ua en ru

Год правительства Гройсмана. Экономика

Год правительства Гройсмана. Экономика Владимир Гройсман вжился в образ крепкого хозяйственника

Бизнес, в целом, положительно оценил первый год работы правительства Владимира Гройсмана. Успехи, в числе которых, увеличение минимальной зарплаты, возобновление сотрудничества с МВФ, улучшение ситуации с налогооблажением стали возможны не только благодаря Гройсману, но и предыдущему правительству. В тоже время премьер сейчас оказался перед вызовами, реализации которых теперь будет зависеть полностью от него. Речь идет о пенсионной и земельной реформах.

Ни обстановка в Раде, ни ожидания экспертов не говорят о том, что после 14 апреля, когда у правительства истекает "иммунитет", Кабинет министров будет направлен в отставку. Но это не значит, что не будет точечных перестановок. Об этом - во второй части "Год правительства Гройсмана. Экономика". Первая часть - здесь.    

Выше среднего

Год работы экономического блока правительства бизнес оценивает на 6 баллов из 10. Исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко отмечает, что год оказался чрезвычайно насыщенным, произошло немало важных изменений, но перед Кабмином все еще стоит немало задач. "Даже Арсений Яценюк назвал Владимира Гройсмана лучшим премьер-министром за всю историю Украины. В чем я соглашусь с Яценюком, так это в том, что в экономической части нынешний Кабмин - лучше",- говорит глава совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник.

Чуть ли не впервые за последние годы представители бизнеса с симпатией отзываются о премьере. "Премьер обращает внимание на внутреннее производство, развитие промышленности. Если предыдущий глава правительства "летал в облаках", то Гройсман "ходит по земле" и ездит по предприятиям. Риторики пока много, хотелось бы больше дел, но он пытается разобраться, что нужно сделать, чтобы бизнесу было хорошо", - считает Олейник.

Президент Центра экономического развития, советник президента Александр Пасхавер называет Гройсмана "решительным исполнителем": он берет на себя обязательства и старается их выполнить. "Для меня это новое явление в политике. За 25 лет независимости мы привыкли слышать только обещания", - уточняет Пасхавер.

На вопрос РБК-Украина доволен ли сам Гройсман своей работой и деятельностью своего правительства, премьер ответил с плохо скрываемым желанием показаться одновременно скромным и суровым, эдаким "парнем, который просто делает свою работу". "Всегда нужно быть самокритичным. Это дисциплинирует. Я не буду давать персональных оценок министрам, где-то есть больший прогресс, где-то – меньший. Я пытаюсь помогать коллегам и быть более эффективными, кого-то благодарю, что мне помогают", - говорит премьер-министр.

Несмотря на заявления о самокритичности, ни сам Гройсман, ни министры не говорят о "провалах" за год своей работы, а некоторые заявления и вовсе носят манипулятивный и популисткий характер. В этом можно легко убедиться, взяв в руки брошюру "Год работы Кабмина Владимира Гройсмана: обещал-сделал". Там, например, отмечается, что обещание возродить украинскую экономику выполнено.

После двух лет падения, в 2016 года экономика выросла на 2,3%. Первый вице-премьер-министр экономического развития и торговли Степан Кубив неоднократно делал акцент на том, что Кабмин остановил падение основных макропоказателей и обеспечил стабилизацию Украине. Но это не только заслуга Гройсмана, но и двух правительств Яценюка Есть в этом и заслуга Нацбанка: реформирование начало давать результат, жесткая экономия госрасходов, валютные ограничения, реструктуризация госдолга дают теперь возможность либерализовать политику. "Одним из факторов роста стало повышение цен на мировых рынках, но общий фон реформ сыграл свою роль, строительство показало высокие темпы и результат здесь, в том числе, и за счет дерегуляции, которая наиболее интенсивна в этой сфере", - поясняет Александр Пасхавер.

