Филипп Ильенко: Если украинских фильмов нет в прокате, то сознание украинцев формирует кто-то другой
В марте президент Петр Порошенко подписал закон о государственной поддержке национального кинематографа. Поэтому в следующем году на развитие украинских фильмов могут выделить два миллиарда гривен. Кроме этого, впервые государство может предоставить деньги на производство сериалов, а также оказать существенную поддержку для продвижения национального кино в Украине и за рубежом. Вместе с тем, в следующем году планируется выплатить 17 миллионов гривен стипендий девяти членам Совета по господдержке кинематографии.
Подробнее о финансировании украинского кинематографа, а также о том, почему кинотеатры неохотно берут украинские фильмы в прокат, и как на развитие кино влияет Одесский фестиваль РБК-Украина расспросило у председателя Государственного агентства по вопросам кино Филиппа Ильенко.
- В марте президент, наконец-то, подписал закон "О государственной поддержке кинематографии в Украине" (Верховная Рада приняла его еще год назад, но президент наложил вето и предложил собственные поправки, - ред.). Какие фильмы наше государство должно финансировать, в первую очередь: документальные, авторские или массовое кино? А может, нужно прежде всего позаботиться о режиссерах-дебютантах?
- Эти направления не являются взаимоисключающими. Может быть, например, массовое кино, созданное дебютантами. И я хотел бы сказать о другом: нужно поддерживать все виды и направления кино, но при этом правильно расставить акценты. Сегодня мы поддерживаем, в основном, жанровые фильмы, ориентированные на широкую зрительскую аудиторию. Это необходимо делать для того, чтобы удовлетворить потребность людей в кинематографе, ведь мы вытеснили с нашего рынка большое количество российского кино, которое Российская Федерация использует как инструмент пропаганды.
- Должно ли государство финансировать прежде всего патриотические фильмы и должен ли вообще кинематограф формировать национальное сознание?
- Кинематограф формирует национальное сознание, и если украинских фильмов нет в прокате, то это означает, что национальное сознание украинцев формирует кто-то другой, за пределами нашего государства. Поэтому мы должны поддерживать патриотические проекты. Однако для меня, патриотический проект - это не обязательно проект о войне или о каком-то историческом, героическом персонаже. Хотя могут быть и такие примеры, и их много. Мы их поддерживаем. Но кроме этого, это может быть фильм, который создаст новые архетипы, символы, какие-то новые мифы, которые могут объединять украинцев, способствовать их национальной самоидентификации. Это может быть комедия, цитатами из которой начнут массово шутить люди. Это может быть экшн, где будет современный супергерой, образ которого станет массовым.
- В законе о господдержке есть пункт о частичном возвращении средств продюсерам, в том числе, иностранным, если они на территории нашего государства создают свой продукт. Государство будет компенсировать 16% средств, вложенных продюсерами, и от 5% до 10% от затрат на актерские гонорары. Позволит эта норма привлечь в Украину иностранных инвесторов, кинопродюсеров, и насколько это быстрый процесс?
- Норма на это и направлена. Для того, чтобы она заработала, необходимо отразить соответствующие средства в государственном бюджете. Необходимо принять еще целый ряд подзаконных актов. Чем, собственно говоря, мы сейчас и занимаемся.
Прежде всего законом предусмотрено создание Совета по кинематографии, который будет принимать решение о предоставлении всех видов государственной финансовой поддержки. Необходимо создать подзаконные акты, которые бы регулировали порядок работы этого Совета, принятия им решений по каждому из видов государственной поддержки. Эту систему так называемых cash rebate или tax shelter (cash rebate - система наличного возвращения части вложенных средств, tax shelter - налоговая льгота, когда предпринимателя освобождают от оплаты части налога, - ред.) сейчас может предложить практически каждая европейская страна.
Это уже элемент межгосударственной конкуренции за привлечение иностранных крупных продакшенов. Сегодня многие американские фильмы снимаются в Восточной Европе, иностранные продюсеры готовы привозить свои проекты в Украину только при условии наличия системы бонусов. В частности, cash rebate.
- Когда необходимые подзаконные акты будут приняты, сколько лет понадобится, чтобы привести иностранных продюсеров в Украину?
