ua en ru

ЕК не видит оснований для введения Украиной пошлин на импорт нефтепродуктов

Автор: RBC.UA
Европейская комиссия не видит оснований для введения Украиной пошлин на импорт нефтепродуктов из европейских стран. Об этом на третьей международной конференции Petroleum Ukraine 2011 сообщила руководитель отдела торговли и экономики представительства Еврокомиссии в Украине Ульрике Гауэр, передает радио "Свобода".

Европейская комиссия не видит оснований для введения Украиной пошлин на импорт нефтепродуктов из европейских стран. Об этом на третьей международной конференции Petroleum Ukraine 2011 сообщила руководитель отдела торговли и экономики представительства Еврокомиссии в Украине Ульрике Гауэр, передает радио "Свобода".

"Европейские нефтеперерабатывающие заводы не имеют субсидий на приобретение нефти, они находятся в таком же положении, как и украинские заводы, поэтому говорить о демпинге на украинском рынке нефтепродуктов со стороны европейских поставщиков нет оснований", - отметила Ульрике Гауэр.

Она подчеркнула, что европейское топливо соответствует стандарту Евро-5, тогда как на украинском рынке распространены нефтепродукты низкого качества. Гауэр отметила, что если Украина введет пошлины, ЕС придется прибегнуть к соответствующим механизмам ВТО. "Объем экспорта нефтепродуктов из ЕС в Украину составляет около миллиарда долларов, в случае введения пошлин относительно этого товарооборота нельзя исключить аналогичных мер в ответ. Такие меры будут касаться похожего по объему товарооборота с Украиной в ЕС", - разъяснил возможные действия ЕС юрист бельгийской компании Mayer Brown Николай Мизулин.

2 ноября сообщалось, что Министерство экономического развития и торговли выступает против введения пошлин на импортные нефтепродукты. Это следует из имеющегося в распоряжении издания «Коммерсант-Украина» письма Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) при Кабмине, которое было разослано всем участникам расследования.

В этом документе, отправленном 21 октября, предлагается отсрочить расследование на 45 дней, а также содержится рекомендация Минэкономразвития отказаться от введения таможенной пошлины на импорт нефтепродуктов.

Расследование проводится с января этого года по инициативе Минэнерго и НПЗ. Компании просят ввести пошлину для защиты внутреннего рынка. По итогам 10 месяцев этого года они произвели всего 6,9 млн т против 9,4 млн т в прошлом году. В компаниях объясняют потерю рынка тем, что белорусские и российские НПЗ покупают нефть без пошлины. А экспортная пошлина на производимые в этих странах нефтепродукты ниже той, которую платят отечественные НПЗ. Из-за этого с прошлого года простаивают Одесский НПЗ.

Тем не менее в Минэкономразвития против введения пошлин и утверждают, что украинские НПЗ не производят нефтепродукты по стандарту "Евро-4" и "Евро-5". В выводах также сказано, что отдельные заводы и их собственники, в частности Херсонский НПЗ, сами занимались импортом топлива и потому не могут рассчитывать на защиту как производители нефтепродуктов. Еще один аргумент Минэкономразвития - НПЗ продают топливо по более низким, чем у импортеров, ценам.

Отметим, за 9 месяцев 2011 г. Украина по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. сократила импорт нефти на 31,6% - до 4,1 млн т. В то же время за 9 месяцев Украина экспортировала 587,307 тыс. т бензина, что на 61,1% больше, чем за 9 месяцев 2010 г. Средняя цена горючего в 2011 г. составила 1003,9 долл./т, что на 39,4% больше, чем соответствующий показатель 2010 г., его общая стоимость увеличилась на 124,6% - до 589,621 млн долл. Нефтеперерабатывающие заводы уменьшили выпуск бензина за 9 месяцев 2011 г. на 7,9% - до 1,9 млн т. В том числе в сентябре 2011 г. украинские НПЗ сократили выпуск бензина по сравнению с сентябрем 2010 г. на 47,2% - до 143,9 тыс. т.

Отметим также, что доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке в августе достигла 70%. Такие данные озвучил эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. По его мнению, часть импортных поставок спокойно могло бы заменить украинское топливо. Эксперт считает, что для выравнивания ситуации на рынке необходимо ввести пошлины на ввоз нефтепродуктов. По его словам, украинские предприятия вполне могут обеспечить рынок, ведь еще шесть-семь лет назад украинский бензин и дизель занимал 80% в объемах внутренних продаж.

6 сентября 2011 г, межведомственная комиссия по международной торговле провела слушания в рамках спецрасследования в отношении импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов.

Позже министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что для стабильности на рынке нефтепродуктов необходимо уменьшать долю импортных нефтепродуктов до 15%. Юрий Бойко также отметил, что за последние полтора года, благодаря принятым мерам, уже заметны положительные сдвиги в сторону уменьшения импорта и рост собственного производства горючего.

Напомним, в проекте Меморандума об экономической и финансовой политике (МЭФП), согласованного украинской стороной и миссией МВФ по результатам ее работы в Киеве с 1 по 14 февраля 2011 г. закреплено обещание Кабинета министров Украины перед МВФ не допустить безналоговый ввоз нефтепродуктов.

Тогда против введения пошлин на импорт нефтепродуктов выступали Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов и трейдеры. С критикой идеи о введении пошлин выступали и эксперты. В этой связи Межведомственная комиссия международной торговли начала расследование.

Ранее, 24 февраля 2010 г. первый заместитель министра Минэкономразвития Вадим Копылов заявил, что министерство предлагает ввести пошлины на импортные нефтепродукты после модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов.

В декабре 2010 г. Минуглепром обратился с письмом к премьер-министру Николаю Азарову по поводу необходимости проведения специального расследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину и введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов.