Бюджет-2017: правительственная арифметика на следующий год

Уже 21 сентября Верховной Раде предстоят бюджетные дебаты Уже 21 сентября Верховной Раде предстоят бюджетные дебаты

На сайте Верховной Рады обнародован проект бюджета на 2017 год, принятый правительством и переданный в парламент в минувший четверг, 15 сентября, как это и предусмотрено законодательством. Документ сформирован с учетом роста доходов общего фонда почти на 15%, и увеличением расходов на около 16%. Соцстандарты правительство планирует повысить в следующем году дважды - в мае и декабре. В целом по году социальные параметры вырастут всего на 10%, а объем финансирования субсидий - на 26%. Уже в среду, 21 сентября, в сессионном зале начнутся первые бюджетные дебаты. Депутаты прогнозируют, что бюджет-2017 будет принят не раньше декабря. 

На чем заработаем

Несмотря на то, что проект бюджета на 2017 год был принят Кабинетом министров и передан в парламент вовремя, текст законопроекта появился только в понедельник в первой половине дня. До этого документу был присвоен лишь номер регистрации - 5000.

"Передача бюджета в Верховную Раду, сродни отправки ребенка в школу на 1 сентября. Вроде уже и за порогом, и причесали по несколько раз, но бантики лучше поправить", - говорит собеседник РБК-Украина в правительстве, объясняя задержку с публикацией текста документа.

Согласно документу, доходы госбюджета составят 706,26 млрд гривен. Это на 17,3% или 104,4 млрд гривен больше, чем заложено в 2016 году. Поступления в общий фонд превысят 653 млрд гривен (+14,8%).

Расходы, по оценкам правительства, увеличатся почти на 15% - до 775,26 млрд гривен, общего фонда - на 15,6% до 719,95 млрд гривен. Бюджет сверстан с дефицитом 77,5 млрд гривен или 3% от ВВП, что является одним из "маяков", выставленных МВФ, поэтому Минфину было необходимо балансировать доходную и расходную части казны именно в этих пределах.

Весь бюджет рассчитан, исходя из реального роста ВВП в 3%, инфляции в 8,1%. Курс гривны к доллару составит 27,2 грн/1 доллар. "Указанный сценарий предусматривает успешное и быстрое реформирование экономики, что будет проводится при поддержке международного сообщества", - говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.

Премьер-министр Владимир Гройсман последний месяц неоднократно делал акцент на том, что в его бюджете расходы будут подкреплены реальными доходами. В частности, наибольший рост отчислений по сравнению с текущим годом правительство ожидает от внутреннего акциза - 65,3 млрд гривен (+23,8%). Отчасти это объясняется тем, что обещанная индексация в 12% была проигнорирована. А Минфин заложил рост ставок на алкогольную и табачную продукцию на уровне 20% и 30%, соответственно.

Внутренний НДС плюс возмещение налога ожидается в пределах 82,3 млрд гривен, импортный НДС - 199,4 млрд гривен. В тоже время, заложенный в проект бюджета доход от спецконфискации не подкреплен действующим законодательством. Кабмин только принял соответствующий проект и ожидает, что реализация норм принесет в казну 3 млрд гривен. В 2016 году правительство Арсения Яценюка уже закладывало доходы в 8 млрд гривен, однако бюджет получил лишь около 100 тыс. гривен.

Следует отметить, что доход от спецконфискации является источником финансирования спецфонда госбюджета. Эти средства, в частности, должны пойти на господдержку сельхозпроизводителей, в Фонд регионального развития, реализацию мер по повышению обороноспособности и безопасности. Кроме того, в проекте бюджета предполагается получить около 4,3 млрд гривен от ренты на добычу янтаря. В документе указано, что это станет доходом местных бюджетом. Однако, законопроект по легализации добычи янтаря не то, что не подан в Верховную Раду, он даже не доработан в Минфине.

"На фракции мы неоднократно просили правительство не закладывать доходы под недействующие и непринятые нормы. Поэтому уже есть вопросы, - говорит глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (БПП). - Кроме того, откуда такой рост по налогу на прибыль (с местными бюджетами более 63 млрд гривен, - ред.), когда бизнес показывает убытки?".