В числе достижений из разряда "премьер сказал, премьер - сделал"– повышение соцсандартов, субсидии, дерегуляция, господдержка аграриев, финансирование строительства нового корпуса "Охматдет". Но ежегодный пересмотр соцстандартов – обязательства Кабмина по закону, хотя Гройсман вполне заслуженно может поставить себе в зачет увеличение минимальной зарплаты вдвое, до 3200 грн. Это активизировало не только потребительский спрос, но и инфляцию, а также увеличило доходы Пенсионного фонда. Субсидии выплачивались и при предыдущем правительстве, как и происходило финансирование строительства корпуса детской больницы. Тоже самое и с дерегуляцией. А господдержка сельхозпроизводителей – вынужденная мера, так как по требованию МВФ аграрии лишились льготного режима НДС.

"3200 – вроде бы и неплохая идея, но административными методами это не должно делаться. Для наших предприятий – это не было проблемой, зарплаты и так были выше, но другие компании говорили, что приходилось людей переводить на неполный рабочий день или на полставки, таким образом, оптимизируя расходы, - рассказала РБК-Украина Анна Деревянко. - Есть у нас вопросы и к тому, как организована оплата труда у сотрудников офисов по поддержке реформ, которые работают при министерствах. Офисы финансируются донорами, сотрудники оформлены как частные предприниматели, что минимизирует их затраты на уплату налогов. Но если уж вы занимаетесь реформами, то начните их реализацию с себя, ведь это создает неравные условия. Если не хотите, давайте менять законодательство и пусть такие условия распространяются на всех".

Деньги любят

Плюсом, во всяком случае таковым его считает власть, называется возобновление сотрудничества Украины с МВФ, которое до этого было практически на год заморожено. Помимо кредитных денег от фонда, Украина получила и доступ к макрофинансовой помощи Европейского союза, а также кредитным гарантиям США. Большинство инициатив Минфина было поддержано и в Верховной раде. Речь идет об изменениях в Налоговый и Бюджетный кодекс, предусматривающих среднесрочное бюджетное планирование, улучшение качества администрирования налогов. Сокращены полномочия районных налоговых инспекций, введена одноуровневая система обжалования решений Государственной фискальной службы, расширены возможности электронного кабинета плательщиков.

Революционным для бизнеса решением является запуск с 1 апреля Единого электронного реестра возмещения НДС. В публичном доступе находится вся информация о проверках, объемах заявок и возврата НДС, статус компании. По словам министра финансов Александра Данилюка, блокировал запуск этого реестра глава ГФС Роман Насиров, ныне отстраненный от исполнения служебных обязанностей.

Теперь, когда Насиров уже больше месяца находится под следствием, Данилюк активизировал свою деятельность в налоговом направлении. Минфин наконец-то получил результаты отчета по выполнению ключевых показателей эффективности (KPI) Государственной фискальной службы. В его распоряжении также оказались первые результаты анализа возмещения НДС за 10 месяцев 2016 года. Было проверено 100 предприятий по параметрам сумм возврата, хронологии и сроков возмещения. "Результаты анализа указывают на наличие возможных нарушений Налогового кодекса должностными лицами ГФС и казначейства", - заявил министр Данилюк.

У 72 компаний хотя бы в одном месяце была необоснованно уменьшена сумма возмещения НДС (вероятный объем недополученного бизнесом НДС - 3,2 млрд грн), у 50 предприятий – нарушены сроки формирования выводов ГФС, что является основание для казначейства удовлетворить заявку бизнеса, в 72 из 195 случаях были нарушены максимально допустимые сроки возврата НДС. 10 плательщикам из последних 72 сумма возмещения не выплачивалась 100-300 дней, несмотря на позитивный вывод ГФС.

Минфин уже приступил к анализу информации за весь 2016 год и первый квартал 2017 года. Результатом этого станут спецпроверки. По данным РБК-Украина, Минфин намерен провести комплексный аудит деятельности ГФС: для проверок KPI, баз данных.

