Дунайское пароходство как заложник политических интриг
27 марта закончилась проверка деятельности Украинского Дунайского пароходства (УДП) ревизорами из Мининфраструктуры, которая продолжалась почти 40 дней. Предварительная версия аудиторского заключения УДП будет передана 2 апреля, а пока к исполнению обязанностей возвращается предправления УДП Дмитрий Баринов. И временная отставка Баринова, и проверки УДП, по мнению экспертов, являются следствием борьбы между Президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком.
В 2014 году одесские порты нарастили объемы перевалки, благодаря перераспределению потоков за счет Крыма. Но на одном из крупнейших судоходных предприятий Украины и Придунавья - Украинском Дунайском пароходстве (УДП) в Измаиле - события в Крыму существенно не отобразились. Хотя компания улучшила свои показатели.
Для сравнения. В 2012 году убыток УДП составил 61 млн грн, в 2013 году - 13,5 млн грн. Долги по зарплате на предприятии превысили 28 млн грн. В 2014 году предприятие расплатилось со всеми задолженностями, в том числе, с кредитными. Прибыль УДП превысила 8 млн грн при увеличении объема грузоперевозок на 3,3%. Все сотрудники были переведены на полный рабочий день (ранее работали 70%). УДП анонсировали планы на 2015 год нарастить грузопоток до 1520 тыс. тонн - с 1444 тыс. тонн в 2014 году.
Но 16 февраля Министерство инфраструктуры начало проверку предприятия, временно отстранив от исполнения обязанностей предправления Дмитрия Баринова. Баринов пришел на эту должность в сентябре 2014 года.
"Министерство получило ряд обращений от правоохранительных органов и СНБО относительно фактов злоупотреблений, потерь госсредств в оффшорах и других безобразий, которые творятся в пароходстве", - написал на своей странице в социальной сети Facebook замминистра инфраструктуры Владимир Омелян.
Баринов, в свою очередь, связал проверку УДП с его нежеланием добровольно подать в отставку. "Проверка комиссии в составе 15 человек странно совпала с моим отказом на предложение заместителей министра уволиться по собственному желанию", - сказал он.
Он убежден, что проверка УДП была назначена в интересах конкурирующих предприятий. "Зачистка по всем правилам "режима Януковича": заявление прямых конкурентов на якобы имеющиеся нарушения, мгновенная реакция Мининфраструктуры", - подчеркнул Баринов.
Поддержку Баринову выразили профсоюз УДП и мэрия Измаила. Мэрия направила руководству страны обращение с просьбой не лишать должности Баринова. Поддержал Баринова и глава транспортного комитета ВР Ярослав Дубневич.
Баринов считает, что одна из возможных целей ревизии - доведение государственного УДП до банкротства для дальнейшей продажи. Кроме того, по словам пресс-секретаря УДП Алены Ходарченко, на предприятии негативно оценили назначение Александра Кравченко и.о. руководителя. "У него был свой флот, многие его знают как человека, имеющего долги перед нашим предприятием и перед моряками", - заявила РБК-Украина пресс-секретарь предприятия.
Дмитрий Баринов связывает назначенного и.о. руководителя УДП Александра Кравченко с первым замминистра инфраструктуры Владимиром Шульмейстером, называя их близкими друзьями.
По мнению нардепа от 143 округа (Измаил) Александра Урбанского, ситуация на УДП ведет к росту социального напряжения среди сотрудников пароходства и в коллективах смежных предприятий - Измаильского порта, судоремонтных заводов и пр.
Однако, внефракционный депутат облсовета Вячеслав Страшилин, представляющий Измаил, исключает подобные процессы. "Отставка руководителя никоим образом не повлияет на настроение коллектива предприятия... Все работники пароходства, как бюджетники, очень привязаны и к месту и зарплате. По сути, другой работы для них нет", - заявил РБК-Украина депутат облсовета.
Он полагает, что в конфликте на УДП прослеживается противостояние между Президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком. Так, на выборах в Раду осенью 2014 года Дмитрий Баринов баллотировался при поддержке Арсения Яценюка.
Впрочем, по мнению одного из одесских политических аналитиков, проверки на УДП и конфликт вокруг "Укртранснафты" являются звеньями одной цепи. "Это отголоски на местах ситуации, которая произошла в Киеве - отработки одной политической фигурой другой", - отметил собеседник на правах анонимности.
Он добавил, что Баринов рассматривал возможность силового противодействия назначению нового руководителя. Для этого в городской гостинице даже были размещены вооруженные люди, но решение было отклонено.
По его словам, ранее интересы группы "Приват" лоббировались через Кабмин, а морскую логистику данной группы обеспечивал Игорь Урбанский - одессит, бывший замминистра транспорта. Также эксперт подчеркнул, что УДП вполне могло закупать ГСМ у группы "Приват".