ЕБРР не уверен в перспективности финансирования ГТС Украины
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сомневается в перспективности финансирования украинской газотранспортной системы (ГТС). Об этом заявил старший банкир ЕБРР по природным ресурсам Пол Шапиро, передает корреспондент РБК-Украина.
"Еврокомиссия оплатила достаточно дорогостоящее исследование газотранспортной системы (Украины). Имеет ли смысл тратить на систему, которой невозможно пользоваться? Если на нее тратить, то каким образом на нее тратить? Какие инвестиции принесут наибольший эффект? Мы читали отчет Mott MacDonald, и в нем говорится, что смысл в подобных инвестициях сохраняется, но если не допускать до внешнего ухудшения ситуации, а ситуация продолжает ухудшаться", - сказал Шапиро.
По его словам, ЕБРР начал вести переговоры с правительством о приоритетных проектах рефинансирования, но все это должно подкрепляться необходимыми реформами в Украине.
Напомним, британская компания Mott MacDonald выполняла предварительное технико-экономической обоснование (ТЭО) модернизации ГТС Украины. По мнению экспертов Mott MacDonald, вместе с ремонтом магистральных газопроводов, компрессорных станций и установкой новых газоизмерительных агрегатов, а также современной системы управления ГТС реконструкция и модернизация обойдется "Нафтогазу Украины" минимум в 4,8 млрд долл. за семилетний период. При этом приоритезация проектов основана на сравнительно недорогих ремонтах, что позволит содержать газотранспортную систему Украины в нормальном рабочем состоянии до полной модернизации.
Для этого Mott MacDonald рекомендует в течение ближайших восьми-десяти лет инвестировать (освоить) минимум 2,8 млрд долл. в минипроекты. Эти затраты необходимы для поддержания системы в рабочем режиме. Проще говоря, в такую сумму выливается многолетнее недофинасирование газотранспортной системы Украины.
23 марта 2009 г. в Брюсселе Украина подписала совместную декларацию с ЕС по вопросам модернизации украинской ГТС. Тогда речь шла о выделении Евросоюзом кредита в размере около 2,5 млрд долл. на эти цели. Однако при этом Еврокомиссия потребовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами европейского законодательства. В частности, требования ЕК включали отделение "Укртрансгаза" от НАК "Нафтогаз Украины". Реформирование НАК должно начаться в ближайшее время.
В декабре 2010 г. "Укртрансгаз" сообщил, что Украина начала модернизировать ГТС собственными силами. В 2011 г. в обновление планировалось вложить 3,1 млрд грн. В сентябре зампред правления НАК "Нафтогаз" Вадим Чупрун заявил, что Украина инвестирует больше 5 млрд долл. в модернизацию и реконструкцию приоритетных объектов газотранспортной системы на протяжении 7 лет.
Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м.
Вчера сообщалось, что НАК "Нафтогаз Украины" получила 4 тендерные предложения на проведение оценки стоимости ГТС. В компании отмечают, что оценка ГТС не связана с ее продажей. Таким образом, в НАК намерены прекратить спекуляции, связанные с разнообразными предположениями стоимости системы.
Отметим, что сегодняшнее заявление представителя ЕБРР не в последнюю очередь связано с недавними угрозами "Газпрома" прекратить транзит российского газа через территорию Украины. Эксперты отмечают, что таким образом Россия ведет информационную войну с целью заставить Украину пойти на уступки в газовых переговорах.