- Первые проекты начнут реализовываться, как только заработает эта система. Вероятно, уже со следующего года.
- Повлияет ли появление иностранных продюсеров в стране на качество украинской кинопродукции?
- Это абсолютно взаимосвязанные вещи, потому что, очевидно, вся съемочная группа не будет привозиться из-за рубежа. Мы рассчитываем, что будут привлекаться украинские специалисты, украинские студии, сервисные компании. Таким образом, они будут получать опыт работы с крупными зарубежными продакшенами, доступ к ноу-хау, к практикам современного кинопроизводства. Потом это будет использоваться уже в производстве национальных фильмов. Придут инвесторы, которые будут создавать большие киностудии, которые, кроме того, что будут обслуживать иностранное кино, будут доступны и для работы украинским кинематографистам.
Фото: Ильенко уверен, что кинематограф формирует национальное самосознание (Виталий Носач, РБК-Украина)
- Госкино подало в Минкульт план финансирования на три года. Согласно плану, в 2018-м на поддержку кино из госбюджета предлагается выделить два миллиарда гривен. На какие именно нужды планируется потратить эти деньги?
- Сегодня при поддержке Госкино снимается около 50 полнометражных художественных фильмов. В ближайшее время мы планируем запускать уже и победителей Десятого конкурсного отбора, это довольно масштабные проекты с большими бюджетами. На это нужно как минимум 700 миллионов гривен бюджета следующего года. Кроме того, появляются новые формы государственной поддержки: создание сериалов, cash rebate, финансирование профессионального образования, тренингов, сохранения и реставрация архивного наследия. Это проекты по популяризации национального кино, его полноценному представлению на международных кинорынках, фестивалях.
- На продвижение кинопродукции планируется выделить 200 миллионов гривен. Хватит ли этих денег, чтобы представить украинские фильмы за рубежом и донести их до украинского зрителя, который также не очень хорошо с ними знаком?
- Это немало. Можно многое сделать за эти деньги. Мы вкладываем серьезные средства в производство фильмов: в этом году 500 миллионов. Но как зритель узнает об этих фильмах, за счет чего? В американском кинематографе соотношение примерно такое: треть инвестиций и треть от стоимости производства фильмов идет на организацию промокампаний. Без нормального промо, без поддержки дистрибуции, рекламной кампании, люди о них просто не узнают. Мы сейчас выкручиваемся как-то без денег, ходим просим поддержки у телеканалов, СМИ. Где получаем ее, где нет. Но все это не может постоянно работать на таком волонтерском принципе, бесплатно.
Кроме промо конкретных фильмов, есть еще международные фестивали, участие страны в международных кинорынках. Это - престиж страны. Там все очень дорого. Аренда одного только павильона в Каннах составляет ориентировочно 20 тысяч евро. Это просто голый павильон с мебелью, а надо его наполнить дизайном, персоналом, который квалифицированно владеет информацией о кино и иностранными языками. Этим людям нужно жить, есть в течение двух недель, нужно проводить какие-то мероприятия, приемы, презентации. В конце концов, это все выливается в очень серьезные бюджеты.
В Украине очень много кинофестивалей, самые крупные среди них - Одесский и кинофестиваль "Молодость". Мы предоставляем им поддержку, но наши возможности ограничены, хотя их значение для международного имиджа Украины чрезвычайно велико.
- На Одесский фестиваль сколько выделили в этом году?
- Один миллион гривен. Это относительно немного.
- 500 миллионов, которые выделили в этом году на поддержку кино, на что пошли в первую очередь?
- На производство фильмов. Как я уже говорил, сейчас в производстве практически полсотни национальных полнометражных художественных фильмов. Со второго полугодия начинается кинопрокатный сезон, у нас очень много премьер - аж 13. Из них 11 - это фильмы, созданные при поддержке Госкино. Такого никогда раньше не было, при чем это все - достойные фильмы. Надеюсь, что многие из них могут продемонстрировать серьезный результат и в бокс-офисе (получат высокие кассовые сборы, - ред). Многие из них - участники престижных международных фестивалей, в том числе, призеры.
Фото: Ильенко уточнил, что на Одесский кинофестиваль выделили миллион гривен (Виталий Носач, РБК-Украина)
- Можно ли ожидать, что украинское кино начнет конкурировать в прокате?
