На своем заседании Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) рассматривал вопрос о принудительном разделении активов азотной химии Group DF Дмитрия Фирташа. Выслушав позицию химиков, на чем особо настаивали накануне представители группы компаний Дмитрия Фирташа, АМКУ перенес решение по данному делу на следующий четверг, 8 августа.
Накануне заседания экс-государственная уполномоченная АМКУ Агия Загребельская, оспаривающая указ президента о своем увольнении из комитета, заявила, что АМКУ может принять решение о принудительном разделении химических активов Группы Фирташа.
В самой Группе заявили, что выводы расследования АМКУ базируются на ошибочных данных и предостерегли Антимонопольный комитет от презентации предварительных выводов под видом окончательных.
Интересно, что АМКУ активизировал свою работу по азотным предприятиям Дмитрия Фирташа буквально сразу после того, как Кабинет министров Украины с 1 июля закрыл украинский рынок минеральных удобрений для российской продукции, и предприятия украинского химпрома, включая заводы группы OstChem Фирташа, начали возвращаться к нормальному режиму работы.
В этой связи последние события в АМКУ сложно рассматривать вне контекста того, что происходит сегодня в украинской химической отрасли, которая в последние годы буквально выживает в неравной борьбе с российскими предприятиями-конкурентами. В связи с этим любые решения АМКУ в отношении крупнейшего производителя азотных удобрений в стране способны значительно повлиять на расстановку сил в этой борьбе.
Является ли АМКУ еще одним театром военных действий между российскими и украинскими компаниями – вопрос пока что открытый, однако можно говорить с полной уверенностью, что АМКУ со своим расследованием уже мог стать фактором этой войны, желая того или нет.
Конец монополии.ru
Объем украинского рынка минеральных удобрений – примерно 1 миллиард долларов в год. Почти половину из этой суммы вывозили из Украины компании из РФ, беспрепятственно продавая в Украине свою продукцию даже во время войны. При этом, начиная с 2014 года доля импорта на рынке азотных удобрений в Украине стабильно росла и к 2017 году достигла 50%. Надо ли говорить, что почти весь объем импорта обеспечивали в основном российские предприятия?
Российские химики быстро поняли, что могут действовать в Украине агрессивно, в том числе и через аграрные лоббистские структуры, щедро суля украинским сельхозпроизводителям низкие цены.
При этом и украинская власть, и защищавшие российский бизнес аграрные лоббисты игнорировали очевидную угрозу: весь украинский АПК в итоге мог оказаться в полной зависимости от российских корпораций, деятельность которых поддерживается и координируется российской властью.
Закономерным итогом нерешительной государственной политики в отношении российских удобрений стало то, что предприятия страны-агрессора буквально за несколько лет осуществили блицкриг на украинском рынке удобрений, в то время как украинские предприятия останавливались, бюджет терял налоги, а тысячи украинцев, работавших на этих заводах – заработные платы.
По состоянию на 2019 год ценовая разница между удобрениями российского и украинского производства стала не столь велика, однако конъюнктура на газовом рынке в период с 2014 по 2017 годы действительно не позволяла отечественному химпрому предлагать столь же дешевую цену на свои удобрения – и этим сполна воспользовались россияне. А украинские чиновники вместо того, чтобы защитить интересы как отечественных химиков, так и аграриев, не придумали ничего лучше, чем просто махнуть рукой на проблему, открыв шлюзы для российского импорта.
В итоге, по словам заместителя директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза" по вопросам развития Сергея Поважнюка, остановка украинских химических предприятий в 2017 году на фоне российского демпинга привела к тому, что цены на российские удобрения мгновенно выросли до уровня импортного паритета с другими странами.
"Политика россиян – выбить с рынка конкурентов и потом воспользоваться рыночной недостаточностью, чтобы получить дивиденды", – говорит Поважнюк.
Необходимо отметить, что Россия несколько лет назад разработала и приняла программу развития своей нефтехимической промышленности, в которой делается упор на продажу за рубеж переработанных нефти и газа.
"Они (россияне, – ред.) не используют теперь "нефтяное и газовое оружие", как это называли раньше. Теперь в роли такого "оружия" выступают, в частности, минеральные удобрения и другие продукты переработки. Тем самым они наращивают своё влияние и вес, оставляя добавленную стоимость в своих карманах. И следует отметить, что у них в планах – удвоить производство минеральных удобрений. При этом они рассматривают украинский рынок как наиболее перспективный для своей промышленности. И очень не хотелось бы, чтоб повторилась ситуация с газом: когда 7-8 лет назад мы покупали "дешевый российский газ" со "стодолларовой скидкой", который при этом был, почему-то, на 100 долларов дороже, чем в Европе. Россия очень хорошо умеет использовать такие инструменты, и нет никаких сомнений, что, если мы предоставим ей такую возможность, она воспользуется ею на сто процентов", – отмечает замдиректора ГП "Укрпромвнешэкспертиза".
