С начала нового года премьер-министр Италии Марио Монти, Президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель начали проводить челночную дипломатию для скорейшего преодоления европейского долгового кризиса. 2012 г. имеет для еврозоны ключевое значение, поскольку за этот период она должна решить по меньшей мере шесть вопросов. Итоги противостояния между правительствами и рынками стран еврозоны окажут влияние не только на будущее евро, но и на процесс евроинтеграции, пишет китайское информационное агентство "Синьхуа".
С начала нового года премьер-министр Италии Марио Монти, Президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель начали проводить челночную дипломатию для скорейшего преодоления европейского долгового кризиса. 2012 г. имеет для еврозоны ключевое значение, поскольку за этот период она должна решить по меньшей мере шесть вопросов. Итоги противостояния между правительствами и рынками стран еврозоны окажут влияние не только на будущее евро, но и на процесс евроинтеграции, пишет китайское информационное агентство "Синьхуа".
Первой проблемой, которую следует решить, является изменение структуры Европейского союза. На состоявшемся в конце прошлого года саммите ЕС была достигнута договоренность относительно необходимости разработать финансовый договор, направленный на ужесточение финансовой дисциплины. В ходе намеченной на конец января встречи представителям ЕС предстоит детализировать этот документ.
Предполагается, что договор будет подписан не позднее апреля, однако вначале его должны утвердить парламенты всех стран Евросоюза, за исключением Великобритании, которая выступает категорически против этого документа. В настоящее время мировую общественность интересует, вызовет ли процесс ратификации нового финансового договора политический кризис в каком-либо европейском государстве, что в свою очередь помешает его принятию ЕС. Внесение изменений в структуру Евросоюза может негативно отразиться и на сплоченности его членов. Так, на днях во время визита Саркози в Германию между сторонами возникли разногласия по вопросу о взимании налога на финансовые сделки. Если Париж и Берлин не могут договориться даже между собой, то им вряд ли удастся убедить Лондон в необходимости этой меры.
Второй проблемой является возвращение долгов. По данным СМИ, в 2012 г. странам еврозоны следует погасить задолженность по еврооблигациям в размере 725 млрд евро, причем 280 млрд из них предстоит вернуть уже в первом квартале. Из-за размера долга Центробанкам некоторых стран, возможно, придется попросить о помощи Европейский центральный банк. Утрата инвесторами уверенности и сокращение банками объема кредитования негативно скажется на реальном секторе экономики, о чем свидетельствует возникший в 2008 г. финансовый кризис. Согласно опубликованным данным Dealogic, европейские банки продали в 2011 г. облигаций проблемных стран лишь на 413 млрд долл., что соответствует лишь двум третьим от общей суммы.
Третьей проблемой является греческий вопрос. В случае распада еврозоны первой ее, вероятней всего, покинет Греция. По прогнозам Международного валютного фонда, в 2011 г. валовой внутренний продукт (ВВП) Греции снизился на 5,5%, а удельный вес дефицита в ВВП вырос до 10%.
Официальный представитель греческого правительства заявил в начале года, что следующие 3 месяца станут "критическим периодом" для Греции. Он призвал ЕС в кратчайшие сроки достичь с Грецией единства мнений по второму траншу помощи в размере 130 млрд евро, в противном случае страна покинет еврозону. Это говорит о том, что Греция рассматривает возможность выхода из еврозоны по собственной инициативе.
Четвертой проблемой являются долги Италии. По статистическим данным, с января по апрель текущего года Италии необходимо вернуть кредиторам 160 млрд евро, а за весь год - 300 млрд евро. Пока неизвестно, сможет ли новое правительство страны выработать эффективные меры для преодоления этих трудностей и возрождения экономики.
Пятая проблема - противостояние политики и рынка. В текущем году различные международные рейтинговые структуры, вероятней всего, будут давать неоптимистическую оценку суверенному рейтингу стран еврозоны, на что активно отреагирует рынок. Часть хеджевых фондов уже готова предложить свои услуги. Так, очередным ударом по еврозоне может стать снижение наивысшего кредитного рейтинга Франции.
Шестой проблемой является восстановление конкурентоспособности. Развитие экономики, повышение ее жизнеспособности и конкурентоспособности, а также создание новых рабочих мест - ключ к выходу из европейского кризиса. Меркель и Саркози недавно на встрече отметили необходимость повысить конкурентоспособность ЕС в целях преодоления долгового кризиса, подчеркнув при этом важность содействия экономическому росту и борьбы с безработицей.
Разговоры о "коллапсе евро" преждевременны, потому что, даже если отдельные страны выйдут из еврозоны, в ней останутся основные члены - Германии и Франция. Германия является "стабилизатором" экономики еврозоны. В последнее время ряд важных институтов экономических исследований говорит о том, что в 2012 г. экономика страны будет расти, а в 2013 г. экономическая ситуация может стать еще более благоприятной.
Как бы то ни было, проблема европейского долгового кризиса не может быть комплексно решена за короткое время. Даже Меркель признала, что для ликвидации последствий этого кризиса ЕС потребуется 10 лет.