В ближайшие недели правительство планирует анонсировать запуск программы по частичной компенсации цен на лекарства, так называемую реимбурсацию. Чиновники намерены начать с одних из самых распространенных заболеваний - сердечно-сосудистых. Таким образом, они хотят стимулировать пациентов отказываться от самолечения и снизить смертность в Украине. Осталось самое главное - найти для старта программы 200 млн гривен.
В ближайшие недели правительство планирует анонсировать запуск программы по частичной компенсации цен на лекарства, так называемую реимбурсацию. Чиновники намерены начать с одних из самых распространенных заболеваний - сердечно-сосудистых. Таким образом, они хотят стимулировать пациентов отказываться от самолечения и снизить смертность в Украине. Осталось самое главное - найти для старта программы 200 млн гривен. Что на самом деле происходит с реформой, разбиралось РБК-Украина.
По словам и.о. Министра здравоохранения Виктора Шафранского, с 1 октября в Украине планируется внедрение программы компенсации цен на лекарства для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. "Она будет распространяться на лекарства, которые понижают артериальное давление. Пока что мы на совещаниях дискутируем о размере компенсации - будет ли это 100% возмещение или это будет частичная компенсация, например, 70% или 50% стоимости. Возможно, для кого-то мы внедрим 100% возмещение, например, для ветеранов", - говорит он.
По словам Виктора Шафранского, чиновники подготовят проекты нормативно-правовых актов Кабмина ориентировочно до 10 июля. "Мы планируем по этому вопросу провести еще несколько рабочих совещаний", - отмечает он.
Виктор Шафранский говорит, что в Кабмине и Минздраве сейчас ищут источники финансирования программы компенсации цен на лекарства на четвертый квартал текущего года. "Мы сейчас подсчитываем сколько необходимо ресурсов при компенсации на 80%, 70% или 50% цены. Примерно подсчитали, что при компенсации 50% цены на лекарство нам необходимо будет на четвертый квартал около 200 млн гривен. Есть разные мысли о том, откуда взять финансирование. Скорее всего, это будут средства из бюджета Минздрава. Средства на реимбурсацию на 2017 год планируем заложить в госбюджет-2017 во время его разработки", - рассказывает он.
Виктор Шафранский отмечает, что компенсация цен на лекарства позволит отойти от самолечения, которое является категорически неправильным методом лечения.
Несколько лет назад в Украине уже работала подобная программа. По словам Виктора Шафранского, она привела к уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. "Почему так произошло? Для получения компенсации цены на лекарство пациенту необходимо было пойти к врачу, который выписывал рецепт. Пациенты начали приходить в аптеки, где им выдавали лекарства или бесплатно, или за символические деньги. Потом разницу в цене аптека получала из бюджета. Все это привело к тому, что пациенты начали принимать лекарства регулярно. Ведь лечить повышенное артериальное давление можно только путем регулярного приема препаратов. Если это не делать регулярно, то все пойдет насмарку. Вот это был результат, без разницы кто внедрял этот проект", - рассказывает он.
Программа работала в 2013-2014 годах. По данным главного терапевта Минздрава Василия Нетяженко, опубликованным на специализированном ресурсе Apteka.ua, в 2013 году на компенсацию цен на лекарства было выделено из госбюджета 192 млн гривен, из которых на конец того же года было использовано 165 млн гривен.
На следующий год в госбюджете было заложено 139 млн гривен. Из них было использовано на конец 2014 года 118 млн гривен.
По данным Василия Нетяженко, во время действия программы число вызовов скорой помощи по поводу гипертонических кризов в 2013 году упало, по сравнению с предыдущим годом, на 16%. Такая же динамика продолжилась годом позже - в 2014 году количество вызовов сократилось, по сравнению с 2013 годом, на 11,4%.
Помимо того, в эти же годы в Украине зарегистрировано снижение числа заболеваний гипертонической болезни. По данным Василия Нетяженко, в 2013 году в Украине было зафиксировано 9,85 млн таких случаев (без учета Крыма, Донецкой и Луганской областей), что на 1% меньше, чем в 2012 году. В 2014 году количество заболеваний уже было 9,76 млн, или на 0,9% меньше, нежели годом ранее.