По словам Дмитрия Олейники, бизнес давно ратовал за открытый реестр возмещения НДС, как возможность минимизации коррупции вокруг этого вопроса, но пока нет полной информации и данных в динамике, говорить о "перемоге" рано.

Пока что Данилюку не удалось реализовать идею с запуском новой Службы финансовых расследований вместо ликвидированной налоговой милиции. Его законопроект после одобрения правительством уже полмесяца лежит в Администрации президента и там пока особо не спешат выносить документ на рассмотрение Нацсовета реформ, как было обещано президентом. А первый замглавы АП в своем Facebook уже начал критику законопроекта Минфина. Например, Шимкиву непонятна зачем СФР спецсредства - шлемы, наручники, электрошокеры, кони, собаки – если служба заявлена как аналитическая и демилитаризированная. "Это больше похоже на службу фетиш развлечений", - иронизирует он.

Читаю законопроект про Службу Фінансових Розслідувань, яка теоретично заявлена, як структура не мілітаризована та аналіт...

Опубліковано Dmytro Shymkiv 12 квітня 2017 р.

Как ранее сообщало РБК-Украина, в парламенте готовится альтернативный законопроект. Не исключено, что именно он и ляжет в основу создания новой службы.

Также не удалось Минфину добиться легализации игорного бизнеса и добычи янтаря, принятия в парламенте законопроекта об уполномоченных экономических операторах, что упростило бы таможенный контроль для бизнеса. В целом с реформой таможни также все очень странно. Ее планируют свести к ликвидации таможен на местах, зато в достижение записывается введение "единого окна" при оформлении грузов, создании "черных сотен" для поиска коррупционеров, однако о результатах этих "нововведений" ничего не известно. "Недостаточную эффективность показала система "единого окно", необходимо ее усовершенствование", - отмечают в ЕБА.

Чем занимается вице-премьер Степан Кубив бизнес однозначно ответить не может, отмечая его достаточную пассивность в решение проблем, такой особенности, как пообещать и ничего не сделать. Поэтому видят необходимость в смене руководителя экономического блока. "У Кубива "короткое плечо" планирования, много имитации работы, но в целом экономикой реального сектора он не занимается. Экономблок требует человека с характером, который бы мыслил стратегически", - считают представители бизнеса.

Хотя если в целом оценивать работу МЭРТ за год, то она скорее позитивна, но это не заслуга Кубива. Запущена реформа госпредприятий, но так и не реализована "большая приватизация", заработала система электронных закупок Prozorro. Благодаря инициативе торгового представителя Украины Наталье Микольской разработана Экспортная стратегия, о которой десятилетиями только говорили. Теперь бизнес ждет ее имплементации, в частности, предполагается создание Экспортно-кредитного агентства, однако МВФ не особо поддерживает эту идею и пока что этот вопрос так и "подвис".

В течение года подписано и ратифицировано соглашение о зоне свободной торговли с Канадой, получены дополнительные квоты на экспорт продукции в ЕС в рамках ЗСТ с Евросоюзом, активизирован переговорный процесс о свободной торговле с Израилем. Торговый представитель вместе с бизнесом ищет новые рынки сбыта украинской продукции, таким образом, замещая рынок России и постоянное блокирование со стороны РФ торговли не только с этой страной, а и со странами Азии, ограничивая транзит.

Среди позитивов в Европейской бизнес ассоциации называют отмену госрегулирования цен. С октября это реализовывается в виде пилотного проекта, но в пресс-службе МЭРТ РБК-Украина рассказали, что приостановка госрегулирования цен существенно не повлияла на динамику цен на рынке и потребительские настроения. Поэтому МЭРТ будет рекомендовать правительству отменить норму по регулированию, действующую с 1996 года.

Реформам несть числа

Провальной на данный момент можно назвать работу правительства в направлении пенсионной реформы. За год в Кабмине так и не смогли не то, чтобы подать соответствующий законопроект в парламент, а даже начать разъяснительную работу с гражданами и депутатами о необходимости реализации такой реформы. Уже какой год МВФ требует от Украины ее проведения, данное обязательство "кочует" из одного Меморандума в другой. В тоже время руководство государства обязалось принять эту реформу уже к концу апреля.

