ua en ru

Авиакомпания "Днеправиа" рискует повторить судьбу обанкротившегося "АэроСвита"

Авиакомпания "Днеправиа" рискует повторить судьбу обанкротившегося "АэроСвита" Активы и акции авиакомпании "Днеправиа" арестованы по решению суда

У авиакомпании "Днеправиа", которую связывают с олигархом Игорем Коломойским, назревают серьезные проблемы. После недавно начатого государством процесса реприватизации перевозчика, переданного в частные руки еще восемь лет назад, власти нанесли по нему новый удар. Суд в Днепропетровской области арестовал акции и активы компании.

Но и это не все. В рамках еще одного судебного процесса "Укртатнафта" - многолетний поставщик авиатоплива для "Днеправиа"- пытается взыскать с перевозчика более 175 млн гривен долга. По всей видимости, в авиакомпании готовятся к худшему для себя сценарию - банкротству. Собрание акционеров разрешило руководству "Днеправиа" начать процедуру санации еще в прошлом году, а уже в этом - расходы на заправку топлива взяла на себя авиакомпания Windrose, также аффилированная с бизнесменом Коломойским.

Ситуация с "Днеправиа", по мнению экспертов, схожа с нашумевшей историей банкротства другой авикомпании из орбиты украинского олигарха - "АэроСвит". В конце 2012 года, перевозчика довели до банкротства, чтобы избежать выплаты многомиллиардных долгов. В результате ухода "АэроСвита" с рынка в выигрыше оказалась авиакомпания МАУ, собственником которой является все тот же Игорь Коломойский. Именно МАУ заняла основную долю пассажиропотока и рейсов "АэроСвита".

Что происходит с "Днеправиа", и может ли компания повторить судьбу "АэроСвита" - в материале РБК-Украина.

Все - под арест

В последние месяцы авиакомпания "Днеправиа" - активный участник сразу нескольких резонансных судебных разбирательств. В рамках одного из них в апреле Днепропетровский районный суд наложил арест на акции и имущество авиаперевозчика. Впрочем, решения суда в Едином госреестре были обнародованы месяц спустя.

Аресты наложены судом по обращению Национальной полиции, которая 7 сентября 2015 года возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением (ст. 364 УК) и присвоением государственного имущества в особо крупных размерах (ст. 191, ч. 5 УК) должностными лицами фирмы "Галтера", авиакомпании "Днеправиа" и аэропорта "Днепропетровск".

В августе 2009 года около 95% акций авиакомпании "Днеправиа" были проданы государством частной компании "Галтера". В Едином госреестре юрлиц указано, что собственниками этой компании является шесть украинских фирм и иностранных офф-шоров (Белиз, Кипр, Виргинские острова). Однако на авиарынке "Галтеру" связывают с украинским олигархом Игорем Коломойским.

В договоре купли-продажи "Днеправиа" было указано, что "Галтера" взяла на себя обязательство передать взлетно-посадочную полосу (ВПП), а также несколько других активов в собственность государства для создания на их базе госпредприятия. Однако имущество так и не было передано. Сейчас имущественный комплекс аэропорта "Днепропетровск", в том числе, и взлетно-посадочная полоса, по-прежнему принадлежат "Днеправиа".

Реприватизация и долги

Но, это уголовное дело – не единственная проблема украинской авиакомпании. Фонд госимущества давно судится с фирмой "Галтера" за непереданные государству активы. Напомним, при покупке акций "Днеправиа" в 2009 году компания "Галтера" обязалась инвестировать более 882 млн гривен в развитие авиаперевозчика, в том числе 107 млн гривен в ВПП и передать полосу в госсобственность. Выполнить свои обязательства "Галтера" должна была до конца 2014 года, но этого так и не произошло: за все это время компания инвестировала в "Днеправиа" немногим более 142 млн гривен. В результате в конце марта Хозяйственный суд Днепропетровской области своим решением разорвал договор купли-продажи акций "Днеправиа" между Фондом госимущества и компанией "Галтера", и таким образом, начал процесс реприватизации авиаперевозчика.

"Галтера" с решением суда не согласилась и подала апелляцию. Она будет рассмотрена 6 июня.

Если государство выиграет судебный процесс по реприватизации, то ему достанется авиакомпания с многомиллионными долгами. В прошлом году "Днеправиа" проиграла суд компании "Укртатнафта" (контролируется Коломойским) на общую сумму более 175 млн гривен, которая включает основной долг, пеню и судебный сбор.

Такой долг образовался из-за неуплаты авиаперевозчиком за поставки топлива. За шесть лет - с 2010 по 2016 годы - "Укртатанафта" отгрузила "Днеправиа" авиатоплива на общую сумму более 440 млн гривен, но перевозчик заплатил лишь часть и остался должен 163 млн гривен.

Несмотря на то, что 30 сентября прошлого года суд издал приказ во исполнение своего решения, "Укртатнафте" пока не удалось взыскать задолженность с "Днеправиа". Поставщик топлива направил этот документ в Государственную исполнительную службу, но она его вернула. В результате "Укртатнафта" подала в суд жалобу на государственного исполнителя, в которой просит обязать его выполнить исполнительный документ суда.

Знакомые параллели

Ситуация, которая складывается вокруг "Днеправиа" во многом напоминает резонансное банкротство и уход с рынка другой украинской авиакомпании - "АэроСвит". В 2012 году тогдашний лидер авиарынка внезапно инициировал процедуру банкротства. Причиной стали многомиллиардные долги перед контрагентами за поставки топлива, аэропортовые услуги и др. Ко второму полугодию 2015 года общий долг "АэроСвита" достиг около 8,4 млрд гривен.