Почему подобные угрозы не осознавала украинская власть – вопрос, открытый до сих пор. Возможно, члены Кабмина, и в первую очередь – чиновники МЭРТ, просто побоялись быть обвиненными в возможном срыве посевных кампаний, ошибочно решив, что создание комфортных условий для экспансии российских корпораций в Украине – лучшее решение проблемы. Однако нельзя исключать и версию, что этот самый комфорт для российских производителей создавался намеренно.
На рынке ни для кого не является секретом, что химические гиганты из РФ тратят колоссальные средства на лоббизм и продвижение своих интересов в странах, рынки которых представляют для них особый интерес. Украина – в числе таковых.
Лишь начиная с 2017 года украинское государство, после целой череды антидемпинговых расследований, скандалов с поставками российских удобрений в ОРДЛО и фактической остановки всех отечественных химических предприятий, начало предпринимать меры по сдерживанию российской экспансии на украинский рынок.
15 мая 2019 года Кабинет министров ввел санкции в отношении товаров из Российской Федерации, в перечень которых попала и продукция российских химиков – минеральные (калийные, фосфорные, азотные) и комплексные удобрения (с содержанием двух или трех питательных элементов). И что самое парадоксальное – благодарить за это российские химики должны в первую очередь свое же правительство. Ведь решение украинского правительства стало симметричным ответом на расширение списка санкций РФ против украинских товаров и предприятий в апреле 2019 года.
Решение Кабмина о запрете ввоза продукции российского химпрома действительно несколько оживило химическую отрасль Украины. О полноценном возрождении и возврате былых позиций говорить пока рано, однако заводы действительно начали работать – в одной только Днепропетровской области в результате введенных санкций из глубокой комы постепенно выходят два крупных предприятия – ДнепрАзот, входящий в сферу интересов Игоря Коломойского, и Днепровский завод минеральных удобрений (ДЗМУ), контроль над которым СМИ приписывают бизнесмену Сергею Лисковскому.
Именно ДЗМУ и государственный "Сумыхимпром" занимается производством комплексных удобрений, ввоз которых в Украину из РФ также оказался под запретом Кабмина. Сегодня лоббисты российских компаний "кошмарят" рынок информацией, что в августе-сентябре Украина столкнётся с острой нехваткой этого типа удобрений. Якобы уже упомянутые "Сумыхимпром" и ДЗМУ не справятся с производством необходимого для украинских аграриев объема продукции.
Но лоббисты российских компаний забывают при этом сказать, что в продаже до сих пор есть российские удобрения. Не "из-под полы", а те, что были ввезены до вступления в действие запрета. То ли предчувствуя возможный запрет, то ли имея инсайдерскую информацию, россияне установили рекорд по количеству ввезенных удобрений в первом квартале нынешнего года.
Эти колоссальные запасы российских удобрений – из около 500 тысяч тонн одних только ввезенных комплексных удобрений при годовом потреблении порядка 1,2 миллиона тонн – плюс вновь запущенное производство на двух украинских предприятиях, а также импорт из Беларуси и стран ЕС позволят Украине пройти ближайшую посевную более чем спокойно.
А в ближайшей перспективе Украина способна производить 700-800 тысяч тонн комплексных удобрений в год, если заводы будут стабильно работать. На то, чтобы покрыть дефицит в ходе ближайшей посевной, найдется немало претендентов из стран ЕС, Северной Африки, Скандинавии и Беларуси.
Посему, как отмечают эксперты, несмотря на запрет ввоза удобрений российского происхождения, никаких оснований ожидать дефицита удобрений во втором полугодии нет.
В Аграрном фонде заявляют о готовности обеспечивать аграриев удобрениями и поддерживать стабильность аграрного рынка. Николай Зубарев, исполнительный директор Аграрного фонда, подчеркивает, что фонд покупает удобрения исключительно отечественного производства. Продажа их аграриям осуществляется, в том числе, и под будущий урожай, по системе форвардных контрактов. Это серьезная помощь сельхозпроизводителям, поскольку, в отличие от ситуации с банками, они фактически получают кредит без наличия твердого залога.
"Дефицита удобрений на рынке нет", – утверждает президент Союза химиков Украины Алексей Голубов. По его словам, ажиотаж вокруг этого вопроса на 100% искусственный.