- Мы на это очень надеемся.
- Почему кинотеатры до сих пор неохотно принимали украинские фильмы?
- И сейчас не с ажиотажем у них это происходит. Потому что украинские фильмы, и это ни странно, не всегда выглядят так, как голливудские. А именно голливудские фильмы собирают основную кассу и кормят кинотеатры. Голливудское кино, в первую очередь, и расписывается крупными дистрибьюторами, которые продают фильмы пакетами. Поэтому очень часто для украинского кино просто не остается места на хороших сеансах. Сейчас мы активно работаем с кинотеатрами, убеждаем их в необходимости более активного показа украинского кино. Есть установленная законом квота на демонстрацию национальных фильмов. К сожалению, там не настолько большие штрафы, но, думаю, мы инициируем их увеличение.
- В этом году для участия в первом этапе питчинга Госкино (конкурсный отбор кинопроектов, который агентство проводит, чтобы выбрать лучшие и затем выделить государственное финансирование на создание этих фильмов, - ред.) было рекордное количество заявок - почти триста. С чем вы связываете такую активность?
- Прежде всего с тем, что мы продемонстрировали доступность, реальность получения государственной поддержки. Это все работает открыто, прозрачно, честно. Поэтому и подается такое большое количество проектов. Кстати, по результатам Десятого конкурса, у нас беспрецедентное количество победителей - 78. Это очень круто!
- Фильмы-победители были рекомендованы для включения в Программу производства и распространения национальных фильмов на 2017-2018 годы, но в случае существенного уменьшения бюджета. С чем связано такое условие?
- По мнению Экспертной комиссии, некоторым проектам можно было бы сократить бюджет. Комиссия считает, что продюсеры немножко ошиблись, определяя запрашиваемый бюджет, и просит их еще раз критически пересмотреть сметы и повторно аргументировать размер бюджета, который уже уменьшен. Это будет рассматриваться в каждом конкретном случае. Очень часто можно оптимизировать какие-то вещи в кинопроизводстве, то есть, сделать их более скромно, менее масштабно, и без потери качества.
- В следующем году питчинг Госкино будет проходить по новым правилам. В чем будет принципиальное отличие?
- Теперь финальное решение будет принимать Совет по кинематографии. Будет сохранена открытость и прозрачность проведения питчингов. Возможно, они будут проводиться чаще. Будут существовать отдельные экспертные комиссии по отдельным видам фильмов и это, пожалуй, будет происходить не все сразу. Ибо, если честно, рассмотреть за неделю 162 проекта, которые прошли во второй тур, - это титаническая работа.
- 24 июля Общественный совет при Госкино поддержал проект постановления, согласно которому члены Совета по господдержке кинематографии должны получать стипендию в 160 тысяч гривен (50 минимальных зарплат, - ред.). В чем необходимость такой высокой оплаты для экспертов, которые будут решать, на какие проекты выделять государственные деньги (размер стипендий еще предстоит утвердить профильному департаменту Министерства финансов, - ред.)?
- Это пока идея, которая обсуждается, финального решения, даже на уровне проекта, еще нет. Но надо исходить из того, что мы хотим, чтобы люди, которые принимают решение о миллиардах гривен, получали достойную оплату в виде ежемесячной стипендии. Она сделает невозможными коррупционные риски, более того - это должны быть профессионалы, авторитетные люди, которые сейчас работают в индустрии. На время работы этого Совета они не смогут заниматься в киноиндустрии проектами, которым предоставляется господдержка, и даже осуществлять независимые проекты, которые создаются в сотрудничестве с теми, кто получает государственную поддержку. А сегодня практически все ведущие кинопроизводственные компании Украины такую поддержку получают. Очевидно, что в будущем поддержку на создание сериалов и кэш-рибейты будут получать большинство телеканалов и игроков рынка. В Раде должны быть успешные люди, которые в реальной профессиональной жизни получают серьезный доход. Они должны от него отказаться и пойти работать на государство в течение двух лет. Вопрос размера стипендии является пока предметом дискуссии.
