В середине 2014 года Украина сделала важный шаг - подписала экономическую часть Соглашения об Ассоциации с ЕС, а несколькими месяцами ранее Евросоюз открыл свои рынки для украинских товаров в рамках автономного преференциального торгового режима (благодаря ему более 90% украинских товаров будут поступать в ЕС беспошлинно). Кроме того, с 1 ноября вступила в силу так называемая "политическая часть" соглашения.
Наталья Ульянова,
директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF legal Service
В середине 2014 года Украина сделала важный шаг - подписала экономическую часть Соглашения об Ассоциации с ЕС, а несколькими месяцами ранее Евросоюз открыл свои рынки для украинских товаров в рамках автономного преференциального торгового режима (благодаря ему более 90% украинских товаров будут поступать в ЕС беспошлинно). Кроме того, с 1 ноября вступила в силу так называемая "политическая часть" соглашения.
И, несмотря на то, что введение углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС отложено до конца 2015 года, можно с уверенностью говорить, что Украина окончательно определилась со своим геополитическим и экономическим курсом. Это решение открывает для страны большие возможности. Устранение торговых барьеров, рост объемов экспорта, повышение качества продукции, гармонизация законодательства, упрощение движения капитала - это далеко не полный перечень позитивных последствий более тесного сотрудничества с западными соседями.
Без сомнения, Соглашение об Ассоциации выгодно многим украинским компаниям, ведь для них открываются новые рынки сбыта. Прежде всего, соглашение сыграет на руку легкой и пищевой промышленности, а также АПК. И хотя многие компании представители этих секторов уже давно поставляют продукцию в ЕС, но сейчас они находятся в предвкушении новых преимуществ.
Вызовы и сложности
Впрочем, не стоит забывать, что Соглашение об Ассоциации - это не только бонусы, но и вызовы. Как для власти, от которой требуются эффективные экономические реформы, так и для отечественного производителя, от которого ждут быстрых и смелых решений. Понятно одно: в борьбе за новые рынки предприятиям не избежать модернизации, повышения квалификации сотрудников и оптимизации бизнес-процессов.
Одна из важнейших задач, которую предстоит решать бизнесу в новых условиях - это максимизация прибыли. Как известно, украинское налоговое законодательство является одним из самых сложных, запутанных, и что скрывать, обременительных. А налоговая реформа, хоть на словах и предполагает весьма амбициозные цели, на практике может оказаться очередной "пустышкой". По факту, компаниям в ближайшее время придется руководствоваться принципом "спаси себя сам".
Речь идет, в том числе, о налоговом планировании, которое в нынешнее время должно быть особенно взвешенным на фоне неопределенности внутри страны, а также мировых тенденций анти- и деофшоризации. Как известно, мировые лидеры уже давно обеспокоены такими явлениями, как уклонение от налогообложения и размывание налогооблагаемой базы.
Поэтому международные организации и развитые экономики совместно работают над повышением прозрачности и активизацией процесса обмена налоговой информацией между разными юрисдикциями, усовершенствованием законодательства о трансфертном ценообразовании и т.д.
Один из последних трендов на рынке налогового планирования - смещение центров внимания на Восток и рост заинтересованности инвесторов из СНГ такими юрисдикціями, как Гонконг, Сингапур, ОАЭ. По вполне понятным причинам.
Но, во-первых, нельзя воспринимать государства Азии как панацею, так как выбор юрисдикции зависит от разных факторов (вида бизнеса, организационной структуры компании). Во-вторых, ведение бизнеса в странах Востока воспринимается украинскими консервативными предпринимателями как достойная альтернатива зачастую, когда сам бизнес территориально связан с Азией.
Классика всегда в моде
Другое дело, страны "старого света". Невзирая на новые тенденции и веяния, Европа так и остается исконно традиционным убежищем для капитала. Ведение бизнеса в этом регионе имеет свои особенности, что нередко влечет за собой предоставление более детальной информации о собственниках, более подробную отчетность о финансовых операциях, а также уплату налогов. Но при условии правильного выбора юрисдикций из Западной Европы можно добиться и высокого уровня конфиденциальности, и минимальной налоговой нагрузки.
Взять, например, Гибралтар - это самоуправляемая территория (зависящая от Великобритании), которая является классической юрисдикцией, сохранившей высокий уровень защиты бизнеса. Кроме того, компании, зарегистрированные на Гибралтаре, получают полное освобождение от уплаты налогов. А к плюсам сотрудничества с этой страной можно отнести членство в ЕС, активную поддержку иностранного бизнеса со стороны государства, и тот факт, что Гибралтар не входит в "черный список" FATF.
