Азаров: Украина может законсервировать часть ГТС
Украина может законсервировать часть газотранспортной системы (ГТС), заявил премьер-министр страны Николай Азаров на международном форуме в Ялте.
По его словам, Украина несет большие затраты на обслуживание газопровода при том, что он не используется на полную мощность.
Азаров также сказал, что будущее украинской ГТС зависит от трехсторонних переговоров между Украиной, Россией и Европой. "Работа проведена и проводится по экономии газа, по модернизации, по переводу с дорого газа на другие виды топлива. Другое дело, что нам российская сторона говорит, что пока контракт действует, мы обязаны закупать то количества газа, что указано в контракте, экономим мы при этом или нет. Поэтому задача номер один - пересмотреть этот контракт. Наши мощности по прокачке газа рассчитаны на 150 млрд куб м газа, а в принципе эта мощность может быть доведена до 200 млдр куб м. Это система труб, система компрессоров, это громадный коллектив, который обслуживает эту систему. Позволительно ли нам спросить у наших партеров, какие перспективы этой системы, на что нам ориентироваться?", - сказал Азаров.
Так, по его словам, сейчас прокачивается порядка 80 млрд куб м, а система рассчитана на гораздо большее количество, что вызывает убытки.
"Я сегодня поставил этот вопрос перед Фюле, чтобы они определяли позицию Европы. У нас есть время, мы подождем, но просто так нести убытки мы не будем. Тоже самое мы говорим России, а Россия показывает на ЕС, который не дает гарантий на объемы закупки. Поэтому совершенно ясно, что должен быть троистый союз в этом вопросе - Европа, Украина, как главный транзитер и Россия. Мы должны договориться, какие перспективы у нашей газотранспортной системы. Наша перспектива предпочтительнее любых обходных путей, хотя бы потому, что наша ГТС имеет газохранилища большой мощности. Любому эксперту очевидно, что альтернативы нашей ГТС нет, вопрос только политики", - подчеркнул премьер.
Напомним, накануне в рамках форума Президент Украины Виктор Янукович предложил модернизировать украинскую ГТС без строительства "Южного потока". По его словам, речь идет фактически о строительстве "Южного потока" по суше, по украинской территории.
Напомним, три дня назад пресс-секретарь премьер-министра Украины Виталий Лукьяненко заявлял о возможном демонтаже части ГТС при ее низкой загрузке.
Отметим, транзит газа в страны Западной Европы за 8 месяцев 2011 г. вырос на 13,76% - до 70 млрд 43 млн куб. м. Всего транспортировка газа по территории Украины в январе-августе составила 71 млрд 978,51 млн куб. м, что на 13,24% превышает показатель 2010 г.
6 сентября российский "Газпром" начал заполнять газом первую очередь трубопровода "Северный поток". Строительство этого газопровода закончили в начале мая, коммерческие поставки, как ожидается, начнутся в октябре-ноябре.
Через несколько дней международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что с запуском первой ветки газопровода "Северный поток" объемы транспортировки газа и выручка компании НАК "Нафтогаз Украины" понизятся примерно на 20%, начиная с 2012 г., что отрицательно скажется на ее финансовых показателях.
Что касается заполненности подземных хранилищ газа, то в конце июня в ПХГ НАК "Нафтогаз Украины" было накоплено 24 млрд куб. м газа. Как сообщали источники в Минэнергоугле этого достаточно для того, чтобы пройти отопительный сезон.
В июне Президент Украины Виктор Янукович приглашал Словакию участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы. Ранее Премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что не видит препятствий для участия "Газпрома" в модернизации ГТС Украины. Азаров добавил, что модернизация газотранспортной системы стоит "не таких больших денег". "По оценкам наших специалистов, она колеблется от 1,5-2 млрд евро", - сказал Азаров. Он также отметил, что транзит газа через ГТС Украины может быть значительно выгоднее прокачки газа через "Северный поток" или "Южный поток".
Отметим, что 26 июня экс-премьер-министр, лидер партии "Батьквищина" Юлия Тимошенко во время судебного заседания по криминальному делу о подписании Тимошенко газовых контрактов в Печерском райсуде г. Киева, заявила, что стоимость газотранспортной системы Украины составляет 150 млрд долл.
1 июня с.г. в ходе встречи первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев и член Европейской Комиссии по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер обсудили процесс подготовки к практической реализации проектов по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Оттингер подтвердил, что модернизация украинских трубопроводов остается приоритетом для ЕС, учитывая, в частности, то, что модернизация существующей ГТС является экономически выгоднее, чем строительство новой инфраструктуры.
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко прогнозировал, что Украина получит первые кредитные средства для модернизации ГТС в конце 2011 г.
В декабре 2010 г. "Укртрансгаз" сообщил, что Украина начала модернизировать ГТС собственными силами. В 2011 г. в обновление планируется вложить 3,1 млрд грн. Из них 1,22 млрд грн пойдет на модернизацию магистральных газопроводов и станций, еще 1,5 млрд грн - на реконструкцию компрессорных станций и 200 млн грн - на модернизацию подземных газохранилищ (ПХГ).
23 марта 2009 г. в Брюсселе Украина подписала совместную декларацию с ЕС по вопросам модернизации украинской ГТС. Тогда речь шла о выделении Евросоюзом кредита в размере около 2,5 млрд долл. на эти цели. Однако при этом Еврокомиссия потребовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами европейского законодательства. В частности, требования ЕК включали отделение "Укртрансгаза" от НАК "Нафтогаз Украины".
Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м.