"Электротяжмаш": тяжелое наследие Абромавичуса
После ухода с поста министра экономразвития Айвараса Абромавичуса утекло немало воды. Но последствия его управления госпредприятиями еще долго будут аукаться отечественному машиностроению. Так, 9 ноября заканчивается конкурс на назначение директора харьковского ГП "Электротяжмаш". Одним из кандидатов на этот пост остается и.о. директора завода. Бывший менеджер ДТЭК Дмитрий Костюк (на фото). Его в свое время пролоббировал Абромавичус и по сей день поддерживает первый замглавы МЭРТ Юлия Ковалив. Это очень странное лобби со стороны европейцев-реформаторов, которое местами заставляет усомниться в искренности их реформаторских порывов.
Эта история началась в августе 2015 года, когда глава МЭРТ Айварас Абромавичус уволил гендиректора ГП "Электротяжмаш" Владимира Глушакова и назначил на его место Дмитрия Костюка. Костюк на тот момент был первым заместителем генерального и возглавил предприятие с приставкой "и.о.".
В СМИ заговорили, что уникальное госпредприятие возглавил человек Ахметова – до прихода в 2012 году в ГП "Электротяжмаш" Костюк работал старшим менеджером в ДТЭК.
Между Глушаковым и МЭРТ началась судебная война с переменным успехом. Пока шли суды, министр Абромавичус и его аппарат творили форменную чехарду, чтобы оставить Костюка руководителем госпредприятия. Точку в противостоянии весной 2016 года поставил Апелляционный суд Киева, признавший правоту Абромавичуса.
После этого был конкурс на руководителя "Электротяжмаша". Кстати, специализирующегося на выпуске мощных гидрогенераторов, турбогенераторов для ТЭС и АЭС, шахтных подъемников и пр.
Конкурс выиграл француз Жан-Андре-Барбоза, известный в мире СЕО своими успехами на стекольных заводах компании Saint-Gobain. Барбозу отказался возглавить машиностроительное госпредприятие. И МЭРТ назначил новый конкурс, который состоится уже 9 ноября.
В списке претендентов на гендиректора харьковского завода есть и и.о. гендиректора Дмитрий Костюк. Учитывая, как его лоббировала первый замглавы МЭРТ Юлия Ковалив при Абромавичусе, понятно, на чьей стороне могут быть симпатии министерства.
До конца непонятно, чем так очаровал руководство Минэкономразвития бывший менеджер Ахметова, которого поставили в 2012 году "смотрящим" за "Электротяжмашем". Но действия Костюка планомерно ведут к обесцениванию завода, который утвержден на приватизацию, и в 2017 году может уйти с молотка.
Простой пример: за 9 месяцев 2016 года "Электротяжмаш" сократил производство на 25%. За 9 месяцев 2015 года этот показатель равнялся 1,232 млрд грн. А в 2016 году по сентябрь эта сумма составила 969 млн грн. Как это скажется на стоимости будущей продажи завода? Это даже не вопрос – уникальное высокотехнологичное предприятие заберут "за пять копеек".
Ладно бы Костюк был сторонником реформаторских идей. Так нет же. Система ProZorro, которой так гордятся в МЭРТ, на "Электротяжмаше" не используется. Госпредприятие проводит закупки по старой тендерной схеме – у дружественных и.о. гендиректора лиц.
СМИ неоднократно писали, что при закупках ГП "Электротяжмаш" часто везет запорожским ЗАО "Ферротрейдинг", ООО "Металскарб", а также эстонской "Alloys OU". Из эстонского реестра юрлиц следует, что учредителями "Alloys OU" являются Олег и Ольга Ревчук, а в членах правления присутствует отец Ольги Ревчук - Андрей Демидов.
Андрей Демидов - основатель ЗАО "Ферротрейдинг". Олег Ревчук был соучредителем ООО "Металскарб". А Ольга Ревчук, среди прочего, - депутат Запорожского горсовета от "БПП-Солидарность". Семейный бизнес налицо.
Почему именно Запорожье? Потому что Костюк отсюда родом. Здесь в доме, купленном сыном, живут его родители-пенсионеры. Здесь же он на имя своей сестры купил завод безалкогольных напитков и хлебобулочных изделий.
Мы потрудились изучить Госреестр имущественных прав на предмет имущества Костюка и его сестры. Список их занимает почти 20 страниц. Также в Госреестре можно найти и арестованные предприятия Костюка.
А с Ревчуками Костюк настолько дружен, что они вместе 21-24 сентября с.г. посетили берлинскую выставку Inno Trans, где "Электротяжмаш" представлял свои разработки. По странному совпадению, за месяц до этой поездки Харьковская горпрокуратура №3 внесла в Единый реестр досудебных решений сведения об уголовном правонарушении, совершенном руководством "Электротяжмаша" (ст. 364 ч. 1 УК – злоупотребление властью или служебным положением).
Сотрудники госпредприятия на правах анонимности рассказали, что во второй половине августа, пока завод полностью стоял, с него были украдены 240 тонн металлических штампов. И, якобы, к этой краже может иметь отношение руководство ГП. Надеемся, харьковские прокуроры внимательно изучат показания сотрудников "Электротяжмаша".
Впрочем, пока на госпредприятии творится такой бедлам, личное благосостояние Дмитрия Костюка растет. За время руководства "Электротяжмашем" он успел прикупить: шесть автомобилей класса "люкс" (Тойота RAV4, БМВ 528, Ауди А-8, БМВ Х6, Рендж Ровер, Мерседес-Бенц S-класса), квартиру в Киеве и квартиру на 155 кв. метров в Харькове (на имя матери).
Но декларация и полусемейно-деловые связи Костюка – это полбеды. Ко всему прочему, у него есть вид на жительство в Германии, что категорически запрещено законодательством Украины.
А еще Костюк – соучредитель двух немецких фирм, German Power Group Investments AG и German Power Group KG. Компетентные люди в окружении Костюка заверяют, что его немецкий бизнес резко пошел в гору после повышения в "Электротяжмаше".
Но не все там гладко. 26 сентября, после посещения Берлина, Костюк снова летал в Германию - в Мюнхен, якобы, на переговоры. На самом деле, утверждают источники, Костюк летал на суд со своим компаньоном – соучредителем фирм. Говорят, что Дмитрий Костюк этот суд проиграл.
Насколько известно автору, НАБУ уже интересовалось этими историями Костюка. Здесь важно понять: примет ли конкурсная комиссия во внимание все эти факты? Тем более, что, по имеющейся информации, эти факты уже предоставлены первому вице-премьеру - министру экономики Степану Кубиву.
P.S. Автор располагает копиями всех необходимых документов, чтобы подтвердить наличие у руководителя госпредприятия Дмитрия Костюка той или иной собственности, а также бизнеса и вида на жительство в Германии.