В последнее время мировые потребительские рынки начали постепенно оживать. Недавно вновь начал расти спрос на персональные компьютеры и ноутбуки. Правда, эксперты отмечают, что прибыль производителей компьютеров пока будет снижаться: причина – сильное падение цен на ПК, передает Reuters.
По примерным подсчетам экспертов, за прошедший год цены на персональные компьютеры и ноутбуки снизились в среднем на 20%. Причем нельзя исключать, что в ближайшее время падение цен на ПК продолжится, поскольку на рынке будет появляться все больше новых моделей.
Сразу после начала кризиса в августе 2007 г. крупные производители компьютеров, такие как
Hewlett-Packard Co,
Dell Inc, Acer и Lenovo столкнулись с резким падением спроса на их продукцию. В итоге они были вынуждены снизить цены. Аналитик Pacific Crest Securities Брент Браселин отмечает, что ситуацию усугубляет и появление нетбуков - небольших ноутбуков, отличающихся компактными размерами, небольшим весом и относительно невысокой стоимостью. "Производителям ПК и нетбуков не остается ничего иного, кроме как снижать цены на свою продукцию. Главное в данной ситуации – не понести убытков и суметь вовремя сократить производственные расходы", - говорит эксперт.
По оценкам аналитиков Gartner, по итогам II квартала 2009 г. поставки компьютеров сократились на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако этот показатель оказался лучше большинства прогнозов, что свидетельствует о постепенном восстановлении рынка ПК. Эксперты говорят и о том, что в ближайшее время спрос на компьютеры продолжит расти. Причин для этого немало: это и появление новой операционной системы Windows 7, и начало постепенного восстановления мировой экономики, и запуск целой линейки новой продукции.
Свою роль играет и тот факт, что многие потребители считают компьютер предметом первой необходимости и часто покупают новый ПК или ноутбук даже несмотря на кризис. "Спрос на компьютеры продолжает расти несмотря ни на что. Еще лишь полгода назад никто не думал, что этот рынок восстановится так быстро", - говорит управляющий партнер Avian Securities Ави Коэн. Вторит эксперту и партнер консалтинговой компании Booz & Co Барри Джарузельски: "Потребитель может не купить новый видеоплеер или новый плазменный телевизор, но компьютер входит в число обязательных покупок", - считает он.
При этом стоит отметить, что в ближайшее время цены на ПК и ноутбуки будут снижаться еще быстрее, чем раньше, поскольку производители компьютеров начали наводнять рынок новыми моделями. По оценкам исследовательской компании NPD, средняя цена на ПК в США в июне 2009 г. снизилась по сравнению с июнем прошлого года на 18% и составила 701 долл. Компьютер с операционной системой Windows стоил около 515 долл., а ПК компании Mac можно было купить в среднем за 1400 долл.
Правда, надо заметить, что сами производители не сильно радуются падению цен на свою продукцию. Например, компания
Apple Inc столкнулась с падением прибыли по итогам июня примерно на 8%. И это даже несмотря на то, что объем продаж ее компьютеров вырос за этот же период времени примерно на 4%. Похожим образом обстоят дела и у производителя компьютеров
Dell. Финансовый директор компании Брайан Гладден отмечает, что по итогам III квартала объем продаж может вырасти примерно на 10%, но "снижающиеся цены не лучшим образом сказываются на прибыли компании".