Денис Довгаль: Смена обстановки помогает человеку развиваться и двигает его вперед
Восьмой выпуск подкаста "Технократы сегодня", рассказывающего о проектах, которые меняют бизнесы, технологии и целые страны, посвящен теме удаленного управления бизнесом. Все три участника беседы - ведущие Андрей Хветкевич и Марина Зайцева, а также гость Денис Довгаль, основатель проекта TravelMBA и бизнеса doodlevideo.me, - находятся в разных странах, и у всех есть опыт организации удаленной работы. О том, как правильно начать, как юридически оформить такую работу, и как мотивировать и себя, и коллег - в сегодняшнем подкасте.
Слушайте подкаст сейчас:
В этом интервью мы приводим основные тезисы Дениса Довгаля. Чтобы узнать больше - какие книги читать, чтобы превратить бизнес в работающую систему, чем интересен опыт компании McDonald's, как найти хороший интернет в Таиланде и что делать мамам, стремящимся не терять квалификацию после рождения ребенка - слушайте полную аудиоверсию подкаста. Оставить комментарий и задать вопрос Денис Довгалю можно на странице в Facebook.
Как начать и зачем это нужно
- Привет, Денис. Мы знаем, что ты сейчас в Дублине. Чем ты там занимаешься?
- Последние полтора года я здесь живу. Моя супруга работает в компании Google. До этого мы жили два года в Сан-Франциско, учились там, и оттуда переехали в Дублин. А из Киева я уехал три или четыре года назад.
- Сегодня мы поговорим о том, как управлять бизнесом удаленно.
- Да, для тех, кто уже начал управлять бизнесом удаленно, это не является чем-то сложным или особенным. Но многие все еще не понимают такой формат. Так что мы сможем поделиться советами - как начать управлять бизнесом в удаленном формате и получить свободу географического перемещения.
- К примеру, Андрей Хветкевич уже давно управляет компанией NIC.UA удаленно - у компании есть два офиса в Киеве и Днепропетровске, - а сейчас уезжает на зиму в Таиланд. Андрей считает, что самое главное - решиться, а современные технологии помогут контролировать рабочий процесс и общаться с сотрудниками, сохранив эффективность работы. А какой твой опыт?
- Для меня все началось в Сан-Франциско. Мое основное дело - это компания по производству видеороликов для бизнеса. Когда я запускал компанию, со мной было несколько человек, и мы все общались исключительно виртуально. Кто-то находился в Киеве, кто-то - вне Украины. На сегодня у нас работает от десяти до пятнадцати человек (с некоторыми мы работаем на проектных условиях), и вся команда виртуальная. Физического офиса у нас нет. Все находятся в разных городах. Есть достаточно сервисов, которые позволяют управлять компанией в таких условиях. Процесс привлечения клиентов и работы с ними тоже автоматизирован. И хоть я сейчас нахожусь в Дублине, мы работаем с клиентами из Европы, США, стран СНГ.
- То есть, офиса нет вообще ни у кого из сотрудников?
- Верно. Но у нас есть юридически зарегистрированные компании. Например, с европейскими клиентами мы работаем через компанию, зарегистрированную в Литве, а с США работаем через компанию, зарегистрированную в этой стране. Юридические адреса у нас есть, а физического офиса, где мы могли бы встретиться - нет. Сначала это было непривычно, а теперь я считаю это конкурентным преимуществом.
- Некоторым сотрудникам неудобно работать из дома. У вас принято работать в коворкингах?
- Я не контролирую, где именно находится команда, когда работает. Могу только сказать, что удаленная работа - это не всегда работа из дома. Из личного опыта скажу, что работать дома не всегда можно. Там иногда сложно сфокусироваться, для этого нужен или свой отдельный кабинет (рабочее пространство), или приходится перемещаться в удаленный офис, где получится сосредоточиться на рабочих задачах. Лично для меня, например, очень продуктивное место для работы - аэропорт. При частых перелетах, ожиданиях рейса, и при наличии wi-fi в аэропортах, это время можно выделить для того, чтобы закрыть ключевые рабочие моменты. А если время ограничено, то и эффективность возрастает, потому что стараешься сделать все быстро.
Главное - командный дух
- Давайте перейдем к тому, как организована работа команды, особенно в условиях разных часовых поясов. Как ставятся задачи, как общаются люди?
- Часовые пояса - это, действительно, сложность. Самое главное - найти хотя бы три-пять часов в день, когда все сотрудники пересекаются по времени. У нас есть production timeline, которому нужно следовать. Для ведения всех проектов мы используем сервис под названием TeamWork. Впрочем, у него есть и альтернативы, их очень много. Но мы остановились на этом и очень им довольны. В нем мы и ведем коммуникацию. Там есть интеграция с документами Google, почтой. Все сотрудники сразу видят статус по всем текущим проектам и четко понимают, кто за что отвечает. Потом каждый сотрудник отправляет на почту отчет о том, что было сделано, какие вопросы закрыты, какие перенесены на следующий день. Понятно, что у каждого свои показатели, например, у sales-команды - количество продаж. Есть у нас и творческие сотрудники, у них свои подходы к распределению времени, но и они соблюдают график. Подводя итог, существует сценарий создания ролика - что за чем следует и кто что делает, - внутри команды происходит коммуникация, и все происходит достаточно органично. Управлять командой до 15 человек в удаленном формате можно довольно эффективно.
- Какие вы используете приложения для удаленного управления компанией?