Невозможность "заплатить по счетам" стала для перевозчика фатальной - в 2013 году компания прекратила полеты. Впрочем, перед уходом с рынка "АэроСвита" часть прав на выполнение полетов по его маршрутам Госавиаслужба передала авиакомпании - "Международные авиалинии Украины" (МАУ). "В 2012 году "АэроСвит" летал в долг перед контрагентами пока была возможность. Параллельно с этим авиакомпания передавала права на часть своих маршрутов МАУ", - подтверждает председатель Объединения независимых профсоюзов авиаработников и глава профсоюза бортпроводников авиакомпании "АэроСвит" Вениамин Тимошенко.

Среди акционеров обоих авиакомпаний - "АэроСвит" и МАУ - олигарх Игорь Коломойский. Ему же приписывают контроль и над авиакомпаниями "Днеправиа" и Windrose. Таким образом, реализация схемы с доведением "АэроСвита" до банкротства позволила бизнесмену избежать необходимости выплаты долгов и сохранить контроль над украинским авиарынком.

"Зная его стиль ведения бизнеса (Коломойского, - ред.), я не удивлюсь, что в результате реприватизации новый собственник в лице государства столкнется с большим объемом долгов "Днеправиа". - уверен Вениамин Тимошенко. - Выплаты по долгам по зарплате сотрудникам "АэроСвита" мы будем добиваться от государства в европейских судах после ликвидации этой авиакомпании. Думаю, и долги "Днеправиа" также достанутся государству".

В авиакомпании "Днеправиа" запрос РБК-Украина проигнорировали, а генеральный директор Windrose Владимир Каменчук оставил вопрос издания без ответа.

Все меняется - Коломойский остается

История с "АэроСвитом" рискует повториться и с "Днеправиа". Еще в октябре прошлого года на общем собрании акционеров председателю правления "Днеправиа" Олегу Новикову было разрешено обратиться в Хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве для начала процедуры санации. Правда, пока что в Едином госреестре судебных решений нет информации о возбуждении такого дела.

Косвенно, о том, что часть бизнес-процессов может быть переведена на авиакомпанию Windrose, свидетельствует несколько последних событий. В частности, 28 апреля Windrose получил от Госавиаслужбы права на выполнение полетов по маршрутам, которые частично совпадают с рейсами в портфеле "Днеправиа". Речь идет о таких направлениях, как Киев-Львов, Днепр-Львов, Днепр-Тбилиси (Грузия), Днепр-Батуми (Грузия), Днепр-Бургас (Болгария), Киев-Любляна (Словения). Киев-Бухарест (Румыния).

Помимо того, в онлайн-системах продаж авиабилетов на некоторые рейсы "Днеправиа" их можно купить и через авиакомпанию Windrose. К примеру, билет на рейс Днепр-Львов. Правда, перевозчиком в онлайн-системах указана только "Днеправиа".

Как стало известно РБК-Украина, за топливо, которым заправляются самолеты "Днеправиа" в аэропорту Днепра, платит все та же Windrose. 26 апреля "Укртатнафта" направила в аэропорт письмо, в котором сообщила о приостановке заправки своим топливом самолетов "Днеправиа". Но уже 28 апреля "Укртатнафта" написала другое письмо, которым разрешила заправку судов "Днеправиа" за счет авиакомпании Windrose.

Член набсовета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко говорит, что поскольку МАУ, Windrose и "Днепроавиа" подконтрольны Игорю Коломойскому, передача маршрутов, а также заправка за счет Windrose, логичны. "То есть, это та же схема что и при передаче назначений "АэроСвита" МАУ. Это дает возможность забрать самые ценные назначения на маршруты, и оставить замороженными долги "Днеправиа"", - говорит он.

Адвокат, старший партнер юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Роман Марченко (специализируется на авиационном праве), считает, что поступающие сигналы о ситуации в "Днеправиа" довольно тревожные. "Когда долги у авиакомпании наращиваются, а на ее маршруты претендует родственная авиакомпания, сами собой напрашиваются аналогии с "АэроСвитом", - говорит он. - Надеюсь, повторения ситуации с "АэроСвитом" не будет, но исключать этого точно нельзя. Например, госпредприятие "Антонов" успело получить с "АэроСвита" долги в полном объеме, в то время как те кредиторы, кто начал процессы позже, возвратов так и не увидели".

Роман Марченко рассказывает, что кроме "АэроСвита" похожая процедура ухода с рынка применялась и в отношении авиакомпании "Донбассаэро". "Сначала авиакомпания набралась долгов, потом в Хозсуде Донецкой области было возбуждено дело о банкротстве. В результате выстроилась огромная очередь кредиторов, которые фактически не получили обратно свои средства, поскольку у авиакомпании активов было значительно меньше, чем долгов. Схема простая - меняются названия авиакомпаний, но собственники и менеджеры авиаперевозчиков остаются более-менее те же", - отмечает он.

По словам Романа Марченко, большие долги родственным структурам применяются в практически любом "ручном" банкротстве, которое инициируется дружественным кредитором или компанией самостоятельно. "Это позволяет контролировать комитет кредиторов и, в случае необходимости, затягивать процедуру банкротства, инициировать списание долгов, утверждать нужный план санации и так далее", - говорит он.