Евгений Прусенко: “Чтобы средства доходили до дорожников, нужен внебюджетный дорожный фонд под контролем общественности”

Приход весны и столь необходимый ремонт дорог совпал со сложнейшей ситуацией в стране. Что делать и как решать существующие автодорожные проблемы в интервью РБК-Украина рассказал глава «Укравтодора» Евгений Прусенко.

РБК-Украина: Вы - человек из науки, у Вас большой опыт работы в отрасли и на Ваши плечи сейчас легла такая нелегкая задача - обеспечить жизнедеятельность автотранспортных артерий страны. Как вы оцениваете нынешнее состояние дорог и что на Ваш взгляд необходимо предпринять?

Евгений Прусенко: Действительно, я больше 20 лет проработал в науке, был заведующим кафедрой строительства и эксплуатации дорог в Харькове, а в 2001 г. пришел в «Укравтодор» на должность начальника управления научно-технической политики и с тех пор тружусь в этой отрасли: в «Укравтодоре», в частных дорожных фирмах. Последние 9 месяцев руковожу «Укравтодором». Мне повезло - удалось на практике использовать свои знания, внедрить в жизнь результаты научных исследований. Я убежден - каждое практическое решение должно приниматься на основе, по крайней мере, знаний и результатах системного анализа проблемы.

Что касается состояния дорог, то оно, конечно, не настолько проблематичное как после крайне тяжелой прошлогодней зимы. Не случайно объем ямочного ремонта покрытий составил в 2013 г. 6,9 млн кв. м - в полтора раза больше, чем в 2012 г.

В этом году мы начали аварийный ямочный ремонт, как только позволила погода - в январе. Ремонтируем каждый день по 10-12 тыс. кв. метров и сейчас уже ликвидировали 360 тыс. кв. метров ямочности. Я подчеркиваю - аварийный ямочный ремонт, цель которого, обеспечить безопасность движения и предотвратить катастрофическое развитие разрушений. Каждый квадратный метр аварийного ремонта уменьшает объемы работ поздней весной в 3-5 раз.

Но есть одна очень серьезная проблема, я докладывал о ней министру -нет ресурсов. И необходимо срочно выделить хотя бы то, что предусмотрено бюджетной программой на февраль - 179 млн грн. Весь же ямочный ремонт будет стоить до 1 млрд грн. Ни у кого не должно быть иллюзий - без денег ресурсы на ремонт никто не даст, будь ты хоть трижды ученый.

РБК-Украина: Ямочный ремонт - одна из традиционных дыр в бюджете «Укравтодора».

Евгений Прусенко: Это вынужденная мера. Нужно максимально сохранять дороги, которые интенсивно разрушаются. К сожалению, финансирование капитального или текущего среднего ремонта (устройство тонкослойных покрытий) оставляет желать лучшего.

Судите сами - из запланированных в прошлом году 11,8 млрд. грн. Дорожники получили только 3,9 млрд. грн. - 32 %. При таких условиях выполнить значительный объем работ не удалось, хотя на 626 км дорог открыто движение после капитального или текущего среднего ремонта.

К слову сказать, отремонтирован и трехсотметровый мост через Днестр между Хмельницкой и Черновицкой областями. Отремонтирован по новой технологии, позволившей втрое уменьшить затраты по сравнению с первоначальными вариантами.

РБК-Украина: Вам не кажется, что нужно что-то менять в самом подходе?

Евгений Прусенко: Да, очень нужно. Именно поэтому нами было начато реальное реформированное отрасли. В Верховной Раде принят в первом чтении закон, согласно которому в сферу управления местным органам власти вместе с финансированием будут переданы дороги местного значения. Это нормальная европейская практика. Не должен чиновник из Киева принимать решение, когда и как ремонтировать дороги между селами. Это должны делать община, местная власть, они ближе к людям и лучше знают их потребности. Уверен, когда Рада решит свои насущные вопросы, то больше займется и вопросами реформирования «Укравтодора».

Кроме того, за девять месяцев мы приняли программу развития дорог на 2013-2018 гг и утвердили ее в правительстве.

Следующее - принято решение о создании государственного дорожного фонда. Соответствующий закон рекомендован комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета к рассмотрению в первом чтении.

РБК-Украина: Но все же, многое из запланированного не было сделано. Понятно, что дело в финансировании, но все же...

Евгений Прусенко: Дело в том, что деньги, которые предусмотрены бюджетом и находятся на едином казначейском счете, как и другие средства, используются, в случае необходимости, на другие задачи. И дороги остаются на последнем плане. Например, в конце 2012 г. и в прошлом году мы привлекли от размещения облигаций 10 млрд 50 млн грн, а поступило с единого казначейского счета только 3,1 млрд грн.

