ua en ru

Депутатский минимум: какие законы Верховная Рада должна принять осенью

Депутатский минимум: какие законы Верховная Рада должна принять осенью Спикер парламента Андрей Парубий готов к началу политического сезона

6 сентября стартует очередная сессия Верховной Рады. Депутаты вернутся на работу после почти двухмесячного перерыва и проработают до 20 января 2017 года. Согласно официальному сайту парламента, сейчас на рассмотрении в парламентских комитетах находится более 15 тыс. законопроектов. Накануне начала работы парламента РБК-Украина решило опросить народных избранников, и определить 10 первоочередных направлений работы парламента.

1. Бюджет

Народные избранники ожидают увидеть в парламенте проект бюджета на 2017 год до 15 сентября, как того требует Бюджетный кодекс. Конечно, депутаты опасаются, что правительство Владимира Гройсмана будет работать как и его предшественники. Последние практиковали внесения проекта бюджета до 15 сентября (на самом деле речь шла лишь о получении регистрационного номера документа, что давало им основания говорить, что нормы законодательства выполнены), впоследствии отозвали его, вносили правки и передавали в сессионный зал уже в конце бюджетного года - "под елку".

Имеют парламентарии и другие основания для волнения. Говорят, до сих пор не одобрен отчет об исполнении бюджета за предыдущий, 2015 год, а также не принято бюджетную резолюцию на 2017 год (резолюция не принимается парламентом последние два года), в которой должны быть определены основные макропоказатели, которые правительство должно отразить при подготовке проекта бюджета на следующий год. Последняя была внесена в Раду с опозданием на три месяца - в июне этого года.

"Парламент не принял бюджетную резолюцию, и теперь неизвестно, на каких показателях будет разрабатываться бюджет. Мы уже видим, что процесс подготовки этого документа фактически срывается. Поживем-увидим, но у меня почему-то такое ощущение, что у нас повторится ситуация прошлого года с подготовкой бюджета. Его внесут, потом отзовут, будто для доработки, а реально никакого документа не будет", - объясняет народный депутат от фракции "Батькивщина", член бюджетного комитета Иван Крулько.

2. Налоговая реформа

Уже в сентябре народные избранники ожидают, что правительство внесет в парламент проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. По информации из депутатского корпуса, правительственная налоговая реформа будет предусматривать упрощение администрирования налогов, избавит Государственную фискальную службу некоторых властных полномочий, а также может предусматривать рост некоторых ставок налогов.

"Для нас наиболее важными вопросами в этом законопроекте являются лишение Государственной фискальной службы несвойственных ей властных полномочий, то есть, чтобы в ДФС не было права на нормотворческую работу, издавать какие-либо разъяснения, письма, которые содержат какие-то новые нормы права и фактически толкуют закон, - рассказывает народный депутат от фракции "Самопомич", член комитета по налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова. - Во-вторых, чтобы от ДФС на уровень Минфина забрать обобщающие консультации. В-третьих, забрать право администрирования реестров, баз и любых электронных систем, чтобы ДФС стала обычным пользователем - таким же, как и все остальные налогоплательщик. Четвертое - это реестр возмещения НДС. Наконец привести все это в один реестр".

По словам Остриковой, в рамках налоговой реформы планируется, наконец, ликвидировать налоговую милицию и создать Государственную службу финансовых расследований - орган, по аналогии с НАБУ.

"Они (правительство - ред.) в 20-х числах сентября, в лучшем случае, внесут его в парламент, потом проработки в комитете, первое чтение, - это, как минимум, месяц-полтора. В результате мы получим, в лучшем случае, эту так называемую "малую налоговую реформу" где-то в ноябре. Если мы сможем провести законопроект через парламент в ноябре, то у плательщиков будет хотя бы полтора месяца, чтобы ознакомиться, а не так, как всегда - два дня", - подчеркнула Острикова.

3. Обновление ЦИК

Срок полномочий 12 из 15 членов ЦИК истек еще в июне 2014 года. Однако президент внес представление на замену 11 представителей только в июне этого года. В результате дискуссий и "неугомонных аппетитов" вопрос так и не был вынесен на рассмотрение Рады еще до ее каникул.

