На прошлой неделе Кабмин принял за основу норму об увеличении изъятий НДФЛ из городского бюджета столицы в пользу госбюджета с 50% до 75%. Так, если сейчас Киев отчисляет 8,5-9 млрд грн ежегодно, то теперь сумма изъятий по НДФЛ может составить 12,5-13 млрд грн. Коалиционное соглашение вроде бы декларирует децентрализацию власти, однако действия правительства в отношении Киева фактически делают невозможным выполнение столицей ее функций.
Руслан Крамаренко,
экономист, замглавы КГГА по экономике и финансам в 2010-2014 годах
На прошлой неделе Кабмин принял за основу норму об увеличении изъятий НДФЛ из городского бюджета столицы в пользу госбюджета с 50% до 75%. Так, если сейчас Киев отчисляет 8,5-9 млрд грн ежегодно, то теперь сумма изъятий по НДФЛ может составить 12,5-13 млрд грн. Коалиционное соглашение вроде бы декларирует децентрализацию власти, однако действия правительства в отношении Киева фактически делают невозможным выполнение столицей ее функций.
Главный налог, с которого живет город - фактически две трети столичного бюджета формируется за его счет. Это налог с зарплаты горожан, который логично тратить на их же благо. До 2011 года так и было - все деньги оставались в бюджете города.
С 2011 года Киев стал единственным городом в Украине, у которого 50% этого налога стали забирать в госбюджет. Хроническое невыполнение бюджета в последние годы связано именно с этим - ежегодно у нас изымалось от 6 до 8 млрд гривен. Такая норма противоречит 7 статье Бюджетного кодекса, которая гарантирует равные условия распределения благ между территориальными общинами.
Новый кодекс не только не устраняет эту несправедливость, но и ставит Киев в еще более неравные условия. Теперь во всех городах Украины будет оставаться 60% НДФЛ, а в Киеве 25%. Просто цифры - сегодня мы в год собираем 16 млрд грн, и могли бы их направлять на развитие города. После реформ 2011 года у нас в бюджете остается 7,9 млрд гривен. По новому бюджетному кодексу 4 млрд грн.
Заявления о том, что необходимые городу средства будут возвращаться в виде целевых субвенций - это замыливание глаз, к которому прибегает правительство каждый год. Но сколько раз не повторяй слово "халва" - во рту слаще не становится - по приведенному ниже графику четко видно, что с каждым годом не только увеличивается объем изъятий, но и уменьшается объем субвенций.
И можно много дискутировать по этим цифрам, говорить, что у нас социализм, и что правительство изымает у богатых в пользу бедных и балансирует бюджет, и можно было бы спорить. Но только в том случае, если бы город имел деньги на депозите, прекрасно себе жил, но хотел больше. Или даже меньше - жаловался, возмущался. Но на самом деле выживал.
Реалии совсем другие - после изменения бюджетного кодекса долги города стали с каждым годом расти, ежегодный прирост долга перекликается с суммами изъятий. Правительство милостиво разрешает городу занять еще денег и даже помогает мотивировать госбанки в очередной раз выступить кредитором. При этом не признает, что ими же принята бюджетная норма, которая загоняет город в долговую петлю.
Из-за девальвации город теряет по сегодняшнему курсу 2,5 млрд грн, потому как в следующем году Киеву нужно гасить евробонды 2005 года, выпущенные на 250 млн долл. По курсу 8 грн за доллар долг к погашению был бы 2 млрд грн, сегодня это уже 4,5 млрд грн, а какой курс будет к ноябрю следующего года, когда наступает срок погашения - прогнозировать сложно.Следующий финансовый год для Киева будет критическим, ведь городу нужно будет погасить 1,9 млрд грн по облигациям, которые выпускались на покрытие разницы в тарифах. Еще 3,5 млрд грн внутреннего займа (2,6 млрд грн, которые "перепакованы" сейчас, и те, которые согласно планам город будет погашать в 2015 г.). Кроме того, 250 млн долл. по евробондам, выпущенным в 2005 г. В итоге сумма составит уже 9,9 млрд грн из общего фонда бюджета.
По предварительным данным, доработкам и с учетом зачисления в бюджет Киева 50% от поступлений НДФЛ, доходная часть горбюджета на 2015 год составляет 13,5 млрд грн, однако, при изъятии 75% она сократится до 11,5-12 млрд грн. А теперь от 12 млрд грн отнимаем 9,9 млрд грн и получаем сумму, на которую городу придется жить - это 2,1 млрд грн! Но вот только на зарплаты бюджетникам без индексации зарплат нужно минимум 8 млрд грн. А еще у нас действует норма Конституции о бесплатной медицине и образовании, если кто-то забыл, и это еще 2 млрд грн - на медикаменты, питание и оплату коммунальных услуг больниц и школ, которые из года в год Киев недополучает. А еще киевский метрополитен отметит в следующем году свое 55-летие, и вместе с метрополитеном 55-летие отметят некоторые эскалаторы и вагоны. А городской трамвай отметит 123-летие на улицах Киева. Ровесников в депо, конечно уже не осталось, но разваливающихся на ходу трамваев хватает. Мы будто испытываем общественный транспорт на прочность и ждем, когда все в один миг рассыплется. Скоро. Без модернизации очень скоро, а денег на модернизацию нет.
Правительство не могло не знать этих проблем, когда предлагало отбирать у Киева 75% НДФЛ вместо 50%. Не могло не знать, что даже 50% в нынешних условиях неподъемны для города. Не могло не знать, что с такой бюджетной картинкой в город не пойдет ни один инвестор и ни один кредитор. Такой себе коллапс, который может накрыть город уже в первом квартале следующего года. А может и не накрыть, может правительство заставив город немного поголодать, с барского плеча выделит деньги на зарплаты и выступит спасателем, набрав себе политические баллы. Только все все знали. С самого начала. Все остальное - лицемерие.