Как чиновники воюют из-за скидок на пассажирские перевозки в Европу
Мининфраструктуры и "Укрзализныця" пытаются достичь компромисса по вопросу установления скидок на пассажирские билеты в Европу. Если консенсус не будет найден, цены на железнодорожные перевозки по европейским направлениям могут вырасти в два раза.
За контроль над государственной железнодорожной монополией ПАО "Укрзализныця" вновь разгорается борьба. Новый руководитель УЗ Евгений Кравцов предпринял попытку обвинить министра инфраструктуры Владимира Омеляна в возможном резком повышении стоимости билетов на пассажирские перевозки в Европу. Но министерство не осталось в долгу, подготовив премьер-министру ответное письмо о том, что в УЗ по-прежнему не решаются наиболее злободневные проблемы. Чиновничья борьба рискует обернуться проблемами как для пассажиров, так и для УЗ, которая может потерять пассажиропоток на европейском направлении. Подробности - в материале РБК-Украина.
Удар от УЗ
Как стало известно РБК-Украина, и.о. главы правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов обратился к премьер-министру Владимиру Гройсману с письмом, в котором обвинил Министерство инфраструктуры в возможном срыве продления скидок на билеты в пассажирском сообщении с Европой.
Это письмо свидетельствует о том, что борьба между чиновниками за контроль над УЗ продолжается. РБК-Украина сообщало что, в январе Кабинет министров переподчинил железнодорожную госкомпанию от Мининфраструктуры непосредственно правительству, а, фактически, Минэкономразвития и торговли. Официально тогда чиновники объясняли свое решение необходимостью повысить эффективность работы "Укрзализныци". По информации издания, инициатива исходила непосредственно от премьер-министра Гройсмана. Таким образом, глава правительства попытался разрешить конфликт между министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и уже бывшим главой УЗ Войцехом Балчуном. Впрочем, за этим решением правительства могли стоять и другие мотивы - желание получить контроль над непрозрачными схемами на железной дороге.
Очередной виток конфликта между Мининфраструктуры и руководством УЗ сейчас возник из-за продления скидок на билеты на пассажирские поезда из Украины в Европу, действующих с 2012 года. Если до 10 декабря, когда вступит в силу новое расписание движения поездов на 2017-2018 годы, Мининфраструктуры не издаст приказ о продлении скидок к тарифам на перевозки пассажиров в страны ЕС, это может привести к резкому росту цен на билеты, уверены в УЗ.
В частности, в компании ожидают, что в таком случае цена на билет в поезде, к примеру, Киев-Перемышль (Польша), вырастет с 537 гривен до 2315 гривен для второго класса и с 768 гривен до 3357 гривен для первого класса. В УЗ приводят еще один пример: цена на билет по маршруту Здолбунов (Ровенская область) - Холм (Польша) увеличится с 325 гривен до 986 гривен. При этом в компании ожидают, что такое повышение цен приведет к существенному оттоку пассажиров на альтернативные виды транспорта, в частности, на автобусные и авиаперевозки.
В своем письме премьеру УЗ указывает, что компания обратилась в Мининфраструктуры с просьбой продлить скидки еще в 2016 году. Тогда УЗ направило в ведомство соответствующий проект приказа министерства, которым должен быть урегулирован этот вопрос. Именно Мининфраструктуры, как считают в УЗ, уполномочено устанавливать тарифы и скидки на железнодорожные перевозки в Украине. Но, как уточнили в пресс-службе УЗ, тогда в ответ министерство сообщило, что у него отсутствуют такие полномочия.
Уже 25 октября этого года компания направила в Мининфраструктуры пакет документов и копии писем иностранных железных дорог с предложениями об установлении скидок к тарифам на поезда международного сообщения, движение которых предусмотрено новым графиком. При этом УЗ в письме уточнила, что скидки должны быть согласованы до 10 ноября.
В графике движения пассажирских поездов в ЕС на 2017-2018 годы предусмотрены шесть поездов с сообщением со странами ЕС: Одесса - Перемышль, Киев - Перемышль, Киев - Варшава, Здолбунов - Холм, Ровно - Холм. В совокупности в этих поездах предусмотрено 1740 пассажирских мест. Кроме того, в графике движения есть пять пассажирских вагонов: Киев - Вена (1 вагон), Львов-Будапешт (1 вагон), Киев - Кошице (2 вагона), Киев - Бухарест (1 вагон в неделю). Вместе в этих вагонах предусмотрено 150 мест.
