На этой неделе министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус анонсировал представление законопроекта о запрете проверок бизнеса до конца 2016 года. В настоящее время Минэкономразвития ставит себе задачу внедрить опыт ЕС, автоматизировать систему государственного надзора и сократить органы контроля.
На этой неделе министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус анонсировал представление законопроекта о запрете проверок бизнеса до конца 2016 года. В настоящее время Минэкономразвития ставит себе задачу внедрить опыт ЕС, автоматизировать систему государственного надзора и сократить органы контроля.
Но мораторий на проверки контролирующими органами субъектов хозяйствования действует со второй половины 2014 года. Встает вопрос: что было сделано в течение этого года? Получается, правительство не смогло реформировать систему государственного надзора (контроля), однако поспешно наобещал отменить лицензии и документы разрешительного характера.
Ситуация выглядит так, что правительство медлит с реформированием, прикрываясь модным словом "дерегуляция" и продлевает мораторий на проверки. Но мало на каждом шагу кричать о дерегуляции, надо навести порядок в системе государственного надзора.
К сожалению, сегодня не только простые граждане, но даже чиновники не видят обратной стороны медали повальной дерегуляции, которая, при условии бездействия правительства, может вылезти боком, как для государства, так и для граждан.
На самом деле устранение от контроля за нормами производства и качества продукции, элементарных правил пожарной безопасности может привести к непоправимым последствиям. Наглядный пример сбоя системы - недавняя катастрофа на нефтебазе "БРСМ-Нафта" под Васильковом (Киевская обл.), где были зафиксированы многочисленные нарушения правил пожарной безопасности в производственных помещениях, несоблюдение правил охраны труда, и тому подобное. Это, в том числе, является следствием неконтролируемой деятельности субъектов хозяйствования.
И как тогда быть с прямыми обязанностями государства? Отменив большинство разрешительных документов и контролирующих функций, государство перестанет выполнять предусмотренные Конституцией обязанности перед своими гражданами, в первую очередь, защищать права потребителей.
За 2014 год количество жалоб граждан в Госпотребинспекцию о нарушении их прав возросло. 39,8% жалоб (8620) касаются качества непродовольственных товаров, 8,6% (1855) - продуктов питания, 38,7% (8385) - качества предоставляемых услуг.
Более того, отсутствие государственного рыночного надзора провоцирует ввоз на территорию Украины для свободного обращения продукции, которая не соответствует установленным требованиям, что тоже угрожает общественным интересам.
И этому процессу ничто не противостоит. Потому на время действия моратория на осуществление проверок правоохранительные органы не могут должным образом реагировать на обращения граждан о нарушении предпринимателями их законных прав и свобод. А эти права часто нарушаются, в том числе, с применением силы, применением специальных средств и оружия т. зв. хозяевами и их охранниками в супермаркетах и ресторанах.
При таких условиях мораторий может привести к анархии в сфере хозяйственной деятельности, что поставит под сомнение даже защиту объектов права собственности народа, то есть - земли, недр, атмосферного воздуха, водных и других природных ресурсов. Ведь власть распоряжается ими от имени народа.
А когда государство потеряет свои главные инструменты контроля, оно станет слабым, его граждане будут чувствовать себя незащищенными и бесправными.
Несмотря на это, в Кабмине продолжают утверждать, что рынок будет сам себя регулировать без вмешательства государства. Хотя анализ мировой практики доказывает, что такой подход повальной дерегуляции, которая пропагандируется сегодня правительством, выгоден лишь для государств с сильной экономикой, а не для стран "третьего мира", к которым принадлежит Украина.
Поэтому сегодня вместо реверансов в сторону предпринимателей, нужно проводить реформы и защищать права граждан, вернувшись к своим прямым конституционным обязанностям.
Для этого следует возобновить проверки в важнейших для человека сферах: безопасность и качество пищевых и непищевых продуктов, обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения, защита прав потребителей, экологическая и радиационная безопасность.
Говоря о дерегуляции, не надо пускаться во все тяжкие. Ее следует внедрять, исходя из интересов всех украинцев, а не только бизнеса. Иначе дерегуляция станет притчей во языцех, как и "покращення" от прошлого правительства.