- Я заметил, что большинство из тех, кто управляет бизнесом удаленно, в 70% случаев использует очень похожие решения. Если перечислять по списку, то я бы начал, естественно, с Google Apps для внутренней коммуникации - туда включены и документы, и почта и диск, где хранится весь контент. Что касается серверной системы, мы используем Bitrix24. Для управления проектами хорошо подходит сервис TeamWork, о котором я уже говорил. Также используем сервис Evernote для быстрых заметок. Evernote - это такой электронный мозг, незаменимый инструмент, в котором находится 80% моей информации. Для IP-телефонии используем сервис Zadarma. Он позволяет подключать номера в любой стране, настраивать переадресацию. В целом он работает очень удобно. Для внутреннего общения в команде мы используем мессенджер под названием Telegram. Он больше всего нам понравился среди всех мессенджеров - самый удобный, в нем есть все, что необходимо. На самом деле, все сервисы похожи, и надо выбрать те, что лучше всего подойдут под стоящие перед тобой задачи.
- Письменное общение лишено эмоций, и часто из-за этого возникает недопонимание. Иногда для того, чтобы наладить с человеком контакт, надо с ним встретиться, поговорить, понять его. Как у вас с этим?
- Все начинается с этапа подбора людей в команду. В этом процессе важно делать акцент на ценностях, которые есть у человека. Насколько ему близка идея удаленной работы и мобильной жизни. Насколько он легок на подъем и подходит ли ему тот бизнес, который ты развиваешь. На уровне первичного общения уже можно оценить, сработаетесь вы или нет, подходит ли человек под культуру компании, или нет. Даже квалифицированный и компетентный сотрудник может в нее не вписываться. Любой навык можно освоить за 3-4 месяца, а вот ценности за такой срок не поменяешь. На начальном этапе надо четко понимать, какие люди нужны в команде. То есть создавать не только профиль своего клиента, но и профиль своего сотрудника. Надо понять, какими людьми себя окружать. А еще ценна поддержка, которая помогает создать командный дух. В виртуальном бизнесе это очень важно. Люди должны чувствовать себя частью единого целого.
- Давайте поговорим про юридические моменты. Не в каждую страну можно просто приехать и начать работать удаленно. Как это решать, на что обращать внимание?
- Со своей стороны могу сказать, что юридические моменты достаточно важны. Надо определиться с тем, на какой регион ты целишься, и откуда идет основной поток клиентов. Я знаю, что в IT-бизнесе очень многие компании выбирают офшорные страны для регистрации в силу удобства ведения финансовой и налоговой отчетности. Но вот моя компания зарегистрирована в Литве. Это все было не очень легко, но просто и понятно. Также я знаю, что это можно просто сделать в Великобритании и Ирландии. С клиентами в СНГ мы работаем через партнера, у которого есть юридическое лицо.
- А где оформлены сотрудники?
- Все устроены официально в одной из зарегистрированных нами компаний.
Секреты продуктивности
- Перейдем к вопросу личной мотивации. Сложно ли работать в таких условиях?
- Я жил в Калифорнии, и могу сказать, что управлять бизнесом, находясь с ним в разных часовых поясах, когда разница во времени достигает восьми часов, довольно сложно. Приходится вырабатывать свою собственную систему управления временем. Кроме того, в Калифорнии, к удивлению, не всегда хороший интернет. Хоть Сан-Франциско это и Мекка IT-бизнеса, тем не менее, с интернетом там бывают проблемы.
- Как переезд влияет на образ жизни? Он изменяется? Кто-то, например, сменив обстановку, начинает более активно заниматься спортом...
- Я могу поделиться опытом прохождения Ironman (соревнование по триатлону - прим. ред.). Я участвовал не в полной его версии, а в так называемой "половинке". Подготовка у меня заняла около 6 месяцев. Каждый день на это уходило около двух часов. Казалось бы, что времени на все остальное осталось меньше, но на самом деле я заметил, что менее продуктивным я не стал. Спорт не съедает время, а добавляет динамики в распорядок дня. Кроме того, во время тренировки можно загружать в мозг полезную информацию. Также результаты в спорте тесно связаны с результатами в бизнесе.
- То есть переезды в другие города можно использовать для собственного развития?
- Из моего личного опыта - да. Это двигает тебя вперед. Но, конечно, не все люди любят переезды. Для некоторых это стресс, и им требуется длительная акклиматизация. Правда, предприниматели - это несколько сумасшедшие люди, которым стрессовые ситуации дают энергию.
- Расскажи о своих личных лайфхаках по продуктивности.
- Первое, что мне позволило разгрузиться - это привычка записывать все мысли и идеи в блокнот или Evernote. Ничего не держать в голове. Раз в неделю я возвращаюсь к записям и идеям и анализирую их. Выгружать информацию из головы - это первый способ повысить продуктивность. Также есть смысл распределять все свои задачи по матрице важности и срочности дел, фокусируясь на выполнении важных, которые будут давать результат в долгосрочной перспективе. Здесь есть корреляция с бегом - с подготовкой к марафону или полумарафону. То же самое и в бизнесе.
- Как запустить свой удаленный проект с нуля? А если он есть, как перевести его в этот режим работы?
- Здесь нет высшей математики или магии. Это простая формула. Все зависит от внутренних амбиций человека. Большая международная компания не сможет развиваться в удаленном формате. Но зато lifestyle-бизнес, который ты запускаешь для себя, вполне. Очень важно выбрать направления, которые будут тебя внутренне мотивировать и заряжать. Для меня есть четыре таких основных направления, которые можно развивать удаленно. Это любой сервисный бизнес в интернете, предоставление консалтинговых услуг и онлайн-обучение, потом создание, запуск и дистрибуция информационных продуктов и обучающих материалов, последнее - e-commerce, продажа физических товаров.
Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить:
Узнайте первыми о следующих выпусках подкаста на странице в Facebook. Там же можно задать вопросы следующему гостю, оставить комментарий к текущему выпуску или внести предложение о развитии подкаста.