Однако участники фармацевтического рынка неоднозначно восприняли инициативу Минздрава. Так, директор "Агентства медицинского маркетинга" Юрий Чертков говорит, что планы внедрения механизмов компенсации цен на лекарства для Украины своевременны и могут быть полезны. "Однако только при условии, если все механизмы реимбурсации будут методологически точными, финансовая логистика - прозрачной и своевременной. Если не будут учтены уроки предыдущих лет (а мы видим как раз это!) - Министерство ждет очередной провал очередного профессионально неподготовленного проекта", - говорит он.
В частности, исполнительный директор благотворительного фонда "Пациенты Украины" Ольга Стефанишина говорит, что помимо плюсов от предыдущей программы реимбурсации как-то снижение цен на лекарства, были и минусы. "Там было очень много проблем. Во-первых, врачи не умели выписывать рецепты, никто их не учил заполнять специальную форму, поэтому первое время пациентам часто отказывали в аптеках в выдаче препаратов. Во-вторых, низкий уровень информированности врачей и пациентов приводил к тому, что по ряду регионов программа компенсации цен на лекарства охватывала очень малое количество пациентов, они просто о ней не знали и не обращались. В-третьих, в проекте участвовали недостаточное количество аптек, поэтому доступ к препаратам по реимбурсации был слабый. В-четвертых, ближе к концу программы, чтобы израсходовать средства, выписывали препараты без особого мониторинга", - рассказывает она.
Поэтому Ольга Стефанишина недоумевает, зачем нынешнее руководство Минздрава снова вводит пилотный проект по компенсации цен на лекарства. "Запуск пилотного проекта, без системного подхода, надлежащего администрирования и организации уже демонстрировал слабую управляемость. Мы считаем, что время полуреформ прошло, и имитировать их хуже, чем ничего не делать. Более правильно сейчас создать комплексную концепцию реимбурсации – по всем без исключения лекарственным программам. Первым шагом этой реформы, которую нужно начинать как можно скорее и без которого реимбурсация невозможна в принципе - это создание реестра пациентов по всем болезням. Сейчас никому неизвестно, сколько в Украине пациентов с тем или иным заболеванием, эти цифры всегда – "пальцем в небо". Его нужно создать до конца этого года. И тогда правительству не нужно будет прикидывать на глазок, сколько нужно денег на ту или иную программу. Вместо этого будут точные расчеты и пациенты смогут получить нужные им лекарства", - отмечает она.
Виктор Шафранский говорит, что в этот раз Минздрав планирует повысить процент компенсации цен на лекарства и расширить круг пациентов, которые могут рассчитывать на реимбурсацию. "В идеале хотим сделать так, чтобы любой человек с повышенным артериальным давлением мог получить реимбурсацию. По время предыдущей программы в одних областях это делалось лучше, где-то хуже. Некоторые врачи не хотели этого делать, их принуждали. Мы хотим, чтобы этот проект работал без принуждения", - отмечает он.
Вместе с тем директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков поддерживает планы Минздрава по внедрению компенсации цен на лекарства. "Это, безусловно, увеличит ценовую доступность лекарств. В такой чувствительной сфере как, сердечно-сосудистые заболевания, это должно позитивно повлиять на эффективность лечения", - говорит он.
Однако, по мнению Ивана Глушкова, слишком быстрое внедрение реимбурсации может привести к серьезным ошибкам в ее реализации и тем самым дискредитировать программу. "Чтобы получить эффект от реимбурсации недостаточно только активизировать аптечные продажи препаратов для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Необходимо также установить эффективные способы контроля приверженности к лечению. Как минимум, обязать пациентов вести дневники лечения", - говорит он.
По словам Ивана Глушкова, если пациенты не будут принимать лекарств строго по предписанию врачей, Минздрав может не добиться желаемых результатов внедрения компенсации цен на лекарства, как-то снижение инвалидизации или смертности. "В свою очередь, это будет означать, что средства госбюджета тратятся неэффективно.
Как следствие, заключает он, программу могут закрыть.