Премьер РФ Владимир Путин возвращается в Кремль с грузом предвыборных обещаний, который чиновники и аналитики оценили в сумму от 50 млрд долл. в год, предупредив, что без роста налогов потянуть такие дополнительные расходы будет непросто, сообщает Reuters.
Премьер РФ Владимир Путин возвращается в Кремль с грузом предвыборных обещаний, который чиновники и аналитики оценили в сумму от 50 млрд долл. в год, предупредив, что без роста налогов потянуть такие дополнительные расходы будет непросто, сообщает Reuters.
Президентская кампания Путина, казавшаяся скучной формальностью еще осенью, сделала резкий поворот после массовых протестов "рассерженных горожан", породивших разговоры о втором туре, на фоне которых премьер все активнее раздает денежные обещания своему традиционному электорату, но не указывает, откуда взять на это деньги. Наблюдатели полагают, что вместе с популярностью Путин теряет кредит доверия на непопулярные реформы, и по возвращении в Кремль ему придется тратить все больше, чтобы остаться на плаву.
За три недели до выборов премьер в очередной предвыборной статье посулил серьезное повышение зарплат, пенсий, стипендий и детских пособий. При этом он не сказал, как власти будут решать основную проблему - растущего дефицита пенсионной системы РФ, высказавшись в очередной раз против повышения пенсионного возраста и переложив ответственность за достойную пенсию на граждан.
"Не все сказанное будет воплощено. Но все сказанное показывает, насколько у нас большие аппетиты и в каком направлении мы в принципе будем двигаться. И это направление известно: чтобы быть популярным, в нашей стране нужно иметь высокий экономический рост и постоянный рост благосостояния трудящихся. Для этого во все времена использовались возможности бюджета", - говорит главный экономист по России и СНГ BNP Paribas Юлия Цепляева.
Глава Минфина РФ Антон Силуанов в интервью Reuters оценил последние инициативы Путина в части социальных расходов в сумму до 2% ВВП, или до 1,4 трлн руб. дополнительных расходов в год. Он предупредил Путина от повышения основных налогов, исключил возможность взять такую гигантскую сумму в долг и призвал умерить расходы.
Другой чиновник Минфина РФ, пожелавший остаться неназванным, отметил, что расходы будут ежегодно увеличиваться. "У нас получилось около 3% ВВП в год. При этом мы понимаем, что единомоментно все это сделать невозможно. Если взять гипотезу, что уже наполовину удастся сделать сразу же, то это будет около 1,5% ВВП, или больше 1,0 трлн руб., с последующим нарастанием и выходом на 3% ВВП к 2018 г.", - подсчитал чиновник Минфина РФ.
Оценки Цепляевой схожи с Минфином. "Если бы это все было сделано, условно говоря, сегодня, то это было бы 9% от ВВП. Но если раскидать по годам, получается увеличение расходов на 2,0% ВВП, или 1,5 трлн руб. в год", - сказала она.
Все предвыборные обещания - индексация пенсий, перевооружение армии, увеличение расходов на образование и здравоохранение - могут увеличить дефицит бюджета до 3% ВВП, считает Цепляева. В планы правительства сократить трансферты регионам она не верит и полагает, что они останутся на уровне 3,0% ВВП в год. Еще 2 трлн руб. в год обещано на перевооружение армии.
"Если мы все это посмотрим, то планы увеличить расходы на здравоохранение, образование приводят к тому, что дефицит бюджета будет достаточно большим для нашей страны - 3% ВВП в течение нескольких лет. Демографическая ситуация такова, что на полмиллиона в год будет расти количество пенсионеров. При этом индексируются пенсии, поэтому в ближайшие несколько лет трансферт в Пенсионный фонд увеличится до 5,5% ВВП, а если все субсидии будут подняты, как сказал Путин, то это будет даже не 5,5%, а больше", - говорит эксперт.
Чиновник Минфина РФ говорит, что дальше будет еще хуже: "Сегодня у нас бесконечные и все ухудшающиеся обязательства, потому что дисбаланс увеличивается по пенсионной системе. К 2030 г. у нас уже 10% ВВП в инерционном сценарии - то, что мы должны перечислять туда. Какая экономика это выдержит, и какие налоги нужно иметь для того, чтобы пройти по этому пути?".
По словам Цепляевой, дефицит на уровне 3% ВВП в условиях низкого госдолга был бы не так страшен, если бы не сильная зависимость бюджета от цен на нефть. В способность Путина сократить им же инициированные расходы ни эксперты, ни бизнес, ни некоторые чиновники не верят, поэтому готовятся к худшему - росту налогов или госдолга. На формирование новой экономической политики за счет обновления кабинета надежды у них также немного - пост премьера Путин обещал уступившему ему Кремль Дмитрию Медведеву.
Правительство тем временем обсуждает возможность увеличения ставок налогов. Источник, знакомый с ходом дискуссии, говорит, что отвечающий за экономическую политику Игорь Шувалов не питает иллюзий насчет способности властей перейти к бюджетной экономии. "Шувалов исходит из того, что вряд ли удастся сократить расходы, а наращивать мы, скорее всего, обречены. Он готовится по большому счету к формуле "плюс четыре - минус ноль". Если это так, то повышать налоги придется. Причем повышать очень серьезно", - сказал источник.
"Это означает увеличение на 4% НДС. И плюс еще другие налоги. Потому что даже 4 процентных пункта НДС будет недостаточно", - добавил он.
Чиновник в одном из ведомств экономического блока сказал, что повышение налогов затормозит экономический рост, но будет выглядеть приемлемым на фоне роста нагрузки в столкнувшихся с долговой проблемой развитых странах.
Напомним, выборы Президента РФ состоятся 4 марта. ЦИК зарегистрировала 5 кандидатов - Владимира Жириновского, Геннадия Зюганова, Сергея Миронова, Михаила Прохорова и Владимира Путина. Почти нет сомнений, что победу на выборах одержит действующий премьер.