Письмо УЗ рассматривалось на заседании Кабмина 22 ноября, в результате правительство поручило Мининфрастртуктуры, Минэкономразвития и другим ведомствам в недельный срок предпринять "исчерпывающие меры по урегулированию вопроса относительно установления скидок".
Но в Мининфраструктуры не считают, что в сложившейся с перевозками в Европу ситуации есть вина ведомства. В частности, в министерстве уточнили изданию, что получили от УЗ запрос по урегулированию скидок на международные перевозки с опозданием. "Мининфраструктуры оперативно отработало этот вопрос и подготовило проект постановления правительства, который должен предоставить право УЗ устанавливать скидки на перевозку пассажиров на международных направлениях, и возлагаем надежду, что в пятницу (1 декабря, - ред.) это постановление будет проголосовано во время очередного заседания Кабинета министров", - сообщил РБК-Украина министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Впрочем, 1 декабря правительство сосредоточилось на доработке проекта госбюджета на 2018 год. По информации издания, постановление о предоставлении скидок планируется принять на заседании Кабмина в среду, 6 декабря.
Как стало известно РБК-Украина, вопрос о передаче полномочий по установлению скидок от Мининфраструктуры в УЗ компания поднимала еще весной. В мае компания направила в министерство на согласование соответствующий проект постановления. Документом предлагалось предоставить УЗ право регулировать тарифы во всех категориях вагонов международного сообщения и в вагонах внутреннего сообщения класса люкс, СВ, купе, вагонах первого и второго классов поездов Интерсити "плюс" и Интерсити, вагонах первого класса поездов "Региональный экспресс".
Впрочем, тогда в Мининфраструктуры это предложение восприняли негативно и направили в УЗ письмо, в котором ведомство указало на то, что если "сегодня в условиях отсутствия открытого рынка железнодорожных перевозок, независимого органа, который обеспечивает формирование тарифной политики в сфере транспортных услуг, а также утвержденного порядка расчета тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, УЗ сможет без каких-либо ограничений устанавливать тарифы на перевозку пассажиров, это влечет риск нарушения прав пассажиров".
Источник на транспортном рынке уточнил РБК-Украина, что ранее в УЗ хотели получить полномочия по установлению тарифов и скидок как на международные перевозки, так и на внутриукраинские купейные. Этим объясняется негативный ответ Мининфраструктуры на просьбу госкомпании. После того, как в УЗ попросили дать возможность устанавливать тарифы и скидки только на международные пассажирские перевозки, в ведомстве согласились с таким предложением.
В итоге чиновники и УЗ приняли компромиссное решение. Госкомпания по поручению правительства со 2 декабря открыла продажу билетов по международным пассажирским маршрутам в ЕС с учетом необходимых скидок.
З 00:00 2 грудня відкриваємо продаж на маршрути до ЄС. Зокрема: Київ –Перемишль, Одеса–Перемишль, Київ–Відень, Ковель–Холм та інші. Для прикладу - 489, 77 грн в 2-му класі Інтерсіті+ #705 Київ – Перемишль, у 1- му - 705,03 грн. Вартість за курсом євро на дату придбання.
— Євген Кравцов (@Kravtsov_e) December 1, 2017
Впрочем, источник в правительстве сообщил РБК-Украина, что Минэкономразвития не планирует поддерживать проект постановления Кабмина о передаче УЗ права устанавливать тарифы и скидки на международные пассажирские перевозки. "Мы не против идеи скидок, но это не полномочия Кабмина устанавливать скидки. Это должно осуществляться приказом Мининфраструктуры. Если Мининфраструктуры пришлет свой приказ о установлении скидок, то Минэкономразвития его согласует", - сообщил собеседник.
Ответ от Мининфраструктуры
Но история на этом не закончится. Министерство инфраструктуры по-прежнему продолжает настаивать на обсуждении проблем, которые сложились в УЗ. Как стало известно РБК-Украина, помимо подготовки вышеуказанного проекта постановления, в конце ноября министр инфраструктуры обратился к премьеру с предложением о проведении расширенного совещания Кабмина для обсуждения работы "Укрзализынци".
Владимир Омелян поясняет свою просьбу проблемами с бесперебойной перевозкой грузов в 2017 году. В Мининфраструктуры отмечают, что в ведомство продолжают поступать многочисленные жалобы от грузовладельцев, морских портов, народных депутатов, касающиеся дефицита грузовых вагонов и прозрачности их распределения.