Следовательно, народные избранники ожидают с приходом нового политического сезона возвращение к вопросу обновления ЦИК.

"Это вопрос перегорел уже сто тысяч раз. Это не к нам, это к президенту. Президент у нас вносит (представление, - ред.) после консультации с фракциями. Президент, напомню, проконсультировался с фракциями, получил от них предложения", - поделился с РБК-Украина народный депутат от "Народного фронта", первый заместитель председателя комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец.

По его словам, НФ предложил три кандидатуры в ЦИК, а в представлении президента из них появилась только одна.

"Там нет Магеры (действующий заместитель председателя ЦИК - ред.) не было, ни Онищенко (министр Кабинета Министров правительства Яценюка, ныне - заместитель министра юстиции Анна Онищенко, - ред.) не было. Если наши предложения были учтены таким образом, то, видимо, голоса нашей фракции не нужны для принятия решения",- рассказывает Емец.

Следовательно, по словам парламентария, депутаты будут настаивать, чтобы вопрос рассматривался в Раде как одну из первоочередных.

4. "Прослушка" для НАБУ

Законопроект 4812, предусматривающий предоставление функций прослушивания Национальному антикоррупционному бюро, был внесен в парламент в июне этого года и получил положительное заключение профильного комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.

Также законопроект подпадает под одно из требований Международного валютного фонда для продолжения сотрудничества с Украиной.

"На фоне недавней войны между Генпрокуратурой и НАБУ нам нужно усилить независимость Антикоррупционного бюро из-за принятия закона о возможности осуществлять автономную прослушку без привлечения СБУ. Это усилит возможность следователей Бюро привлекать к ответственности самых крупных коррупционеров в этой стране", - пояснила РБК-Украина нардеп фракции БПП Светлана Залищук.

5. Законопроект об очищении власти и снятия неприкосновенности с судьи Николая Чауса

Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам очистки власти (№2695) был внесен в парламент еще в апреле прошлого года, через год возвращен на доработку и только в июне 2016 года включено в повестку дня четвертой сессии Рады VIII созыва.

Законопроект "о люстрации" дает возможность люстрировать судей Конституционного суда, кандидатов в народные депутаты, работников органов местного самоуправления.

"Сегодня Конституционный суд рассматривает вопрос о люстрации, хотя шестеро судей, которые будут принимать решение, сами имеют непосредственную заинтересованность, чтобы этот закон был отменен, потому что имеют конфликт интересов", - объясняет Леонид Емец.

Уже на первой неделе работы Рада должна проголосовать за представление Генпрокуратуры за снятие неприкосновенности с судьи Днепровского района Киева Николая Чауса, который обвиняется в вымогательстве и получении взятки в размере 150 тысяч долларов за решение суда об условном отбывании наказания.

"Думаю, сюрпризов не будет. 150 тысяч долларов, банка - достаточно весомые аргументы для того, чтобы дать возможность арестовать и провести следственные действия", - пояснил Емец.

6. Внесение изменений в Конституцию в части децентрализации

Проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти №2217а был одобрен в первом чтении еще год назад - 31 августа 2015 года. Результатом голосования стали столкновения под парламентом оппонентов предоставления "особого статуса Донбасса" с правоохранителями, что закончилось смертями четырех нацгвардейцев, десятками раненых правоохранителей и десятками задержанных протестующих. Вопрос должен быть принят в целом до конца третьей сессии (февраля 2016 года), однако в январе 2016 года изменениями в регламент было разрешено принимать изменения к Конституции не только на следующей очередной сессии после голосования в первом чтении, но и на еще одной следующей очередной сессии.

Пока депутаты не заметили особой активности со стороны Банковой относительно необходимости вынесения на повестку дня изменений к Конституции в части децентрализации, а некоторые парламентарии объясняют, что выносить этот вопрос на рассмотрение уже невозможно из-за просрочки всех сроков, когда этот законопроект должен был быть одобрен.

"Я считаю, что ставить его сегодня в повестку дня, - неконституционно потому, что изменения в регламент были сделаны в неконституционный способ, и сами эти изменения являются неконституционными. Поскольку "следующая очередная сессия" уже закончилась, то вносить его на повестку дня нельзя. И актуальность его ничтожна потому, что нам в Украине нужна децентрализация, а не то, что нам предложено в этом законопроекте", - рассказала РБК-Украина вице-спикер парламента Оксана Сыроид.

