Делегирование полномочий по выработке экономической политики зоны евро единому централизованному органу, за что выступают Франция и Германия, нецелесообразно. Такое мнение озвучил председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу в интервью немецким СМИ, передает Reuters.
Делегирование полномочий по выработке экономической политики зоны евро единому централизованному органу, за что выступают Франция и Германия, нецелесообразно. Такое мнение озвучил председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу в интервью немецким СМИ, передает Reuters.
По его словам, вопросы экономик стран-членов валютного блока, численность населения которых составляет 330 млн человек, не могут решаться "дважды в год в формате заседаний глав национальных правительств", это - "иллюзия". Вместо этого необходимо укреплять действующие европейские институты, считает Баррозу.
В августе 2011 г. власти Франции и Германии, на долю которых приходится половина ВВП Евросоюза (ЕС), выступили с совместной инициативой создания единого экономического правительства. Заседания последнего предлагалось проводить дважды в год.
Напомним, Франция и Германия (первая и вторая по величине экономики ЕС) выступают главными кредиторами периферийных стран зоны евро, оказавшихся на грани дефолта. В настоящее время парламенты членов валютного блока утверждают увеличение объема Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) с 440 млрд евро до 780 млрд евро во избежание возможного усугубления бюджетно-долгового кризиса, что автоматически увеличивает нагрузку на Берлин и Париж как на крупнейших финансовых доноров.
EFSF был создан в мае 2010 г. для привлечения средств на предоставление финансовой помощи Португалии и Ирландии. Международные рейтинговые агентства присвоили ему высший рейтинг ААА, что означает практически нулевую вероятность риска при инвестировании в его облигации.
Напомним, что в опубликованном рабочем документе Европейского центрального банка (ЕЦБ), предлагаются несколько бескомпромиссных предложений по спасению еврозоны. Так, предполагается, что все национальные проекты бюджетов, закладывающие дефицит выше 3% ВВП ("маастрихтский" критерий), должны сперва получить одобрение всех участников еврозоны. Если государство сводит бюджет с дефицитом, превышающим допустимый, компенсирующие корректировки автоматически включаются в следующий бюджет. Кроме того, нарушители 3-процентного бюджетного критерия должны будут выплатить штраф в размере 0,2% от ВВП страны (авторы доклада не поясняют, почему предложен именно такой размер штрафа).
Предложения члена правления ЕЦБ Юргена Штарка и соавторов также предусматривают, что государство еврозоны, получающее финансовую помощь из Европейского стабилизационного механизма (ESM), должно передать свои полномочия в сфере бюджетного планирования и исполнения внешнему управляющему, представляющему интересы всей еврозоны, если это государство не справляется самостоятельно с коррекцией бюджета.
Напомним, что ранее МВФ предупредил, что Европа и США могут погрузиться в новую рецессию в 2012 г., если оставят без решения насущные экономические проблемы.
По мнению экспертов МВФ, Европа должна "действовать сообща" в своей борьбе с ухудшением суверенного долгового кризиса. В фонде считают, что долговые проблемы стран еврозоны, а также медленное восстановление экономики США являются основными угрозами для мировой финансовой стабильности. Однако эксперты МВФ назвали именно Европу в качестве "основного источника беспокойства" для глобальной экономики.
Для преодоления долгового кризиса запланировано создание постоянного Стабфонда ЕС (ESM), который может начать работать уже в начале следующего года, а не в 2013 году, как планировалось ранее.
ESM создается по образу и подобию Международного валютного фонда (МВФ) как организация, имеющая схожие с ним функции. В этом состоит основное отличие ESM от спешно сформированного в прошлом году Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), являющегося с юридической точки зрения всего лишь гражданско-правовой целевой компанией. В связи с этим весьма целесообразно быстро заменить временный "фонд спасения" EFSF на постоянный ESM.
Впрочем, единства мнений по поводу будущей конструкции ESM в зоне евро пока нет. Для того чтобы обеспечивать финансовую поддержку проблемных стран зоны евро, ESM должен будет иметь в своем распоряжении 500 млрд евро. Сумму эту составят взносы и гарантии членов валютного союза. Наибольший взнос придется на Германию - 27,15%. Так что министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле планирует в бюджете страны на 2013-2017 годы ежегодные расходы на пополнение основного капитала ESM в размере 4,3 млрд евро.
Напомним, 30 августа международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Ratings Services (S&P) заявило, что экономика еврозоны избежит повторной рецессии, хотя торможение экономического роста в регионе повышает вероятность негативного сценария.
Вместе с тем в S&P отмечали, что темпы экономического роста в еврозоне будут зависеть от уровня внутреннего потребительского спроса, на который, среди прочего, оказывает влияние высокий уровень безработицы.
Рейтинговое агентство сократило свой прогноз по экономическому росту зоны евро до 1,7% в 2011г. и до 1,5% - в 2012г. против 1,9% и 1,8% роста, прогнозировавшимися в июле с.г.
Напомним, во II квартале 2011г. рост ВВП еврозоны составил всего лишь 0,2% относительно предыдущего квартала, тогда как в I квартале с.г. рост показателя составил 0,8%.
Кроме того, МВФ опубликовал новые прогнозы по росту мировой экономики, а также экономик отдельных стран в 2011 г. и 2012 г. Новая редакция доклада МВФ содержит оценку глобального экономического роста в 4,0% на 2011 г., равно как и на следующий год. Три месяца назад МВФ прогнозировал рост мирового ВВП на 4,3% в 2011 г. и на 4,5% - в 2012 г. Для США МВФ снизил прогноз роста экономики до 1,5% в 2011 г. и 1,8% в 2012 г. В июньском докладе говорилось о 2,5% и 2,7% соответственно. Для еврозоны Фонд снизил свой прогноз роста на 2011 г. почти на половину процентного пункта до 1,6% и отметил, что рост в следующем году, вероятно, составит всего 1,1%.
Напомним, что ранее Европейский банк реконструкции и развития пересмотрел в сторону повышения свои прогнозы экономического роста в европейских странах с развивающимися рынками на 2011 г. Но согласно обнародованным последним расчетам специалистов ЕБРР, усиление рисков в зоне евро может угрожать перспективам экономического развития данного региона.
На фоне продолжающегося процесса выхода стран из мирового экономического кризиса экономисты ЕБРР прогнозируют, что в 2011 г. все 29 государств региона операций банка ожидает положительный рост на уровне 4,8%, что выше 4,6%, зафиксированных в мае. Прогноз роста на 2012 г. остается без изменений на уровне 4,4%.
Кроме того, Европейская комиссия (ЕК) сегодня временно одобрила оказание финансовой помощи трем испанским банкам на сумму 4,75 млрд евро.
Речь идет о NCG Banco, Catalunya Banc и Unnim Banc. Все они были созданы в 2011г. в ходе реструктуризации испанской системы сберегательных банков. Данные учреждения получат помощь в размере 2,47 млрд евро, 1,72 млрд евро и 568 млн евро соответственно.
В материалах также отмечается, что ЕК окончательно одобрит рефинансирование в том случае, если оно поможет обеспечить долгосрочную устойчивость банков.
Напомним, в марте 2011г. Испания приняла закон об укреплении финансового сектора. Согласно новым требованиям, коэффициент достаточности базового капитала сберегательных банков был повышен с 8% до 10%.