В 00:00 часов 15 августа в Украине заработала система электронного декларирования. Запустило систему, которая официально называется "Единый реестр деклараций лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления", Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Ввод системы в работу сопровождался скандалом. Сначала Государственная служба специальной связи и защиты информации (Госспецсвязи) заявила, что система не соответствует всем требованиям безопасности. Затем НАПК обвинило разработчика системы, компанию "Миранда", в отказе исправлять недоработки. Сами же представители "Миранды" утверждали, что система полностью готова к работе, а чиновники просто тянут с ее запуском.
В 00:00 часов 15 августа в Украине заработала система электронного декларирования. Запустило систему, которая официально называется "Единый реестр деклараций лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления", Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Ввод системы в работу сопровождался скандалом. Сначала Государственная служба специальной связи и защиты информации (Госспецсвязи) заявила, что система не соответствует всем требованиям безопасности. Затем НАПК обвинило разработчика системы, компанию "Миранда", в отказе исправлять недоработки. Сами же представители "Миранды" утверждали, что система полностью готова к работе, а чиновники просто тянут с ее запуском.
РБК-Украина нашло ответы на 10 самых часто задаваемых вопросов, которые помогут разобраться в ситуации вокруг реестра.
Это система, где, в электронном виде, хранятся данные налоговых деклараций чиновников. Система состоит из программного обеспечения (веб-сайта и баз данных) и серверов, на которых размещены все данные. Физически система развернута в помещении ГП "Украинская специальная связь". В помещении Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) оборудованы рабочие места для тех, кто занимается поддержкой и администрированием системы.
Считается, что появление такой системы упростит подачу налоговых деклараций чиновниками, а также предоставит общественности и антикоррупционным ведомствам эффективные инструменты контроля и предотвращения коррупции. Введение в эксплуатацию реестра было одним из требований, предъявленных Украине Международным валютным фондом и одним из условия получения Украиной безвизового режима со странами Европейского Союза. Формально заказчиком системы является ПРООН - Программа Развития ООН в Украине.
На первых порах реестр будет содержать данные о доходах и имуществе чиновников, занимающих ответственные и особо ответственные должности, а также чиновников категорий А и Б. По оценкам НАПК, таких в стране около 50 тыс. человек. Согласно законодательству, чтобы задекларировать свои доходы за 2015 год в электронной форме, у названных категорий бюрократов есть 60 дней с момента запуска реестра. Поскольку реестр официально запущен 15 августа, срок подачи истекает на Покрова, то есть 14 октября.
С 1 января 2017 году подать декларации за 2016 год должны чиновники всех рангов. Всего в реестре должны быть данные на несколько сотен тысяч чиновников.
Практически все содержание деклараций, поданных чиновниками, является публичным - доходы за отчетный период, владение имуществом, подарки. Исключение составляет ряд данных, которые охраняются законом "О доступе к публичной информации", а поэтому они будут закрыты для посторонних сторонних. К закрытым данным относятся, в частности, дата рождения чиновника, его налоговый номер и домашний адрес.
Остальные данные отображаются в системе практически сразу после подачи чиновником декларации. В НАПК утверждают, что первые декларации уже поступили в систему, но по техническим причинам станут видны в течение суток.
Получить доступ к публичным данным реестра может каждый желающий. Для этого нужно зайти на сайт НАПК - https://public.nazk.gov.ua/ , открыть реестр и начать поиск. Предварительная регистрация и авторизация для этого не нужна.
Согласно законодательству, все декларации высокопоставленных чиновников подлежат полной проверке специалистами НАПК. Проводиться проверка должна в соответствии с определенным порядком, который пока не разработан и не утвержден.
Декларации также могут проверяться Национальным антикоррупционным бюро Украины (НАБУ) – как по собственной инициативе, так и по обращениям граждан, публикациям в СМИ.
Уголовная ответственность наступает при сокрытии доходов на сумму от 300 тыс. гривен. Как утверждают в НАПК, внесение неправдивых данных может послужить поводом для вынесения чиновнику предписания или начала служебного расследования. В случае выявления таких фактов, НАПК может передать данные в НАБУ, а оно, в свою очередь, примет решение о передаче материалов в суд.
Физический доступ к системе есть только у представителей ГП "Украинская специальная связь" на территории которого размещены сервера, и у администраторов НАПК непосредственно на рабочем месте. У разработчика системы, компании "Миранда", доступа к ней нет.
Есть риск, что отсутствие аттестата соответствия системы может быть использовано чиновниками и их адвокатами в качестве аргумента при подаче неправдивых данных. Дело в том, что наличие сертификации является обязательный условием полноценного запуска реестра. Работа реестра без необходимых документов считается «периодом исследовательской эксплуатации». По закону, в этот период можно вносить только тестовые данные, то есть те, которые не обязательно являются достоверными. Сейчас идет совместная работа Госспецсвязи и компании "Миранда" по внесению изменений в систему и скорейшего получения сертификатов. Когда закончится тестовый режим – неизвестно.
С технической точки зрения, система уже работает в полную силу. Но ей не хватает аттестата соответствия, который выдается Государственной службой специальной связи и защиты информации (Госспецсвязи). За несколько дней до предполагаемого запуска реестра Госспецсвязи потребовал от разработчика системы внести ряд изменений в документацию и само программное обеспечение, чтобы обеспечить большую сохранность персональных данных. По словам главы НАПК Натальи Корчак, отсутствие сертификации не является поводом, чтобы не подавать декларации.