"Со стороны химиков могу заверить, что те обязательства, которые мы взяли перед министерствами АПК и промышленности, мы выполним. Поэтому аграрии могут спокойно себя чувствовать и закупать удобрения в необходимом количестве", – подчеркнул он.
Химическая промышленность – тема более широкая, чем прагматичные интересы ряда крупных бизнесменов, владеющих химическими предприятиями. Сектор производства удобрений обеспечивает функционирование 102 тысяч рабочих мест, в том числе – 81 тысячу в смежных отраслях.
Именно поэтому вопрос отмены или пролонгации санкций является важным вопросом не только для украинских олигархов, как это часто преподносят лоббисты россиян, но и для огромного количества работников отрасли.
Будут ли отменены запретительные меры на ввоз российских удобрений в среднесрочной перспективе – сказать наверняка нельзя. Но с большой долей уверенности можно утверждать, что это как минимум не состоится в ближайшее время.
Странно было бы думать, что одним из первых шагов нового Кабмина станет удар по украинской промышленности и откровенное подыгрывание российскому бизнесу. В то время, как Россия не предпринимает ни малейших усилий, чтобы снизить градус напряжения, непонятно, откуда вообще может взяться политическая воля преподносить русским столь щедрые дары. Односторонние уступки, как свидетельствует опыт, Москва не ценит, считая их признаком слабости.
Сложно поверить также, что подобные решения могут возникнуть вследствие каких-либо коррупционных действий. Любое решение нового Кабинета министров Украины в буквальном смысле будет находиться под микроскопом, и совершать такое самоубийство на глазах у всей страны кто-то из будущих топ-чиновников Кабмина реально вряд ли захочет.
Любое послабление для российского импорта приведет к остановке большинства украинских предприятий химической промышленности, которые только начали отходить от шока предыдущих лет. Все это вряд ли станет хорошей основой для истории про "100 первых дней нового правительства Украины".
Интересы же украинских аграриев, коими принято было оправдывать засилье российских удобрений на отечественном рынке, от отсутствия российской продукции не пострадают, хотя, безусловно, будут предприниматься попытки доказать обратное.
Кстати, лоббистам отмены санкций следует также помнить, что в 2017 году решением СНБО также был наложен запрет на поставки основных видов удобрений из России в Украину, и он действует до сих пор.
Интересно, что заградительные меры Кабинета министров Украины, включая санкции, полностью не остановили попадание российских удобрений на украинский рынок. О новых схемах обхода российскими производителями торговых ограничений Украины в конце июля заявили в Союзе химиков Украины.
Казалось бы, как такое возможно, если Кабмин ввел полный запрет?
Оказалось, что несмотря на эмбарго и все предпринятые правительством и СНБО в предыдущие годы меры, в Украину продолжают завозить российские удобрения, но не напрямую, а через третьи страны, которые всегда сами считались импортерами – Литву, Грузию, Польшу, Болгарию, Румынию и Турцию.
Участники рынка предлагают провести расследование МЭРТ, и по его итогу ввести квоты на ввоз минеральных удобрений из каждой страны.
Действительно, сложно объяснить, почему в Украину ввозятся удобрения из Грузии объемом минимум в два раза превышающим производственные мощности страны. Кстати, единственное в Грузии предприятие "Рустави Азот" тоже находится под контролем крупной российской ФПГ – АФК "Система". Или почему в соседней Румынии, которая сама еще недавно зависела от импорта минеральных удобрений, вдруг появились излишки для экспорта в Украину. Такие же вопросы есть и по импорту из Литвы, Турции и ряда других стран, в последние годы резко увеличивших объемы поставок в Украину.
В реальности же получается, что санкции по российским удобрениям заработают на полную мощность только тогда, когда по каждой из стран будет проведен подробный анализ, и будет введена обоснованная выводами расследования МЭРТ квота. Пока остаются бреши, через которые российская продукция идет на наш рынок, украинские заводы остаются в зоне риска полной остановки, и небольшая оттепель в отрасли может закончиться в любой момент.
Видимо, война на рынке минеральных удобрений в Украине будет длиться ровно до тех пор, пока государство не возьмет на себя инициативу сформулировать комплексную стратегию развития АПК с четко определенной в ней ролью химического сектора.
Учесть интересы двух крупных отраслей – как химиков, так и аграриев – и, таким образом, установить четкие правила игры на рынке, вполне возможно.
Пожалуй, подобное решение уже даже перезрело. Как и четкий ответ государства на вопрос: нужны ли на украинском рынке российские удобрения, покупая которые мы фактически финансируем страну-агрессора.