Между прочим, в Украине есть государственные служащие и чиновники, которые получают и большие деньги за свою работу. Здесь нет ничего фантастического и нереального. Но я хочу привести другой пример. У нас вот есть вакансия в Госкино. Я как руководитель не могу найти сотрудника, потому что там есть требование - свободное владение английским языком, но при той зарплате, которую мы можем предложить, мы не можем найти человека. Даже без опыта работы, человек, который свободно владеет английским, в частном секторе получает минимум вдвое большую зарплату за аналогичную работу. Нам вообще надо привыкать к тому, что государственные служащие должны получать такую зарплату, которая позволяет им хотя бы сохранять человеческое достоинство, особенно это касается специалистов низшего звена.
- В Facebook уже начали обсуждать эту стипендию для членов Совета по господдержке кино. Интернет-сообщество удивлено такими большими суммами, люди приводят аргументы, что представители Совета будут работать два раза в год, когда будет проходить питчинг, но получать деньги ежемесячно. Возможно, вы меня поправите?
- Заседание этого Совета будут происходить ежемесячно, а иногда и чаще. Кроме того, для подготовки к заседанию эти люди будут обрабатывать большой объем документов. Потому, что форм господдержки станет много и все расходы, которые будет осуществлять Госкино, они будут утверждать. Соответственно, они имеют все это изучать.
Во-вторых, они будут утверждать все существенные изменения в проектах, которые уже реализуются, это довольно большая нагрузка. И это для них будет основным видом деятельности. Мы согласны, что им нельзя заниматься в этот момент ничем другим: ни в коммерческом плане, ни получая какие-то деньги от государства. Согласны, потому что это сразу ведет к конфликту интересов.
В противном случае, мы должны найти девять волонтеров, которые в течение двух лет будут делать это бесплатно (членов Совета будет девять, - ред.). Бесплатный сыр есть только в мышеловке, как известно. Это означает, что работать будут люди, которые будут жить за счет чего-то другого. В этом заключается большое количество коррупционных рисков.
Фото: Ильенко уверен, что члены Совета по господдержке кинематографии должны получать достойную зарплату (Виталий Носач, РБК-Украина)
- Несколько дней назад появилась новость, что в списке госпредприятий, которые Минэкономразвития планирует приватизировать, есть киностудия имени Довженко. Также подают на приватизацию Украинскую киностудию анимационных фильмов и студию хроникально-документальных фильмов. Вы поддерживаете приватизацию? Какие последствия она будет иметь для кинематографа?
- Я точно не поддерживаю предварительно непродуманных радикальных решений в вопросе приватизации. Есть определенные риски в этом процессе, которые надо обсудить. Это, например, риск того, что эти объекты перестанут быть объектами кинематографии. Пока нет реального инвестора, реального проекта развития этих предприятий, говорить о приватизации рано. Тем более, что развитие этих предприятий возможно и без приватизации.
Надо профессионально рассмотреть каждое из этих предприятий, посмотреть, что нужно сделать для их развития. Возможно, действительно надо говорить о частичной приватизации, где контрольная часть будет принадлежать государству, а часть - частному инвестору. Я приведу такой пример: огромная и знаменитая "Киностудия Бабельсберг" под Берлином, бывшая студия ДЕФА, была приобретена современными ее владельцами, двумя людьми, за один евро.
Но почему крупное предприятие было продано за одно евро? Условием для инвесторов было сохранение этого учреждения именно как киностудии, чтобы там не появился жилой массив или какое-то другое предприятие. Эти инвесторы были людьми, которые своим бизнес-опытом показали, что они могут это предприятие развить, вывести на новый уровень. Что в принципе там сейчас и происходит.
Я считаю, что без дискуссии, нельзя просто взять и принять решение, потому что завтра неизвестно кто приватизирует эти наши студии, которые еще и расположены в центре Киева. Кроме того, что там сама земля и территория стоит чрезвычайно дорого, это еще и объекты культурного наследия. Например, Довженковский сад. Мы готовы его завтра отдать в частные руки? Что там будет после этого? Сколько времени нужно, чтобы спилить эти деревья? Мы даже не успеем с вами собраться на пикет, чтобы это остановить.
С Госкино относительно этого решения никто не советовался, так как студии не относятся к нашей сфере управления, но в данный момент я не поддерживаю приватизацию этих студий.
- Вы только что вернулись с Одесского кинофестиваля, как в этом году украинские фильмы смотрелись на фоне иностранного кино?
