Mott MacDonald: Реконструкция и модернизация ГТС Украины обойдется минимум в 4,8 млрд долл
Эксперты Mott MacDonald признали высоким уровень компетенции специалистов "Укртрансгаза" - дочерней компании НАК "Нафтогаз Украины", обслуживающей ГТС. По расчетам Mott MacDonald, вместе с ремонтом магистральных газопроводов, компрессорных станций и установкой новых газоизмерительных агрегатов, а также современной системы управления ГТС реконструкция и модернизация обойдется "Укртрансгазу" ("Нафтогазу Украины", а значит, и газопотребителям страны) минимум в 4,8 млрд долл. за семилетний период, пишет "Зеркало недели. Украина".
При этом приоритезация проектов основана на сравнительно недорогих ремонтах, что позволит содержать газотранспортную систему Украины в нормальном рабочем состоянии до полной модернизации.
Для этого Mott MacDonald рекомендует в течение ближайших восьми-десяти лет инвестировать (освоить) минимум 2,8 млрд долл. в минипроекты. Эти затраты необходимы для поддержания системы в рабочем режиме. Проще говоря, в такую сумму выливается многолетнее недофинасирование газотранспортной системы Украины.
Mott в своем исследовании состояния украинской газотранспортной системы подтвердила, что ГТС, помимо проектных и строительных неточностей, в основном страдает из-за отсутствия надлежащего финансирования плановых работ. А известные аварии - результат заводских дефектов и коррозии или же строительных недостатков при укладке линейной части трубопроводов и строительстве компрессорных станций.
Второй вывод компании: на основе статистики аварий и дефектов магистральный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород (протяженность по территории Украины - 1137,97 км) назван приоритетным для реконструкции, чем сейчас и занимается "Укртрансгаз" и о чем сказано выше.
Приоритетность реконструкции МГ определена в такой последовательности: газопроводы "Союз", "Прогресс" и Елец-Кременчуг-Ананьев-Тирасполь-Измаил (ЕКАТИ). Но без детального учета загрузки этих газопроводов в настоящее время и в будущем.
Компрессоры на компрессорных станциях, обслуживающих магистральные газопроводы, в большинстве своем исчерпали свой технический ресурс и нуждаются в замене. Стареющее оборудование еще работает благодаря профессионализму обслуживающего персонала. Но эксперты Mott пока не смогли точно оценить оставшийся технический ресурс из-за отсутствия полной картины и комплексных данных.
Для повышения к.п.д. тепловой эффективности предлагается более широко использовать паровые газотурбины и электрогенераторы. Это и экономия, и положительный экологический эффект.
Пятое. Mott опасается, что поскольку предложенный в результате исследования план реконструкции ГТС будет реализовываться семь-восемь лет (а за меньший срок не справиться), то существует угроза выхода из строя части оборудования, а значит, необходимости его срочного ремонта и замены, что потребует дополнительных срочных затрат.
Газоизмерительные станции (ГИС) газотранспортной системы изначально запланированы только на выходе - на западных границах Украины. К тому же они устарели и не отвечают требованиям коммерческого учета газа. Их необходимо заменить ультразвуковыми наряду с реконструкцией действующих ГИС.
Mott отмечает, что в принципе потери газа невелики (кроме топливного и так называемого технологического газа) по сравнению с объемами транзита - 205,6 млн кубометров за 2010 год. К тому же их можно сократить, заменив устаревшее оборудование.
Что касается других причин потери газа (остановки и запуски системы при ремонтах и авариях), то здесь Mott рекомендует задействовать современную систему SKADA для интеграции систем управления и учета.
Напомним, британская компания Mott MacDonald выполняет предварительное технико-экономической обоснование (ТЭО) модернизации ГТС Украины. Как сообщалось ранее, Mott MacDonald 18 февраля 2011 г. подписала контакт по итогам тендера Европейского союза на проведение предварительного ТЭО модернизации украинских магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа.
В сентябре зампред правления НАК "Нафтогаз" Вадим Чупрун заявил, что Украина инвестирует больше 5 млрд долл. в модернизацию и реконструкцию приоритетных объектов газотранспортной системы на протяжении 7 лет.
В декабре 2010 г. "Укртрансгаз" сообщил, что Украина начала модернизировать ГТС собственными силами. В 2011 г. в обновление планировалось вложить 3,1 млрд грн.
23 марта 2009 г. в Брюсселе Украина подписала совместную декларацию с ЕС по вопросам модернизации украинской ГТС. Тогда речь шла о выделении Евросоюзом кредита в размере около 2,5 млрд долл. на эти цели. Однако при этом Еврокомиссия потребовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами европейского законодательства. В частности, требования ЕК включали отделение "Укртрансгаза" от НАК "Нафтогаз Украины". В начале сентября Президент Украины Виктор Янукович распорядился начать реформирование НАК.
Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м.
Отметим, транзит газа в страны Западной Европы за 8 месяцев 2011 г. вырос на 13,76% - до 70 млрд 43 млн куб. м. Всего транспортировка газа по территории Украины в январе-августе составила 71 млрд 978,51 млн куб. м, что на 13,24% превышает показатель 2010 г.
Вчера сообщалось, что немецкие предприятия заинтересованы в модернизации украинской газотранспортной системы. По словам чрезвычайного и полномочного посла Германии в Украине Ганса-Юргена Гаймзета, для Европы самой главной является энергетическая безопасность, а завершение строительства проекта "Северный поток" будет способствовать укреплению энергетической безопасности. Однако, как сообщил уполномоченный посла, украинская ГТС остается важнейшим транспортным путем российского газа в Европу.
Ранее министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что украинская газотранспортная система является самым выгодным направлением для транзита российского газа в Европу.
Напомним, 8 ноября страны-участницы проекта Nord Stream - Россия, Германия, Голландия и Франция ввели в эксплуатацию первую нитку газопровода "Северный поток". В число акционеров проекта входят ОАО "Газпром" (51%), немецкие E.On Ruhrgas (15,5%) и Wintershall AG (15,5), голландская N.V. Nederlandse Gasunie (9%), французская GDF Suez (9%).