Лидер украинского авиарынка - авиакомпания "Международные авиалинии Украины" - оказалась в эпицентре новой судебной тяжбы. В этот раз спор возник с государственным предприятием обслуживания воздушного движения Украины (Украэрорух) за полтора десятка миллионов гривен. Это уже, как минимум, третий судебный процесс вокруг долгов, в который оказалась втянута МАУ за последние месяцы.
Лидер украинского авиарынка - авиакомпания "Международные авиалинии Украины" - оказалась в эпицентре новой судебной тяжбы. В этот раз спор возник с государственным предприятием обслуживания воздушного движения Украины (Украэрорух) за полтора десятка миллионов гривен. Это уже, как минимум, третий судебный процесс вокруг долгов, в который оказалась втянута МАУ за последние месяцы.
В прошлую пятницу, 18 сентября, должно было состояться заседание Хозяйственного суда Киева по иску иска Украэроруха к МАУ. Однако заседание было перенесено.
Сам иск к МАУ с требованием отдать долг в размере 14,9 млн грн Украэрорух подал в суд еще 27 июля текущего года. При этом в определении суда, размешенном в Едином государственном реестре судебных решений, не указано, за что именно спорят Украэрорух и МАУ.
Как сообщили РБК-Украина в юридической службе ДП "Украэрорух", в соответствии с условиями договора все без исключения украинские авиакомпании должны в течение 10 дней после выставления счета оплатить услуги за аэронавигационное обслуживание. В случае несвоевременной оплаты услуг провайдера к авиакомпании применяются штрафные санкции в размере 10% годовых, пеня в размере двух учетных ставок НБУ и индекс инфляции.
"Данные условия по штрафным санкциям являются одинаковыми для всех участников авиационного рынка и не противоречат нормам действующего законодательства Украины. При подписании сторонами договора, ими принимаются условия сотрудничества, указанные в нем", - отметили в юрслужбе Украэроруха.
Там также подчеркнули, что при подписании договора МАУ никоим образом, не опротестовывала данные пункты, то есть добровольно согласилась выполнять все его положения.
"В 2014-2015 гг. авиакомпания МАУ оплачивала данные услуги с просрочкой, из-за чего им в соответствии с украинским законодательством были начислены штрафные санкции, которые составили порядка 20 млн грн. Недавно МАУ оплатила 5 млн грн., оставшись должной предприятию 14,9 млн грн", - пояснили в Украэрорухе.
Как рассказал РБК-Украина Олег Бондарь, являющийся управляющим партнером юридического бюро "ECOVIS Бондарь и Бондарь", которое защищает МАУ в нескольких судебных процессах, авиакомпания хочет добиться в суде изменения условий договора на предоставление Украэрорухом услуг по аэронавигационному обслуживанию. По его словам, в компании считают, что условия соглашения являются навязанными и незаконными, однако МАУ вынуждена каждый год идти на подписание такого договора с Украэрорухом, поскольку последний является монополистом на рынке вышеуказанных услуг и пользуется этим положением.
"Мало того, что услуги по аэронавигационному обслуживанию Украэроруха, которые он оказывает МАУ - резиденту Украины, привязаны к доллару США, так еще, по условиям договора, они индексируются на индекс инфляции, на долг по их оплате насчитывается 10% годовых и пеня в размере двух учетных ставок НБУ", - заявил Олег Бондарь.
Он уточнил, что ранее эти условия не были столь критичными для авиакомпании, однако в условиях кризиса в авиации, МАУ решила побороться за свои права.
"К примеру, в период летней навигации, то есть в пик спроса на услуги МАУ, перевозчик еще в силах вовремя оплачивать услуги Украэроруха, но зимой, во время спада на рынке, МАУ допускала просрочки", - отметил он.
В то же время, как пояснил старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко, согласно Чикагской конвенции, функции по предоставлению услуг аэронавигационного обслуживания закреплены за государством. В Украине эти функции делегированы госпредприятию Украэрорух.
"Если МАУ что-то не устраивало в проекте договора с Украэрорухом, то она должна была попытаться устранить навязываемые нормы в ходе так называемого преддоговорного спора. Если же авиакомпании не удалось этого сделать, и она все же добровольно подписала данное соглашение, то сейчас это выглядит как "махание кулаками после драки", - заявил Роман Марченко, уточнив что, из-за этого, по его мнению, шансы выиграть спор больше у Украэроруха.
Вместе с тем он отметил, что МАУ может улучшить свои позиции обращением в Антимонопольный комитет с жалобой на Украэрорух: если АМКУ встанет на сторону авиакомпании, то это, в свою очередь, усилит позиции МАУ в данном судебном споре.
В МАУ, видимо, пришли к такому же мнению: Олег Бондарь подтвердил, что авиакомпания сейчас готовит обращение в Антимонопольный комитет относительно законности условий договора Украэроруха на услуги по аэронавигационному обслуживанию.
Примечательно, что это не первый судебный спор из-за долгов, в который оказалась втянута МАУ за последние несколько месяцев.
В частности, в июне в Хозяйственный суд Киева с иском к МАУ обратился ликвидируемый "Златобанк". Он потребовал от компании вернуть 443,8 млн грн долга. При этом уже в августе авиакомпания подала встречный иск к банку. Перевозчик потребовал от финучреждения признать пролонгированным договор о кредитной линии до весны 2016 г.
Немногим ранее стартовали судебные процессы с участием МАУ и банка "Финансы и кредит". Финучреждение подало в суд на перевозчика с требованием взыскать задолженность по ранее выданному кредиту на общую сумму 955 млн грн.
Примечательно, что последний банк НБУ на прошлой неделе отнес к категории неплатежеспособных и передал его в Фонд гарантирования вкладов физлиц. Последний, в свою очередь, ввел в него временную администрацию сроком на три месяца.
По словам Олег Бондаря, в судебных процессах между МАУ и банком "Финансы и кредит" и "Златобанком" пока что сохраняется статус-кво.
"Недавнее введение временной администрации в банк "Финансы и кредит" пока что никак не повлияло на судебный процесс между этим финучреждением и МАУ", - отметил он.
С ним соглашается старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец, по словам которого, после ввода временной администрации в банк "Финансы и кредит" в судебном процессе между ним и МАУ ничего не поменяется.
"Скорее всего, от банка в суды будут ходить те же самые представители, но уже с доверенностью от временного администратора, а не прежнего руководства финучреждения", - заявил он.
Вместе с тем, отметил Ростислава Кравец, в случае ухода банка "Финансы и кредит" на ликвидацию, МАУ и один из ее бенефициариев Игорь Коломойский может выиграть суд.
"Судя по практике предыдущих ликвидаций банков, их должникам зачастую удается выкупить свои долги через подставных лиц или компании с дисконтом до 70-95%", - объяснил он.