ua en ru

ЕБРР встревожен политикой РФ в сфере энергетики

Автор: RBC.UA
"Отношений нельзя избежать, но они непросты", - заявил глава ЕБРР Жан Лемьер. Европа с тревогой следит за действиями России в энергетической сфере.

Полновесное участие России в работе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) важно для Европы и является ключевым аспектом в стремлении ЕБРР распространить рыночную экономику в бывших республиках СССР, сообщает Reuters со ссылкой на заявление главы банка Жана Лемьера. "Отношений нельзя избежать, но они непросты", - заявил Ж.Лемьер в интервью агентству. Европа с тревогой следит за действиями России в энергетической сфере. Менее чем через две недели ЕБРР проведет ежегодную конференцию в Казани. Газовый спор Москвы и Киева в прошлом году привел к снижению поставок топлива в Западную Европу, а получение Газпромом контроля над проектом "Сахалин-2" рассматривается в Европе как проявление более жесткой, нежели прежде, политики Кремля. "Хочет ли страна, которая является поставщиком газа и нефти, контролировать свою отрасль? Да, Россия этого хочет, как и большинство других стран. Мы должны понимать, что это является ее правом", - отметил банкир. ЕБРР стремится к расширению своей деятельности в восточном и южном направлениях после объявления об окончании первой фазы своей работы. Вместе с тем банк пытается донести до России, что наиболее эффективное использование ресурсов может привести к самым благоприятным последствиям в глобальном масштабе. "Если бы весь регион работал по стандартам энергетической эффективности Западной Европы, мировое потребление энергоресурсов сократилось бы на 7%. Мы говорим о макроэкономических числах - это огромное значение", - отметил глава ЕБРР. Всемирно известная компания Shell потерпела фиаско в связи с проектом "Сахалин-2". Несколько лет назад, пока компания Exxon и губернатор Сахалина спорили о маршруте трубопровода, Shell выбрала маршрут, который нравился губернатору. Shell устраивал трубопровод с севера на юг – он подавал бы газ на новый терминал, который компания строила на южной оконечности острова. Shell начала осуществлять проект "Сахалин-2", не имея российского партнера. Летом 2005 г. Shell заключила соглашение о передаче российскому газовому гиганту Газпрому 25%-ной доли в проекте взамен на долю в одном из проектов "Газпрома" в Арктике. Но спустя несколько дней Shell неожиданно объявила, что стоимость "Сахалина-2" составит 20 млрд долл., почти вдвое больше, чем планировалось. Частично это объяснялось крупными расходами на строительство трубопровода с севера на юг. Увеличение издержек Shell означало, что пройдут годы, прежде чем Москва получит хоть цент своей доли прибыли от проекта. Российское руководство объявило о срыве договоренностей. Переговоры о превышении Shell расчетной сметы и о соглашении с Газпромом тянулись почти год. Летом 2006 г. представители контролирующих органов обнаружили, по их словам, крупные нарушения вдоль маршрута следования трубопровода, избранного Shell, особенно в местах, где он пересекал реки. Под угрозой вынужденного приостановления работ Shell в декабре предпочла продать контрольный пакет акций Газпрому. Проект "Сахалин-1" также беспокоит мировую общественность. На берегу Сахалина Exxon Mobil Corp. одержала в апреле этого года крупную техническую победу: завершилось бурение скважины протяженностью в 7 миль, самой длинной из тех, которые соединяют буровую установку на суше с нефтяным месторождением, залегающим под дном моря. Скважина, пробуренная за рекордно короткий срок, ознаменовала успех усилий Exxon по доступу к одной из богатейших нефтяных сокровищниц, оставшихся на планете. Однако между Exxon и Россией возникли разногласия по вопросу о том, кто будет распоряжаться потенциальными запасами природного газа в проекте "Сахалин-1". Exxon утверждает, что согласно контракту имеет право выбирать наиболее прибыльный вариант реализации газа. В прошлом году Exxon подписала предварительное соглашение о поставках газа в Китай – на один из самых прожорливых рынков энергоресурсов в мире, для чего потребуется построить относительно короткий газопровод. "Мы считаем, что закон на этот счет хорош и сформулировано в нем все четко, – пояснил президент компании Рекс Тиллерсон российским журналистам. – Но главный вопрос в том, сможем ли мы получить все необходимые разрешения на экспорт?". Министр энергетики РФ Виктор Христенко высказывается в последнее время таким образом, что покупателей для газа Россия хочет выбирать самостоятельно. Запасы газа, которыми располагает страна, обеспечивают ей колоссальный геополитический престиж. Недавно власти предоставили монопольное право на экспорт газа Газпрому. Хотя в этом постановлении для проекта "Сахалин-1" сделано исключение, российские чиновники утверждают, что на строительство Exxon газопровода до Китая это разрешение не распространяется. Руководство Exxon надеялось начать экспорт газа в Азию в будущем году. Но пока переговоры между Exxon и российскими властями продолжаются, для добычи газа почти ничего не делается. Большую часть газа закачивают назад под землю. Руководство "Роснефти" предлагает сжижать газ и транспортировать его на танкерах, чтобы расширить круг потенциальных потребителей. Exxon расценивает этот вариант как слишком дорогостоящий. Нынешний губернатор Сахалина Иван Малахов полагает, что Exxon должна ознакомить россиян со всеми потенциальными вариантами, а не только с тем, который предпочитает сама компания. Вызвало беспокойство и подписание соглашения в апреле между ОАО "ЛУКОЙЛ" и МИД РФ. Компания стала первой частной российской компанией, с которой МИД РФ подписал документ о сотрудничестве. Соглашение будет действовать до 2012 г. Стороны, в частности, договорились о взаимодействии по обеспечению внешнеэкономических и геополитических интересов России путем развития сотрудничества с международными организациями в топливно-энергетической отрасли и зарубежными нефтегазовыми компаниями. Со своей стороны МИД РФ в соответствии с государственными интересами и внешнеполитической линией России намерен осуществлять поддержку внешнеэкономической деятельности компании, защищать ее законные интересы за рубежом дипломатическими и международно-правовыми средствами, содействовать ей в организации встреч с органами государственной власти иностранных государств и с международными организациями.