ua en ru

Герман Каплун: “В США большинство рекламодателей в digital-media – малый и средний бизнес”

Автор: RBC.UA
Украинский рынок IT-проектов выглядит более интересным, чем в России, считает директор по стратегическому развитию компании TMT Investements Герман Каплун. По его словам, это связано с тем, что в Украине нет таких мощных монополий и обширного государственного заказа, как в РФ. При этом, в интервью РБК-Украина Герман Каплун рассказал о наиболее вероятных трендах развития digital-media на ближайшие 3-5 лет.

РБК-Украина: В чем сходства и различия динамики развития Интернет-рынка в США и на постсоветском пространстве, в частности, в Украине и России?

Герман Каплун: Россия и Украина занимают не последнее место в плане динамики развития Интернет-рынка. Здесь условия даже лучше, чем в странах Евросоюза, потому что можно пробовать запускать проекты с очень небольшими деньгами. При этом, стартовая сумма инвестиций в проекты - далеко не ключевое условие успеха. Было немало проектов, в которые вливались существенные суммы, а проекты заканчивались провалом. А есть проекты с предельно минимальными суммами инвестиций, которые успешно выстрелили.

Отличие рынка США - в его масштабах, он гигантский. Российский рынок, разумеется, меньше, но в него активно инвестирует государство, работают бизнес-ангелы.

Украинский рынок существенно уступает российскому, но качество проектов у вас выше, чем в РФ.

РБК-Украина: С чем это связано?

Герман Каплун: С тем, что в Украине нет российских нефти и газа. И ваши компании вынуждены до начала старта проекта продумывать коммерческую составляющую проектов. Потому в РФ процент неудачных проектов выше, чем в Украине. Хотя, справедливости ради отмечу, что во всем мире процент неудачных проектов превышает планку 90.

РБК-Украина: Каковы фундаментальные различия в подходах к финансированию стартапов в США, РФ и Украине?

Герман Каплун: Половина инвесторов в Силиконовой долине - это бизнес-ангелы. У них есть свободные деньги, которые вкладываются в технологии.

Причем, как я уже говорил, речь не идет о больших суммах инвестиций. Чаще всего предполагается, что стартап должен показать быструю самоокупаемость и прибыльность. Потому огромная часть вложений в проекты исчисляется несущественными суммами - 10-25 тыс. долл.

Но и здесь выживает, в лучшем случае, один проект из семи. Потому что одной идеи мало, нужна тестовая реализация или создание некоего прототипа. Например, модели нового телефона.

Часто на этапе идеи кажется, что она великолепна. А на этапе тестирования оказывается, что она, при всей своей позитивности, не выдерживает конкуренции в контексте массового производства - сервисов, девайсов и пр.

А в России и в Украине нет такого количества бизнес-ангелов и это в целом определяет емкость данного сегмента рынка.

РБК-Украина: Каких изменений следует ожидать в сегменте Интернет-медиа в ближайшие 3-5 лет?

Герман Каплун: Главным трендом я вижу усиление роли мобильных устройств - все СМИ будут работать через телефоны. И ТВ, и радио, и прочие СМИ.

Возрастет роль и влияние блогеров, которые станут реальными конкурентами СМИ. Это же касается и журналистов, блоги которых будут популярнее, чем СМИ, в которых они работают.

Думаю, почти полностью умрет сегмент подписных СМИ, кроме узкоспециализированных. Эксперименты Wall Streer Journal и Financial Times по введению подписки обречены на неудачу.

Работа информационных агентств переместится из сферы B2С в сферу B2B, хотя агентства так же, как и сейчас, полагаю, останутся главными поставщиками контента. Но возрастет роль визуального контента - фото и видео.

Медиа вынуждены будут стать ярче, красочнее, с более броскими заголовками. Будет возрастать роль социальных сетей в продвижении как СМИ, так и их продукта.

И, разумеется, те СМИ, которые не смогут перестроиться на мобильные приложения, обречены на смерть.

Думаю, тенденция к сокращению читающей аудитории продолжится, потому большие статьи будут вытесняться небольшими заметками, насыщенными визуальным контентом. Скажем так, подача темы станет важнее самой темы.

Изменится и рынок рекламы. Реклама станет более аудиторной, более поведенческой. Интернет-СМИ, как более мобильные, смогут отфильтровывать и подавать потребителю только ту рекламу, которая ему интересна.

РБК-Украина: Почему такая низкая монетизация у digital-media на постсоветском пространстве, если сравнивать с США?

Герман Каплун: Потому что в США большинство рекламодателей в этом формате СМИ - малый и средний бизнес. Этому бизнесу важна эффективность, мобильность, которую могут дать только digital-media.

А в России главные рекламодатели - олигархи и государственные корпорации. Кому нужна реклама «Газпрома»? Наверное, никому, но она есть. Да и сами СМИ в России и в Украине в большинстве своем - олигархические.

Из-за олигархической природы СМИ и рекламы большинство кампаний, проводимых в Интернет, неэффективны. Потому что их эффективность никому особо не нужна, важно присутствие ради присутствия.

И еще один фактор - это инерция. Традиционно самый большой сегмент рекламного рынка у ТВ. Крупные рекламные агентства, работающие с телеканалами, продолжают защищать именно этот формат рекламной активности, чем мешают более быстро развиваться рынку Интернет-рекламы.

Хотя рынок Интернет-рекламы, наверно, единственный, который продолжает расти и хорошими темпами. Поэтому, полагаю, ситуация с монетизацией Интернет-СМИ и в Украине, и в России будет улучшаться.

РБК-Украина: То же касается монетизации рекламы через мобильные устройства?

Герман Каплун: Я бы не был таким пессимистом в данном вопросе. Например, Yandex, у которого большинство рекламодателей как раз из среднего и малого бизнеса, уже обогнал ОРТ.

Но важно понимать вот что. В России и в Украине есть иллюзия, что мы - богатые страны. Но это не так. В РФ, например, не более 9 млн человек имеют доход, сопоставимый со среднеевропейским, а это, естественно, влияет на рынок рекламы и активность пользования Интернетом и различными приложениями. То есть, из-за сильного расслоения в обществе нет такого слоя потребителей, как в США или ЕС.

Кроме того, есть масса бесплатных ресурсов, из-за которых потребитель привыкает не платить ни за что. И эта ситуация быстро не поменяется, потребуется 3-5 лет, чтобы люди начали платить за сервисы и контент.