Энергосистема Украины нуждается в срочной господдержке

Энергетическая система Украины находится в тяжелом положении и нуждается в срочной помощи со стороны государства. Речь может идти как о дальнейшем повышении тарифов, так и о различных моделях докапитализации энергосферы.

Алексей Алтынов

Энергетическая система Украины находится в тяжелом положении и нуждается в срочной помощи со стороны государства. Речь может идти как о дальнейшем повышении тарифов, так и о различных моделях докапитализации энергосферы.

81% блоков ТЭС превысили границу физической изношенности. Срок проектной эксплуатации вот-вот истечет у более чем 70% блоков АЭС. Более 42% воздушных ЛЭП эксплуатируются более 40 лет, а 64,4% основного оборудования трансформаторных подстанций отработали свой расчетный технический ресурс.В том числе 40,5% энергосетей и почти 38% трансформаторных подстанций нуждаются в срочной замене и реконструкции.

Эти показатели были озвучены в "Энергетической стратегии Украины до 2030 года", принятой летом прошлого года Кабмином Николая Азарова. Очевидно, что в контексте войны в угольном поясе и общего кризисного состояния страны, эти показатели ухудшились.

Так, в одном из заявлений Совета нацбезопасности и обороны сказано, что в зоне АТО нанесены значительные повреждения магистральным и локальным линиям электропередач, а также подстанциям. "Полностью остановлена работа Славянской ТЭС и частично Луганской ТЭС", - отмечали в СНБО.

В этом ключе логично выглядели бы государственные программы, направленные на скорейшее стимулирование модернизации энергосферы. Но все происходит с точностью до наоборот. Например, 17 октября НКРЭ приняла решение об остановке начисления инвестиционной составляющей в тарифе на реконструкцию и модернизацию уже работающих энергоблоков ТЭС. По мнению экспертов, это означает, что у той же Луганской ТЭС не будет средств на реконструкцию.

При этом, из-за военных действий в Донецкой и Луганской областях у отечественных теплоэнергетиков образовалась острейшая нехватка угля, которую придется компенсировать закупкой импортного топлива. За последние месяцы доллар подорожал более чем на 50%. И это означает, что расходы, которые ложатся на энергетиков, соответственно возрастают. Это касается и угольщиков, и атомщиков.

"Стоимость российского контракта ТВЭЛ составляет 600 млн долл. в год, что по курсу 8 грн/долл. составляло 4,8 млрд грн. А по курсу 13 это будет уже 7,2 млрд грн. С оптового рынка генерация получает ту же сумму в гривнах. Остается большая проблема с платежами. Тарифы внутри страны были откорректированы на 5-7%, но это несопоставимо с объемами девальвации", - заявил РБК-Украина сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Ситуация с углем еще более напряженная. Напомним, 20 октября представители отрасли сообщили, что запасы угля на ТЭС снизились в 2,5 раза (по сравнению с 2013 г.). А на некоторых ТЭС топлива хватит на несколько дней.

"В тарифах (ТЭС) предусмотрена закупка отечественного угля. Поэтому станциям необходимы дополнительные средства. Финансовое положение теплоэлектростанций не позволяет им закупать уголь. Тут накладывается несколько факторов. Во-первых, у них нет ресурсов для закупки угля по повышенным ценам. Второе - ухудшились платежи из-за того, что Донецк и Луганск сейчас не платят, а электроэнергия туда идет. Соответственно, оборотные средства вымываются", - сказал президент ГО "Энергетическая ассоциация Украины" Василий Котко.

Он полагает, что решить проблему могло бы возвращение 5 млрд грн долга ГП "Энергорынок" производителям электроэнергии. Общий долг "Энергорынка" перед генерациями 1 октября с.г. составил 15,6 млрд грн, было отмечено в сообщении Совета Оптового рынка элетроэнергии (ОРЭ). Но средств у "Энергорынка" нет, долги нарастают, в том числе - из-за бесконтрольного и бесплатного использования электроэнергии жителями зоны АТО.

Выровнять ситуацию на энергорынке может повышение тарифов, уверен Василий Котко. "Нужно повышать тарифы для всех и, прежде всего, для населения. Население сегодня платит 23-25% от тарифа. А не повышается тариф отчасти из-за того, что через неделю выборы", - подчеркнул он

С этим отчасти солидарен глава Независимого профсоюза горняков, бывший народный депутат Михаил Волынец. "Поддержка угольной промышленности может оказываться напрямую или через повышение тарифов", - сказал РБК-Украина лидер профсоюза.

Он также особо отметил, что длительное удешевление стоимости электроэнергии и теплоносителей, которые проводили практически все правительства, колоссально увеличило финансовую нагрузку на энергосектор.

При этом, Волынец отмечает, что рассчитывать на закупку угля у РФ, которая предлагает наиболее интересную цену, - это очень рискованный путь. "Сегодня Россия предлагает самую низкую цену по импорту, а завтра, при наступлении серьезных морозов, может прекратить поставку угля, так как она это делает по газу. Очень ненадежный партнер", - уверен Волынец.

Таким образом, единственный системный выход из ситуации - комплексная, в первую очередь, государственная поддержка энергосектора.

Кроме повышения тарифов, что вызовет волну недовольства, гипотетически возможна программа докапитализации энергообъектов. Например, через выпуск долговых бумаг - как с ОВГЗ под НАК "Нафтогаз Украина". Только в августе с.г. Кабмином было решено выпустить ОВГЗ для "Нафтогаза" на 63,27 млрд грн. В целом планка докапитализации монополиста в текущем году составляет 96,6 млрд грн.

Оппоненты идеи докапитализации энергосектора утверждают, что сравнение с НАК некорректно. Дескать, "Нафтогаз" - государственная компания и здесь докапитализация за счет бюджета естественна.

Но в то же время в Украине идет непрерывная докапитализация частных банков. Так, 22 апреля с.г. Кабмин создал экспертно-аналитический совет по вопросам участия государства в уставном капитале банков. К тому же, в сентябре Нацбанк рассчитал, что дефицит капитала 15 крупнейших банков составляет 56 млрд грн. 20 банкам из второй группы нужно еще 10 млрд грн.

И никто особо не удивляется тому, что государство дотирует частный бизнес. Аргумент "Банки - кровеносная система экономики" забивает все возражения.

При этом энергетика - куда более важная составляющая экономики страны - остается в роли нелюбимой падчерицы, на которую сыплются все шишки. Хотя даже возврат долга "Энергорынка" - 15,6 млрд грн - мог бы существенно улучшить ситуацию.

Кроме того, полагают отдельные эксперты, государство могло бы создать орган при Минэнергоугля, аналогичный совету в Минфине, который бы определял объемы, сроки и механизмы докапитализации энергокомпаний. Разумеется, необходим четкий и прозрачный механизм, гарантии целевого расходования средств и пр. Но эти вопросы решаемы даже на уровне правительства - без привлечения Верховной Рады.

Было бы только желание и понимание проблем, в которые погрузится страна, если в зимнее время в энергосекторе начнутся системные сбои. Тогда даже веерные отключения образца 90-х покажутся ерундой.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь