ua en ru

ЕС готовит реформу в работе "большой тройки" рейтинговых агентств

Автор: RBC.UA
Еврокомиссия разработала проект реформы работы рейтинговых агентств, в котором собраны воедино различные инициативы, долгое время обсуждавшиеся политиками и экономистами. При этом, как сообщила The Financial Times, изменения затронут не только самую больную тему - суверенные рейтинги, но и оценки финансовых инструментов. По сути, пересмотру подвергнутся все основные принципы работы "большой тройки" рейтинговых агентств в Европе.

Еврокомиссия разработала проект реформы работы рейтинговых агентств, в котором собраны воедино различные инициативы, долгое время обсуждавшиеся политиками и экономистами. При этом, как сообщила The Financial Times, изменения затронут не только самую больную тему - суверенные рейтинги, но и оценки финансовых инструментов. По сути, пересмотру подвергнутся все основные принципы работы "большой тройки" рейтинговых агентств в Европе.

Новые нормы предполагают в первую очередь ограничение длительности работы с эмитентами ценных бумаг. "Рейтинговые агентства не смогут работать с одним эмитентом более трех лет или более года, если за этот период они выставят более десяти рейтингов его долговых инструментов", - цитирует издание законопроект. Агентство сможет возобновить сотрудничество с эмитентом не ранее чем через четыре года.

Еще одно изменение коснется полномочий регулятора сектора - ESMA. Еврокомиссия предполагает наделить его дополнительными функциями. В том числе ESMA сможет запрещать агентствам выставлять рейтинги странам, получающим помощь из стабфонда ЕС.

Таким образом, по замыслу авторов документа, регулятор будет предотвращать выставление рейтингов в неподходящий момент, чтобы не ухудшить и без того бедственное положение проблемных стран. При этом расчет рейтингов должен стать более прозрачным. По задумке еврокомиссара по внутренним рынкам Мишеля Барнье, оценки кредитоспособности стран должны публиковаться после закрытия европейских бирж, но не позднее, чем за час до их открытия.

Когда измененные правила вступят в силу, пока неясно. По данным Financial Times Deutschland, Барнье намерен представить свои предложения по новому закону уже в ноябре. Если их одобрят Европарламент и законодательные власти 27 стран, то ограничения могут вступить в силу в конце 2012 года. Тем не менее, Великобритания может отклонить документ.

Специальный комитет верхней палаты парламента Великобритании еще летом признал агентства невиновными в разжигании кризиса и не одобрил инициативу Барнье по отмене рейтингов для стран, получающих финансовую помощь. Вместо этого британцы посоветовали изучить возможность создания независимого конкурента американским монополистам.

Отметим, довольно острой критике подвергаются и действия рейтинговых агентств сейчас, во время кризиса суверенных долгов зоны евро. Многие эксперты полагают, что агентства своими действиями лишь добавляют нервозности участникам рынков, что приводит к дальнейшему росту стоимости заимствований для проблемных государств.

Напомним, 14 октября международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Испании на одну ступень - с AA до AA-. Прогноз по рейтингу - "негативный". Свое решение эксперты S&P объясняют как макро-, так и микроэкономическими причинами. Согласно аналитикам агентства, понижение долгосрочного рейтинга Испании вызвано, в первую очередь, неустойчивостью экономического роста, зависимостью частного сектора от притока иностранного капитала на фоне крупного госдолга страны и общей нестабильной ситуации в еврозоне.

В конце сентября S&P понизило суверенный кредитный рейтинг Италии на одну ступень - с A+ до А, прогноз по рейтингу "негативный". Основными причинами понижения рейтинга Италии названа нестабильность экономики, в частности, налогово-бюджетной сферы, а также проблемы политического характера. По мнению аналитиков агентства, у Италии, третьей экономике еврозоны, на данный момент нет предпосылок к экономическому росту, во многом из-за управленческой слабости правящей коалиции, не способной принимать решения для эффективной борьбы с кризисом.

5 октября Moody's Investors Service понизило долгосрочный рейтинг государственных облигаций Италии с уровня Аа2 до А2. Прогноз по рейтингу - "негативный". При этом эксперты подтвердили краткосрочный рейтинг на уровне Prime-1. Основными причинами понижения рейтинга названы: повышение рисков стран еврозоны из-за высоких объемов национальных долговых обязательств и связанная с этим утрата доверия кредиторов и инвесторов. Также упоминается понижение макроэкономических показателей, как на национальном, так и на глобальном уровне. Кроме того, в агентстве отмечают наличие рисков несоблюдения принятых фискальных показателей, обусловленное политическим фактором, и, как следствие, дальнейшее усиление долгового кризиса.

Но самую неоднозначную реакцию на мировых рынках вызвало понижение рейтинга США до уровня АА+ агентством S&P 5 августа. Прогноз по рейтингу - "негативный". Как сообщили аналитики агентства, причина снижения рейтинга кроется в опасениях относительно роста дефицита бюджета страны. По их мнению, эффективность американской политики в области финансов ослабилась. Отметим, что это первый случай понижения кредитного рейтинга в истории США. Ранее он находился на уровне ААА - показателе высшей степени надежности кредитоспособности страны. Власти США заявили свой протест агентству в связи с, по их мнению, беспочвенным снижением рейтинга.