Широко о пенсионной реформе правительство начало говорить всего 2-3 недели назад, явно готовя положительный политический грунт, на котором не может и не должна прорости идея досрочного снятия с должности действующего состава правительства. На своей пресс-конференции Гройсман заявил, что пенсионная, как и земельная реформа, которая также входит в список "вечных обещаний" Украины, будут приняты до конца июля. С 1 января 2018 года изменения должны заработать. Отметим, что в Меморандуме четко написано, что реформа должна предполагать "новый набор вариантов выхода на пенсию с широким диапазоном пенсионного возраста, чем действующий".

Однако в правительстве категоричны – повышения пенсионного возраста не будет. Зато предполагается пересмотр стажа, необходимого для выхода на пенсию, увеличение размера ставки ЕСВ для работодателей, на чьих предприятиях ухудшаются условия труда, увеличивается травматизм и уровень профзаболеваний, замена механизма возмещения пенсий по возрасту на льготных условиях на уплату работодателем повышенного ЕСВ, введение, с 2019 года, накопительной системы для отдельных категорий.

Реформой премьер-министр называет и повышение с 1 октября пенсионных выплат через процедуру "осовременивания", тогда же планируется отменить и их налогообложение. Если сейчас за основу при расчете пенсий берется средняя зарплата 2007 года, то в Кабмине планируют исходить из показателя 2014-2016 годов. Речь идет о 3764 грн. При этом размер минимальной пенсии не будет привязан к соцстандартам, в частности прожиточному минимуму, а составит 40% от минимальной зарплаты (сейчас это 1280 грн). Окончательных расчетов механизма "осовременивания" пенсий еще нет, но по предварительным данным в октябре-декабре это потребует дополнительно почти 12 млрд грн и повышение коснется 5,6 млн пенсионеров из 12 миллионов живущих в стране. Диапазон повышения пенсий – от 50 грн до более 1000 грн.

altaltaltaltaltaltaltaltaltalt

Нынешний состав Кабмина не хуже предыдущего, считает бизнес, и глобально переформатировать его не имеет смысла, поскольку очевидно, что тогда еще, минимум на год, реализация реформ затормозится. "Если бы они вообще ничего не делали, тогда – да, а так только полгода может уйти на то, чтобы "въехать" в суть проблем, - считает Анна Деревянко. – Каждый год менять нельзя, хотя бы 3-4 года срок должен быть".

Хотя в самом правительстве отмечают - если никого не поменяют, это будет очень странно. Сейчас есть вопросы по поводу эффективности и соответствия занимаемым должностям к министру энергетики Игорю Насалику, министра АПК Тарасу Кутовому. "С Насаликом и так все понятно, а по АПК, в контексте необходимости запуска рынка земли, там понадобится кто-то посильнее, - говорит собеседник РБК-Украина в правительстве. - Не может так дальше продолжаться ситуация вокруг "Нафтогаза" и Минэкономики, из-за чего НАК просто не может нормально работать. Начиная с той истории с изменением устава в прошлом году (МЭРТ в сентябре 2016-го, без ведома "Нафтогаза" изменил устав компании и ПАО "Укртрансгаз", фактически, забрав право управления оператором ГТС – ред.) до нынешней темы с изменением состава набсовета. И дело не в Кубиве, а в той группе, которая Андрея Коболева (глава правления НАК. - ред) через Минэкономики "мочит"".

Впрочем, пока Владимир Гройсман не заявлял о своем намерении избавиться от кого-то из действующих министров. Но эта ситуация вполне может измениться, кода правительство выступит с отчетом в Раде, и тема отставки Кабмина отойдет на второй план. Сейчас у Рады нет ни желания, ни голосов направлять Кабинет Гройсмана в отставку, но это не значит, что депутаты не захотят поменять кого-то из министров.