул других нерешенных вопросов, как, например, создание антикоррупционного суда и изменение законодательства о приватизации. Впрочем, это не помешало министру финансов Александру Данилюку в конце декабря прогнозировать получение двух траншей от Фонда уже в 2018 году.
Еще одна проблема, с которой столкнулась отрасль, связана с реализацией реформы корпоративного управления в крупных энергетических госкомпаниях. В конце сентября о своей отставке заявили независимые члены наблюдательного совета НАК "Нафтогаз Украина" – Пол Ворвик, Маркус Ричардс, а месяцем ранее с аналогичным заявлением выступил и Чарльз Проктор. Причины такого решения иностранцы пояснили "отсутствием прогресса реформы компании" и "постоянным вмешательством правительства в операционную деятельность компании", чего не должно быть при корпоративном управлении активом.
В результате в набсовете компании остался лишь представитель Администрации президента – Владимир Демчишин, а стратегическое управление НАКом перешло к ее основному акционеру – Кабмину. Это тут же вызвало реакцию основных кредиторов "Нафтогаза" – ЕБРР и Всемирного банка. В частности, ЕБРР незамедлительно заявил о том, что, пока не будет сформирован эффективный и дееспособный набсовет, банк может существенно ограничить доступ госкомпании к кредитной линии в 300 млн евро. Этот займ ЕБРР предоставил "Нафтогазу" в октябре 2015 года под госгарантии на три года для закупки газа и закачки его в подземные хранилища. Ключевым условием для его получения было проведение реформы корпоративного управления. О том, что у правительства могут возникнуть проблемы с кредитованием "Нафтогаза" намекнули и во Всемирном банке.
Кабмину Гройсмана удалось выйти из ситуации. Правительство отменило временно отменило конкурс по отбору членов набсовета в госкомпанию, чтобы оперативно назначить независимых директоров, кандидатуры которых ему рекомендовали международные финансовые организации. Сейчас в набсовет "Нафтогаза" входят семь директоров, из которых четверо – независимые - Клэр Споттисвуд, Брюно Лескуа, Стив Хейсом и Амос Хохштейн. Еще трое представляют интересы государства – Сергей Попик, Владимир Демчишин и Владимир Кудрицкий. "Сейчас у НАКа качественно новый набсовет. Там есть люди, которые не понаслышке знают, что такое разделение компании ("анбандлинг") и демонополизация рынка газа. Нет никаких сомнений в том, что они будут требовать максимально быстрых результатов в реформах. И существует огромный риск, что Кабмин не сработается и с этим набсоветом", - опасается источник РБК-Украина в одной из МФО.
Проблемы с внедрением корпоративного управления в "Нафтогаз Украины", который стал по сути первопроходцем в реализации этой реформы, могут иметь последствия и для других крупных энергетических предприятий. В "Укрэнерго" в 2017 году так и не удалось сформировать набсовет и его комитеты. "Минэнергоугля только начало подготовку к конкурсному отбору на должности четырех независимых членов набсовета, а также не утверждено само положение про набсовет компании", - отметили РБК-Украина в НЭК "Укрэнерго", добавив, что корпоративное управление остается приоритетом в работе компании в 2018 году.
"Акционер, то есть Кабмин, должен понять, что с мнением набсоветов, которые осуществляют стратегическое управление крупных госактивов придется считаться. Их непосредственно выбирали для того, чтобы ограничить влияние политиков и органов власти на работу компании. Без осознания этого премьером и энергетическим блоком правительства, ни о какой эффективной корпоративной реформе речи быть не может", - заявил на правах анонимности топ-менеджер одного из крупных энергетических украинских предприятий.
"Наиболее стрессовым событием для отрасли стало ограничение работы регулятора, которое произошло накануне нового года в период принятия наиболее важных для энергокомпаний решений относительно их деятельности в следующем году и ожидаемого обнародования проектов документов для внедрения нового рынка", – считает руководитель департамента по регуляторной политике ДТЭК Юлия Носулько.