Однако член бюджетного комитета Олег Медуница ("Народный фронт") уверен, что рост поступлений от налога на прибыль заложен адекватный. Для бизнеса в 2016 году был существенно снижена ставка ЕСВ, поэтому предприятия могут показать увеличение прибыли. "Все еще пока изучают проект, но у меня есть уже одно предложение по увеличению доходов на 0,5 млрд гривен. Я предлагал Кабмину ввести акциз на метан. Почему не предусмотрели, буду выяснять, так как на пропан акциз есть", - добавил Медуница.

Куда потратим

В проекте бюджета правительство закладывает рост социальных стандартов на 10%. Минимальная зарплата в 2017 году будет повышать дважды: с 1 мая на 84 гривен - до 1684 гривен и с 1 декабря еще на 78 гривен - до 1762 гривен. Прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц, который, по сути, является основой для определения минимальной пенсии, увеличится с 1247 гривен до 1312 гривен и к концу 2017 года составит 1373 гривен.

Правительство предлагает Верховной Раде до конца 2017 года продлить ограничения по ряду пенсионных норм. В частности, речь идет о том, что максимальный размер пенсий не может превышать 10 прожиточных минимумов (ПМ) для нетрудоспособных.

При этом за основу берется ПМ, установленный законом о госбюджете на 1 сентября 2015 года, то есть 1074 гривны. Соответственно максимальная пенсия до 31 декабря 2017 года не должна превышать 10,74 тыс. гривен.

Кроме того, остаются замороженными пенсионные выплаты и пожизненное денежное содержание для депутатов, судей, прокуроров, бывших членов правительства. Сохраняются и ограничения на выплаты пенсий для работающих пенсионеров. Эта категория граждан может претендовать лишь на 85% пенсионных выплат.

Стоит отметить, что общие расходы Минсоцполитики, в том числе и общегосударственные, вырастут на 8,3%. Львиную долю финансирования здесь занимает Пенсионный фонд. Дотации на выплату пенсий и покрытие дефицита в ПФУ превысят 156 млрд гривен. Это на 7,3% больше, чем в 2016 году. Объем субсидий составит 50,68 млрд гривен (+25,8%).

Расходы на оборону, как и просил президент составят 5% от ВВП. В эту статью расходов попадает от Минобороны до СБУ. В частности, по Минобороны объем финансирования составит 61,7 млрд гривен, что почти на 21% больше, чем в этом году. МВД получит 41,38 млрд гривен (+11%). Рост финансирования предполагается для всех ведомств, находящихся в подчинении МВД, кроме Нацгвардии. Для нее расходы заложены на 1,4% меньше, чем в 2016 году - 8,5 млрд гривен.

Неожиданной, в условиях подготовки планов по приватизации и закрытию шахт, в статье расходов оказалась сумма в 1 млрд гривен, предполагаемая Кабмином на поддержку угледобывающих предприятий. В текущем году заложен объем поддержки составляет 250 млн гривен.

Уже в среду, 21 сентября, в сессионном зале стартуют бюджетные дискуссии. По мнению замглавы бюджетного комитета Виктора Кривенко (БПП), принятия проекта бюджета в целом стоит ожидать только к ноябрю.

"Есть вопросы к бюджету. Пока я не вижу финансирования экспортно-кредитного агентства. Я буду настаивать на финансировании работ по углублению Днепра в районе Днепродзержинска, - пояснил Кривенко. - У нас каждый год такая странная ситуация, когда члены Кабмина голосуют за проект бюджета на заседании правительства, а потом приходят к нам и говорят, какие они бедные и несчастные, и как им нужно увеличить финансирование. Поэтому дискуссии - впереди". 

Нина Южанина также уверена, что работа над бюджетом продлится не менее, чем два месяца. А Олег Медуница все же прогнозирует принятие главного финансового документа страны в середине декабря.

Подробное сравнение показателей госбюджета-2017 с текущими параметрами - в таблице, подготовленной РБК-Украина.

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top