По данным ведомства, сейчас в УЗ планы погрузки выполняются в среднем на 30-50%. При этом строительная отрасль обеспечена вагонами менее чем на 30% от потребности, аграрная - 40%. В министерстве отмечают странную особенность - планы погрузки у разных грузоотправителей сильно отличаются от средних показателей (от 5% до 80%). В этом чиновники видят "признаки несправедливого и непонятного распределения полувагонов и зерновозов среди заказчиков".
В ведомстве Владимира Омеляна обращают внимание Гройсмана на то, что невозможность УЗ обеспечить в полном объеме заявки на перевозку грузов приводит к тому, что собственники грузов переходят на автомобильный транспорт для перевозки своей продукции. "Сегодня неспособность УЗ обеспечить перевозку как сырья, так и готовой продукции грузоотправителей является единственным фактором, который сдерживает увеличение производства отечественных промышленных и агропредприятий и таким образом тормозит развитие экономики Украины", - указано в письме Мининфраструктуры премьеру.
Но не только на дефицит вагонов обращают внимание в министерстве. Еще одной проблемой в УЗ является обеспечение подвижного состава топливом. По данным Мининфраструктуры, на 21 ноября его средний запас в УЗ составлял 5,6 суток.
Проблемы у УЗ и с безопасностью на железной дороге. С начала года увеличилось число транспортных происшествий до 494 против 463 в прошлом году, в том числе до 30 серьезных инцидентов против 15 в прошлом.
Ухудшение работы УЗ в Мининфраструктуры связывают с переподчинением госкомпании другому ведомству. "Частично это можно пояснить тем, что существенная часть решений требует профессиональной экспертизы соответствующих специалистов, которые в Минэкономразвития отсутствуют, - указано в письме министерства. - Кроме того, это решение привело к правовой неопределенности в распределении функций по поводу формирования государственной политики в отрасли железнодорожного транспорта и функций управления корпоративными правами относительно УЗ". Таким образом, делают вывод в Мининфраструктуры, профильное ведомство "лишено рычагов влияния на единственного участника рынка железнодорожных перевозок".
В пресс-службе на запрос РБК-Украина с просьбой прокомментировать письмо министра инфраструктуры, от прямого ответа уклонились, уточнив лишь, что "Укрзализныця" готова обсуждать проблемные вопросы отрасли и поиска путей их решения в любом формате.
Сложности коммуникации
Нерешенная проблема со скидками на международные пассажирские перевозки создает неудобства для пассажиров. Координатор проекта "ПОЇЗДка" (онлайн-сервис правовой поддержки пассажиров УЗ) Александр Бондаренко говорит, что из-за того, что ситуация с продлением скидок "зависла в воздухе" продажа билетов с 10 декабря на международные направления была открыта только в конце прошлой недели. "До этого УЗ принимала только групповые заявки на бронь на эти маршруты через специализированные кассы на железнодорожных вокзалах", - уточнил он изданию.
По словам Бондаренко, сейчас перевозки по наиболее популярному международному маршруту УЗ в Европу - Киев-Перемышль - убыточны для госкомпании. "Рейсы Интерсити "плюс" на Перемышль дотационны на 80%. При этом никакое увеличение количества перевезенных пассажиров по нынешним ценам на билеты эту убыточность не исправит", - считает он.
В случае резкого роста стоимости билетов эксперты ожидают серьезного падения пассажиропотока. Соучредитель общественного объединения "Громадський контроль Укрзалізниці" Валерий Довгопол говорит, что из-за роста цен на перевозки, пассажиропоток упадет приблизительно в два раза, а прибыль УЗ от этого поезда вырастет в несколько раз, потому что действующий тариф балансирует на грани рентабельности для УЗ. "В любом случае, УЗ от этого не пострадает, даже если пассажиропоток на Перемышль упадет в 10 раз - поезд останется рентабельным. Пострадают менее платежеспособные пассажиры, - ожидает он. - Половина пассажиропотока снова"уйдет" на автобусы. А вторая половина клиентов УЗ все же останется - это те, кто за скорость прохождения границы и комфорт готовы платить больше".
Заместитель генерального директора "Ассоциации международных экспедиторов Украины" Виктор Берестенко считает, что Владимир Омелян как политическая фигура несет ответственность за все виды транспорта, поэтому требует выполнить недавнее судебное решение о возврате контроля над УЗ в Мининфраструктуры. "Думаю, пока в ведомство Владимира Омеляна не вернут УЗ будет продолжаться конфликтная ситуация, - считает Виктор Берестенко. - Но сам конфликт негативно сказывается на УЗ, поскольку в компании не проводятся реформы. Пока наверху воюют, низы - воруют".