Проблема возникла из-за того, что НКРЭКУ утратила кворум для принятия решений из-за того, что на больничный ушел член комиссии Борис Циганенко. О том, что на заседании присутствуют только три члена комиссии из семи в середине ноября сообщил глава регулятора Дмитрий Вовк. Работа отрасли оказалась полностью заблокированной из-за недееспособности регулятора. ""Энергоатом" крайне обеспокоен неопределенностью ситуации с тарифом на первый квартал 2018 года. Недееспособность НКРЕКП из-за отсутствия кворума ставит под угрозой финансирование программ Энергоатома, направленных на повышение безопасности АЭС", - заявил изданию Петр Черных.
Проблему пришлось решать в Верховной Раде, которая справилась с этим "по-своему". Депутаты приняли закон №7342-1, позволяющий президенту Петру Порошенко назначать чиновников на вакантные должности в комиссию до завершения конкурсного отбора новых членов регулятора, но не больше чем на три месяца. В декабре глава государства закон подписал и даже назначил на вакантные должности двух новых членов НКРЭКУ. "Проблема в том, что конкурс неизвестно, когда будет проведен, а вместо формирования независимого регулятора, президент укрепляет свое влияние на комиссию, которая всему энергорынку выдает лицензии и устанавливает тарифы. Если в 2018 году ситуация не изменится, о прозрачной работе отрасли и реформах можно будет не вспоминать", - говорит руководитель крупной энергетической компании, не пожелавший назвать свое имя.
Впрочем, 26 декабря прошлого года конкурсная комисся по отбору кандидатов на должности членов НКРЭКУ объявила об открытии конкурса для поиска пяти членов комиссии. Прием документов начался 29 декабря и завершится 12 февраля.
Помимо проблем, с которыми энергетика столкнулась в прошлом году, игроки отрасли называют и переломные моменты, которые будут влиять на отрасль и в этом году. Стокгольмский арбитражный суд, спустя три с половиной года судебных споров между российским "Газпромом" и НАК "Нафтогазом", в декабре удовлетворил все ключевые требования украинской компании по контракту о поставках газа. Таким образом, НАКу удалось добиться отмены условия об обязательной оплате законтрактованных объемов, независимо от фактической покупки ("бери или плати"), снизить на 47 млрд кубометров обязательный объем закупки газа и доказать несправедливость цены в 485 долларов за тысячу кубометров, на которой настаивал "Газпром".
А оператор магистральных сетей НЭК "Укрэнерго" добился подписания соглашения об условиях присоеденения украинской энергосистемы к европейской (ENTSO-E). Таким образом, украинская энергетика получит возможность "расстаться" с объединенной энергосистемой России и Белоруссии и получит доступ к европейскому энергорынку.
Украинскому правительству и игрокам отрасли очень важно в этом году не только закрепить эти успехи, но и добиться развития этих процессов. В частности, для полной интеграции с европейской энергосистемой всем энергопредприятиям придется выполнять согласованный с ENTSO-E каталог мероприятий по модернизации, "Укрэнерго" предстоит пройти сертификацию, чтобы стать оператором европейского образца. Это невозможно без введения в компании корпоративного управления.
Как для "Укрэнерго", так и для "Нафтогаза" принципиальным вопросом остается разделение компаний по видам деятельности ("анбандлинг"), а именно, разделение транспортировки и генерации. Эти нормы прописаны в украинском законодательстве и их выполнение очень важно в работе с Еврокомиссей: выполняя их, Украина, по сути, приводит рынок в соответствие с положениями европейский энергетических директив.
Для дальнейшей работы "Нафтогаза" ключевым также будет и решение Стокгольмского арбитража по так называемому "транзитному делу" с российским "Газпромом". Украинская компания требует от российского монополиста выплат за непредоставленные объемы транзитного газа в размере 16 млрд долларов. Решение по этому делу станет определяющим и по дальнейшей работе с "Газпромом", повлияет на объемы транзита, и поставит окончательную точку в вопросе "зависимости" нашей страны от импорта российских энергоресурсов.
"Для того, чтобы решать ключевые проблемы энергетики в 2018 году, эффективно и оперативно, нужна прежде всего политическая воля, стратегическое видение работы на последующие периоды, реализация болезненных, но нужных реформ. Пока в этом наибольшая проблема энергосектора", - уверен Александр Харченко. "Самым главным и значимым достижением прошлого года для украинской энергетики стало то, что вопреки всему, отрасль продемонстировала стабильную и бесперебойную работу", - заверила РБК-Украина член стратегического совета Киевского института энергетических исследований Светлана Голикова.