- В этом году очень достойно, это отметили все, даже Изабель Юппер (выдающаяся французская актриса, которая в этом году посетила Одесский кинофестиваль, - ред.). Она сказала, что уже хотя бы по роликам, которые демонстрировались во время церемонии закрытия, стало понятно, что в Украине есть кино. Вообще, на фестивале было безпрецедентное количество украинских фильмов - 48. Никогда столько не было. Было большое количество полнометражных премьер, как в Национальном конкурсе, так и в главном, а также в других программах. Фильмы очень хорошо воспринимались аудиторией. Они вызвали бурные дискуссии, которые не только выплескивались в соцсетях, но и велись прямо в кулуарах, на улицах, в коридорах кинотеатров. Люди обмениваются мыслями: кому-то понравилось, кому-то не понравилось, но взволнованные реально все. Каждый удачный момент в каком-то фильме воспринимается как общая победа. Где люди видят, что можно было сделать лучше - это всех огорчает.
Очень круто, что эта дискуссия есть, она тоже движет кино вперед, потому что авторы, наконец-то, испытывают от аудитории фидбэк. Украинское кино долгое время было лишено зрителя, и поэтому часто режиссеры и сценаристы представляли себе вообще какого-то другого зрителя. Затем, когда они с ним сталкивались, у них происходил шок. Оказывалось, что их кино может быть неинтересным реальному зрителю. Сегодня, когда режиссеры видят, как их фильм смотрят обычные зрители в кинотеатре - это очень помогает понять, что воспринимается, а что - нет.
- Сейчас в Украине запрещено большинство российских сериалов. Большинство телезрителей перешли на украинские сериалы или начали смотреть российские в Интернете?
- Очевидно,что кто-то начал смотреть российские сериалы в Интернете. Хотя, не думаю, что телепросмотры радикально уменьшились именно из-за запрета сериалов. В общем, есть тенденция к оттоку зрителей к Интернету, потому что там ты можешь выбирать, что тебе смотреть в конкретное время. Но кроме всего этого, запреты повлекли бурное развитие собственного контента. Украинские актеры начали играть в главных ролях, а режиссеры и сценаристы - участвовать в создании фильмов. Ранее в Украине много сериалов снималось для России, но в основном Украина была просто сервисом, то есть, местом производства. А весь креативный продюсерский контроль происходил из-за рубежа. Сегодня телеменеджеры, телепродюсеры, продюсеры сериалов учатся сами придумывать это все. Это очень важно и в некоторых случаях происходит успешно. Учитывая их ограниченные возможности бюджетов, есть много вещей, за которые можно похвалить.
- Пятьсот миллионов, которые, возможно, выделят в следующем году на производство сериалов из госбюджета, изменят ситуацию?
- Конечно, я думаю, что увеличится их количество. Все сериалы, которые будут поддерживать государство, будут украиноязычными. Они станут лучше, поскольку будут иметь более мощные бюджеты. Будут более сложные съемки, больше актеров, больше каких-то интересных сцен, лучше освещение, лучшие камеры, и так далее.
- В одном из интервью вы говорили, что украинский кинематограф реально сделать одной из ведущих отраслей экономики. Может ли закон о господдержке ускорить этот процесс?
- Это очень важный шаг к этому. Развитые страны мира экспортируют интеллектуальный продукт. Движущими силами их экономики является креативная экономика. Америка, например, уже давно экспортирует на весь мир продукцию - результат креативных индустрий. В Украине пока развитие креативных индустрий находится на начальном этапе. Именно креативные индустрии могут повлечь за собой иные индустрии, так как они повышают интерес к стране, улучшают имидж, приводят туристов, инвесторов. Я вижу, что кино сейчас по крайней мере попало в фокус поддержки и Президента, и Правительства, и Верховной Рады, это чувствуется. Если такие растущие темпы поддержки будут храниться в течение 5-7 лет, сможем сказать, что у нас есть новая волна украинского кино. Мы пока преодолеваем инерцию покоя, будет момент, когда мы уже будем иметь инерцию движения вперед. Главное сейчас - не прекращать движение. Потому что если остановить его, все наши усилия, которые приложили за последние годы, будут потрачены впустую.