Власть продолжает искать средства на дороги. Вчера Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты, по которым все поступления от акцизов и импортных пошлин с топлива и автомобилей будут идти непосредственно на ремонт и строительство дорог. Этими средствами будет наполняться Государственный дорожный фонд. Однако эксперты сомневаются, что увеличение финансирования сразу же приведет к улучшению качества дорог.
6 октября, Верховная Рада приняла в первом чтении два законопроекта, которые должны решить проблему нехватки средств на дорожное хозяйство.
Сейчас, согласно закону "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" в тексте госбюджета каждый год должна предусматриваться строка под названием "Государственный дорожный фонд" (ГДФ). Из него должны финансироваться работы по строительству, ремонту и содержанию дорог. Его доходы должны формироваться за счет акцизного сбора и импортной пошлины на нефтепродукты, а также акцизного сбора и импортной пошлины с импортируемых автомобилей.
Однако, все это пока теория. По словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, с середины "нулевых" эта норма закона не исполняется. "Проблема в том, что сейчас финансирование расходов на ремонт и содержание дорог является незащищенной статьей госбюджета. Фактически, Минфин самостоятельно, каждый год решает - сколько денег из собранных целевых акцизов отдать на дороги. Так появляется в госбюджете строка расходов на их строительство, ремонт и содержание. То есть, в последние годы госбюджетами не предусматривается функционирование Государственного дорожного фонда", - говорит он.
Теперь же, как предусматривается одним из рассмотренных законопроектов, финансирование Государственного дорожного фонда будет закреплено в рамках спецфонда госбюджета. "В этом случае финансирование Государственного дорожного фонда станет защищенной статьей - то есть все акцизы будут автоматически поступать в его распоряжение и на его цели. То есть теперь те деньги, которые автомобилисты платят в виде акцизов при покупке топлива, будут расходоваться непосредственно на дороги, а не растворяться в госбюджете", - объясняет Александр Кава.
Акцизы и пошлины - не единственный источник наполнения фонда. Туда же, со временем, будут поступать плата за проезд дорог автомобилями с превышением весовых или габаритных параметров, платежи за передачу дорог в концессию, кредиты, привлеченные под госгарантии, а также плата за проезд платными дорогами. Естественно, возникает вопрос - какие дороги будут ремонтироваться и содержаться? Депутаты предлагают ответить на него так: 62% средств фонда будет уходить на дороги государственного значения, 35% - местного значения и 3% - на обеспечение безопасности дорожного движения. Также средства фонда, не потраченные в одном бюджетном году, смогут оставаться в распоряжении фонда и в следующем.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян надеется, что депутаты примут законопроекты во втором чтении уже в октябре-ноябре.
"Дорожники" уже подсчитывают расходы государства на строительство и ремонт.
Глава парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич говорит, что принятие этих двух законопроектов позволит увеличить финансирование дорожного хозяйства в несколько раз. "Мы предполагаем, что при сохранении 75% поступлений с акцизов это даст возможность уже в 2018 году увеличить финансирование до 25-30 миллиардов гривен", - заявил он. Напомним, что в проекте госбюджета на 2017 год на дороги запланировано 14,2 миллиарда гривен.
Бывший директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры Роман Хмиль говорит, что сейчас в стране собирается акцизов с топлива примерно 40 миллиардов гривен в год.
"Фонд должен стать системным механизмом, аккумулирующим на спецсчету госбюджета целевые средства на ремонт дорог, запрещающем их использование на другие нужды госбюджета, и отменяющим ручное управление распределением финансовых ресурсов между дорогами, регионами и органами исполнительной власти, - говорит эксперт транспортной отрасли Олег Островерхий. - Должен быть максимум формульных вещей, когда ни Верховная Рада, ни Кабмин не будут вправе использовать акциз на топливо на другие нужды бюджета и в ручном режиме менять финансирование между дорогами, регионами или видами ремонтно-строительных работ".
Пока что из таких формул в законе указаны только две - доля акциза, который будут поступать фонду (предполагается, что в 2017 и 2018 годах в ГДФ поступит 75% акцизов, с 2019 года - 100%), а также распределение между дорогами государственного и местного значения.
Дорожный фонд - необходимое, но не достаточное условие для появления в стране хороших дорог. По мнению Романа Хмиля, принятие законопроектов обеспечит стабильность финансирования дорожного хозяйства на 5-10 лет. "Это позволит дорожному сектору планировать свою работу на несколько лет вперед. В свою очередь, это приведет к тому, что бизнес будет готов инвестировать в дорожные строительные компании, будучи уверенными в заказах на ремонт и строительство дорог", - говорит он.
По его же словам, осуществлять дорожные работы сейчас фактически некому: "Все украинские дорожные компании обанкротились. Последняя национальная компания "Альтком" лежит на боку и не может закончить ремонт Одесской трассы. Работы ведутся иностранными фирмами, а также “рабами”, которые работают в облавтодорах и получают по 2000 гривен в месяц. Соответственно, за такую зарплату они не могут делать качественно свою работу".