А сегодня для государства состояние дорог - это наиболее проблемный вопрос. 169,4 тыс. км дорог, за которые отвечает «Укравтодор», плюс коммунальные улицы и дороги, за которые отвечают городские советы, изношены до критической отметки.

Чтобы иметь необходимые ресурсы, чтобы они доходили до дорожников, нужен внебюджетный дорожный фонд, поступление и расходование средств из которого должна контролировать общественность. Например, в прошлом году на дорожные работы акциза на топливо поступило на 30 % меньше, чем было запланировано в бюджете.

РБК-Украина: Как «Укравтодор» смотрит на передачу дорог в частные руки?

Евгений Прусенко: Строительство дорог за счет частных инвестиций, особенно магистральных, на принципах государственно-частного партнерства - это общеевропейская практика. В Украине для работы по такому принципу создана нормативная база. Частные инвесторы вкладывают свои средства в строительство, а государство гарантирует возврат инвестиций.

Мы готовим шесть таких конкурсов. В текущей неспокойной ситуации будет сложно задействовать сразу все шесть объектов, но один - два международных конкурса, мы должны провести.

РБК-Украина: Как будет осуществляться расчет с инвестором - через прямую плату за проезд или через плату за эксплуатационную готовность?

Евгений Прусенко: Там, где высокая интенсивность движения (до 20 тыс. автомобилей в сутки), можно получать средства за счет прямой платы за проезд. Для легковых автомобилей это, как правило, 3 евроцента за км, для грузовых - 10 евроцентов. Методика расчета платы утверждена постановлением Кабмина.

Если интенсивность незначительная, то лучше вводить плату за эксплуатационную готовность. То есть, государство после открытия движения выплачивает инвестору ежегодно суммы для возврата инвестиций. В прошлом году мы подготовили соответствующие нормативные документы, и Кабмин их утвердил.

Есть много вариантов. В каждом проекте своя финансовая модель.

РБК-Украина: Всегда много говорилось о коррупции в автодорожной отрасли. Есть ли у вас видение борьбы с этим явлением?

Евгений Прусенко: Я считаю, что необходимо передать часть полномочий общественному совету, решения которого должны быть обязательными. Совет должен рассматривать списки объектов, объемы финансирования, планы работ и т.д.

Второе - следует ввести членов общественного совета в тендерные комитеты Укравтодора и служб автомобильных дорог в областях. Сегодня в «Укравтодоре» тендеры практически не проводятся, только с международными финансовыми организациями. Все прочее - задачи областных служб автомобильных дорог.

Кроме того, в конце ноября мы официально присоединились к международной инициативе по прозрачности в строительстве COST. Она предусматривает ряд условий по поводу публикации в открытом доступе на сайте всей тендерной документации, результатов тендеров и отчетов об итогах строительства.

РБК-Украина: Есть ли перспективы радикальных изменений в отрасли в ближайшие пять лет?

Евгений Прусенко: Я как-то говорил в интервью, что для приведения всего в порядок нужно десять лет и по 50 млрд грн ежегодно. Тут простая арифметика: 170 тыс. км дорог. Чтобы их все привести в порядок нужно за 10 лет делать по 17 тыс. км дорог в год. Приблизительная стоимость нормального ремонта 1 км дороги (выравнивающий слой и верхний слой асфальтобетона толщиной 4-5 см - 3-4 млн грн). Желательно, чтобы работали украинские компании, которые больше не осилят.

Но если сейчас на протяжении двух-трех лет будет выделяться 30-40 млрд грн ежегодно, то за счет использования более дешевых технологий ремонта, например битумно-эмульсионных, можно приостановить развитие разрушение дорог.

Главное - не начинать новые дорогостоящие «стройки века». Закончить хотя бы те, что начаты.

РБК-Украина: На ваш взгляд будут ли в «Укравтодоре» происходить кадровые ротации? Будете ли Вы бороться за сохранение должности?

Евгений Прусенко: Это решение принимать не мне, а министру инфраструктуры, правительству. Я всю жизнь занимался техническими вопросами, дорожной наукой. Если мой опыт будет полезен, я готов и дальше работать во благо дорожной отрасли и страны. На любой должности.

А на местах, какие бы ни происходили изменения в стране, должны работать люди с дорожным образованием и опытом. От этого будет польза всем - и отрасли, и государству, и, главное - водителям и пассажирам.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь