С 1 января налоговые ставки будут изменены, а за основу будет взята правительственная реформа, откорректированная с учетом пожеланий президента. Ее фискальный эффект Минфином оценивается в минус 65 млрд гривен, перекрыть его Кабмин планирует за счет роста экономики, расширения налоговой базы и сокращения госрасходов. В парламенте обещают всю неделю изучать "компромиссный" вариант. Только в 20-х числах изменения в Налоговый кодекс и проект бюджета-2016 будут вынесены в сессионный зал. В то же время в новом варианте реформы есть не только компромиссные предложения.
С 1 января налоговые ставки будут изменены, а за основу будет взята правительственная реформа, откорректированная с учетом пожеланий президента. Ее фискальный эффект Минфином оценивается в минус 65 млрд гривен, перекрыть его Кабмин планирует за счет роста экономики, расширения налоговой базы и сокращения госрасходов. В парламенте обещают всю неделю изучать "компромиссный" вариант. Только в 20-х числах изменения в Налоговый кодекс и проект бюджета-2016 будут вынесены в сессионный зал. В то же время в новом варианте реформы есть не только компромиссные предложения.
Несмотря на категорические заявления депутатов о недопустимости принятия налоговой реформы и бюджета-2016 в канун Нового года (как произошло в прошлом году), ситуация повторилась. "Я хочу, чтобы Украина вошла в новый год с новым бюджетом, но не "под елку", - говорил спикер парламента Владимир Гройсман. В прошлом году для задержки были объективные причины - новый состав Верховной Рады только был сформирован, пояснял он: "Сейчас я считаю, что работа должна быть более профессиональной, четкой, слаженной".
Ему вторил замглавы фракции "Блок Петра Порошеко" Игорь Кононенко. Лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко еще неделю назад вообще настаивала на отставке премьер-министра Арсения Яценюка, если его правительство в ближайшее время не подаст проект изменений в налоговое законодательство и главный финансовый документ страны на следующий год.
Только в пятницу утром пакет реформ и бюджет, утвержденные накануне вечером Кабмином, были уже окончательно внесены в парламент на регистрацию. За неделю до этого в конфликт между правительством и парламентом решил вмешаться президент, несмотря на то, то налоговые и бюджетно-финансовые вопросы не являются сферой его компетенции.
Тогда, как сообщало РБК-Украина, и была впервые озвучена альтернативная - третья - модель реформы: вместо "все по 20%" - "20/20/18/18" Прошлые выходные Минфин занимался поиском баланса - изменение стратегии требовало дополнительных 20 млрд гривен.
"Осталось дожать Розенко и Квита (Павел Розенко и Сергей Квит, министры соцполитики и образования, соответственно, - ред.). Они против всего", - рассказывал собеседник РБК-Украина в правительстве.
Окончательно альтернатива от Банковой была утверждена на Нацсовете реформ во вторник, 8 декабря, вечером.
По словам главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, уже на следующей неделе будут созданы рабочие группы для отработки норм компромиссной версии реформы.
"Я думаю, что четверг вряд ли можно сделать рабочим днем - это не пленарная неделя. Поэтому за выходные и понедельник мы читаем все 700 страниц кодекса и начинаем отрабатывать в комитете", - заявила Южанина. 22-25 декабря документ может быть рассмотрен в первом чтении.
По словам министра финансов Натальи Яресько, проект бюджета-2016 сбалансирован в пределах допустимого для МВФ дефицита в 3,7% от ВВП. Это 84 млрд гривен. Доходы общего фонда казны, по сравнению с показателями на 2015 год, вырастут на 14,8% - до 564,57 млрд гривен, расходы увеличатся на 14,5% - до 635,34 млрд гривен.
В сентябрьской версии, которая сразу же после внесения в парламент была отозвана, в сравнении с нынешней компромиссной, доходная и расходная часть были меньше на 7,5% (почти на 40 млрд гривен) и 6,9% (41,4 млрд гривен) соответственно.
Рост расходов связан с необходимостью покрытия дефицита Пенсионного фонда. При снижении вдвое ставки ЕСВ "дыра" фонда составит 108 млрд гривен. Покрываться разрыв будет напрямую из бюджета, так как "других возможностей для поступлений у ПФУ просто нет", пояснили в Минфине. Кроме того, вырастут расходы на финансирование повышенных соцстандартов и субсидий.
Сам фискальный эффект от реализации реформы в правительстве оценивают потерями в 65 млрд гривен. Помимо частичного снижения ставок, доходы казны лишатся поступлений от импортного сбора (-17,6 млрд гривен), также снизится прибыль Нацбанка (-22,5 млрд гривен).
Отметим, что изначально в бюджете планировалось, что регулятор перечислит 34 млрд гривен. Как рассказывает источник РБК-Украина в Минфине, в Международном валютном фонде пересчитали и нашли дополнительные 4 млрд гривен. Таким образом, объем отчисляемой от НБУ прибыли в бюджет увеличится до 38 млрд гривен.
Потери от внедрения реформы правительство рассчитывает перекрыть за счет роста экономики, инфляции, легализации игорного бизнеса и добычи янтаря, роста налоговой нагрузки на подакцизную группу товаров и предпринимателей-"упрощенцев", увеличения ставок налогообложения дивидендов и налога на недвижимость, а также доли отчислений в бюджет от госпредприятий и отмены налоговых преференций.
Правительство, как и декларировало, действительно прописало в проекте Налогового кодекса ряд компромиссных норм. Например, ставка налога на доходы физлиц составит 18%, а в 2017 году будет снижена до 17%. Однако об объединении ставок НДФЛ и ЕСВ с 2018 года речи не идет ни в проекте кодекса, ни в законопроекте №3631, которым вносятся правки в ряд законов, в том числе и профильный - "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".
Кроме того, в последней версии правок в раздел об НДФЛ появилась норма о налогообложении доходов граждан, которые они получат от продажи орехов, грибов, ягод. Ставка для них предложена общая, не льготная. Каким образом, налоговики будут контролировать продажу такой продукции, не ясно. Какого эффекта ожидает Минфин, также не понятно.
Многих плательщиков удивят и новые полномочия, которые получит Служба финансовых расследований (СФР). Правительство планирует создать ее вместо налоговой милиции. Неоднократно Наталья Яресько декларировала, что в подразделении, которое будет бороться с нарушениями в налоговой, таможенной и бюджетной сферах, а также с контрабандой, планируется изменить подходы к работе. Вместо силовых методов применять аналитические механизмы контроля.
Действительно, в законопроекте СФР планируется, как демилитаризированная структура - сотрудники не будут иметь права на хранение, ношение и применение оружия. Кроме того, ликвидируются все звания, вместо которых вводятся чины от младшего инспектора СФР до главного государственного советника.
Но все остальные полномочия и права, которые сейчас имеет налоговый милиционер, будут мало того, что сохранены, так еще и расширены. Помимо оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и охранной функций, которые сейчас закреплены законодательством за налоговой милицией, сотрудники СФР будут выполнять еще превентивную и правоохранительную. В их компетенции применять полицейские меры: опрос, проверка документов, поверхностная проверка вещей и транспортных средств.
Отчасти, такие полномочия налоговые милиционеры и имели на основании закона "О милиции" (утратил силу), но, согласно закону "О национальной полиции", права могут стать еще шире - от ограничения доступа к определенной территории и проверки информации о причастности лиц к административным и уголовным нарушениям до проникновения в жилье без мотивированного решения суда.
Остается за ними и право получения справок, копий документов, информации для ведения единого реестра налоговых накладных, а также данных о суммах доходов, выплаченных в пользу физлиц. Правда, права на проверки и сверки плательщиков сотрудники СФР все же лишились. И это, пожалуй, единственное позитивное изменение.
Кроме того, в проекте уже нет нынешней процедуры урегулирования конфликта интересов. Сейчас, при наличии конфликта интересов в рамках выполнения служебных обязанностей, сотрудник налоговой милиции должен быть заменен на другого.
Все указанные нормы вышли из недр Государственной фискальной службы, прошли согласование в правительстве и нашли отображение в проекте реформы. Но зачем такие полномочия новой структуре, нынешний руководитель налоговой милиции Сергей Билан так и не смог ответить РБК-Украина.
Напомним, фракция "Самопомич" еще на этапе формирования предложений к компромиссному варианту налоговой реформы также предлагала создание СФР, но отбор сотрудников в службу должен был происходить по конкурсному принципу, как это было с Национальным антикоррупционным бюро. В финальном варианте кодекса конкурсный отбор все же учтен, но будет он происходить на основании некоего Типового порядка. Что будет в этом порядке - в проекте не сказано.
Что касается предложений по улучшению администрирования, например, в части НДС, то Минфин все же услышал требования депутатов и прописал возможности автоматического возмещения для всех плательщиков.
"Согласованные суммы бюджетного возмещения будут осуществляться в хронологическом порядке в соответствие с очередностью декларирования сумм и их подтверждения", - говорится в проекте.
В связи с появлением этой нормы, в дополнениях к бюджету, где прописаны планы для ГФС по сбору внутреннего НДС и возврата налога, отсутствуют соответствующие суммы.
"Отсутствие строки относительно плана по бюджетному возмещению объясняется необходимостью возмещения всех заявленных плательщиками и подтвержденных проверкой сумм возмещения, независимо от прогнозных показателей, определенных в законе о Государственном бюджете, - пояснил РБК-Украина глава ГФС Роман Насиров. - Это будет способствовать своевременному возмещению НДС в полном объеме, а также позволит погасить задолженность по возмещению НДС за предыдущие годы".
"НДС - свернутый, все изменения - компромисс", - в свою очередь заявила РБК-Украина Елена Макеева.
В то же время в статье, где прописана процедура возмещения НДС, появилась новая норма, которая может ограничить право бизнеса в этом вопросе. Согласно норме, контролирующий орган получит возможность проведения документальной проверки, если расчет суммы возмещения был сделан за счет отрицательного значения, сформированного по операциям в период до 1 июля 2015 года, или операций по приобретению товаров у аграриев, которые на дату сделки находились на спецрежиме.
"Дополнительные условия - это нонсенс, - уверен президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. - Какие могут быть дополнительные проверки, если ГФС все видит в системе электронного администрирования? Когда есть критерии для получения автоматического возмещения, бизнес понимает, есть у него такое право или нет. Но когда электронное администрирование для всех, значит и возврат должен быт такой же, без условий".