7. Антикоррупционный суд и спецконфискация

О необходимости создания Антикоррупционного суда начали говорить еще с началом создания антикоррупционных органов - Национального антикоррупционного бюро, Государственного бюро расследований, Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Нацагентства по предотвращению коррупции и тому подобное. Однако, дальше разговоров дело не заходило. Депутаты считают, что система борьбы с коррупцией не сможет работать полноценно, пока не будет создан Антикоррупционный суд.

"Мы создали прекрасные антикоррупционные органы: нет антикоррупционного прокурора НАБУ, создаем Государственное бюро расследований. Но, когда дело доходит до суда, например, до такого маленького суда, как Соломянского районного в Киеве, в котором остались те же судьи, которые работали раньше, мы видим, что все эти большие расследования и большие дела подвергаются большой опасности быть погребенными под до сих пор нереформированной судебной системой", - объясняет Светлана Залищук.

8. Новое избирательное законодательство

В коалиционном соглашении, которое было одобрено в конце 2014 года, речь шла о необходимости изменения избирательной системы и наработки Избирательного кодекса. Соответствующее законодательство уже почти год как находится в парламенте, однако до сих пор ни не рассмотрен комитетами, ни не включено в повестку дня работы Рады.

"Наша проевропейская коалиция во главе со всеми лидерами проевропейских партий, пришедших в парламент, обещали Украине, что они изменят избирательную систему и, наконец, примут новый Избирательный кодекс с открытыми пропорциональными списками. Прошло почти два года, на самом деле, с начала работы нового парламента, а до этой темы даже не касаются", - рассказала Светлана Залищук.

Она считает, что в контексте все более частых разговоров о досрочных выборах, власти выгодно, чтобы они прошли по существующей смешанной системе. Ведь это позволит президенту увеличить численность его фракции за счет мажоритарщиков, как это происходило после выборов -2014.

9. Запрет выезда заграницу нардепов, в отношении которых внесено представление на привлечение к уголовной ответственности

В конце августа в парламенте появился законопроект 5038, целью которого является ограничение права народных депутатов на выезд заграницу, если относительно последних Генеральная прокуратура внесла представление на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест.

Так, народные избранники собираются предупредить уклонение от ответственности и предупредить попытки скрываются от органов досудебного следствия народными депутатами.

10. Энергорынок

Этой осенью парламент должен вернуться к рассмотрению депутатского законопроекта №2966-д, который регламентирует деятельность Национального регулятора в сфере энергетики и коммунальных услуг - НКРЕКП. В июле Верховная Рада провалила второе чтение законопроекта, отправив его в профильный комитет на доработку.

Документ уже успел стать резонансным, поскольку сначала его положения предусматривали усиление роли президента при формировании кадрового состава Нацкомиссии. В частности, предлагалось, что глава государства будет утверждать кандидатуры членов НКРЕКУ, а выбирать их - специальная комиссия с представителями ВР, президента и Кабмина.

В этом народные депутаты увидели усиление роли президента, которому подконтролен регулятор и после длительных дискуссий эта норма была исключена из текста законопроекта. В сессионный зал До второго чтения 14 июля был вынесен законопроект, в котором предлагалось, что утверждать членов НКРЕКУ будет парламент.

Однако предложенный компромисс депутатов не устроил. В сессионном зале прозвучали заявления о том, что нормы законопроекта все еще нарушают положения Конституции в части распределения полномочий органов власти по контролю за деятельностью регулятора и содержат коррупционные риски.

Важно понимать, что разделение функций контроля за кадровыми назначениями в Нацкомиссии - один из важнейших рычагов влияния на сферы энергетики и коммунальных услуг. Поскольку основные функции регулятора - тарифообразование и лицензирование деятельности субъектов отрасли.

За последние 16 лет парламент сделал уже десятую попытку принять профильный закон о деятельности регулятора. Этот документ необходим для того, чтобы прописать критерии независимости в работе НКРЕКУ и оградить его от политического давления, прежде всего, при формировании коммунальных тарифов.