Холдинговым структурам привлекательны Нидерланды. В частности, компаниям АПК, которым в стране предлагают дополнительные преференции в налогообложении, в том числе, в контексте сотрудничества со специализированными аграрными банками. К плюсам Нидерландов можно отнести четкое прозрачное законодательство и наличие у страны большого количества подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения (например, с Россией, Гонконгом, а также и с Украиной), что позволяет максимально выгодно оптимизировать налоговую нагрузку.
Для владельцев бизнеса не менее заманчивой может оказаться и Мальта. Среди причин, почему компанию стоит зарегистрировать именно в этой стране, низкие налоги (около 5% благодаря их возврату), мягкие требования к уставному капиталу, упрощенный механизм регистрации компании.
Перспективно выглядит и Ирландия. В частности за счет низкой ставки корпоративного налога - 12,5% (при наличии директора-резидента и ведение части коммерческой деятельности внутри Ирландии). Также власти Ирландии успели подписать перечень соглашений об избегании двойного налогообложения уже с несколькими десятками других стран. К тому же, украинское правительство совсем недавно предложило ратифицировать аналогичную конвенцию с Украиной, что делает Ирландию для отечественного бизнеса еще более интересной.
События прошлого года несколько отбросили назад Кипр, как низконалоговую юрисдикцию, это видно по статистике регистраций компаний, но не стоит вычеркивать остров из списка привлекательных стран. Во-первых, ставка корпоративного налога даже после повышения осталась достаточно низкой (12,5%), во-вторых, на Кипре от налога на прибыль освобождены доходы от продажи ценных бумаг, дивиденды, и тд. Плюс Кипр активно работает над разработкой законодательства, лояльного для создания фондов с доверительным управлением и компаний, которые занимаются предоставлением финансовых услуг, что весьма интересно в свете ограничений инвестиционной деятельности в Украине и льготного соглашения об избежании двойного налогообложения. Кроме того, Кипр - одна из немногих классических юрисдикций с прозрачным механизмом уплаты налогов, простой процедурой регистрации компаний, а также с вполне дружелюбными налоговыми органами.
Агенты в помощь
Альтернатива есть всегда. И подчас для снижения налоговой нагрузки на бизнес используются не прямые взаимоотношения с нерезидентами, а так называемые "агенты". Суть сотрудничества с ними заключается в том, чтобы включить в цепочку торговых отношений надежного партнера - юрисдикцию с хорошей, незапятнанной репутацией. Достаточно популярный набор таких юрисдикций - Великобритания, Чехия, Словакия и Австрия.
При этом соглашение подписывается с двумя компаниями, одна из которых выступает в роли агента, а другая в качестве принципала. Благодаря такому соглашению базой налогообложения будет агентское вознаграждение зарубежной компании, которое составляет, как правило, 0,5-5% от прибыли.
Подобные агентские механизмы в системе международной торговли становятся все более популярными. Причем, агенты могут «встраиваться» не только в рамках стандартного агентского соглашения, но и выступать генеральными поставщиками или же посредниками в реализации платежей между продавцом и покупателем (компания получает вознаграждение, а платежи меду покупателем и продавцом приходят через ее счета).
Сегодня уже завтра
Всегда важно подходить к выбору юрисдикции взвешенно. Как в случае прямой работы, так и через агентов. Памятуя о том, что превалирующее значение имеют не только налоговые ставки, но и особенности бизнеса, направления торговых потоков, требования контролирующих и надзорных органов. Именно при таком условии торговые связи будут способствовать выходу украинских компаний в Европу через местные хорошо знакомые европейцам юрисдикции с прозрачной "белой" историей и положительной репутацией. Возрастет роль резидентов из комфортных для бизнеса стран, которые способны обеспечить надежные инструменты для структурирования торговой деятельности украинским партнерам.
К тому же, если в Украине наряду с упрощением правил торговли с ЕС будет внедрена в жизнь обещанная правительством налоговая реформа, мы получим в разы более благоприятный бизнес-климат. И наша страна, в свою очередь, превратится в своеобразную платформу, плацдарм для doing business. А результатом станет приход крупных транснациональных компаний, приток внешних инвестиций, и, соответственно, толчок для роста национальной экономики.