Антимонопольный комитет Украины заподозрил оператора мобильной связи lifecell в распространении информации, которая вводит потребителей в заблуждение. Речь идет о рекламе мобильного интернета 3G+, который в теории должен быть быстрее обыкновенного 3G. Почувствовать эту скорость на практике массовый абонент не может, так как в Украине практически нет смартфонов, поддерживающих 3G+.Рассмотрение дела может закончиться многомиллионным штрафом для мобильного оператора. В деталях дела разбиралось РБК-Украина.
Антимонопольный комитет Украины 18 ноября начал рассматривать дело по признакам наличия в действиях оператора lifecell нарушений, предусмотренных статьей 15-1 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции". В частности, речь идет о распространении оператором информации, которая вводит потребителей в заблуждение. Об этом РБК-Украина сообщили в пресс-службе АМКУ.
Детали дела, включая информацию о самом нарушении, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Известно только, что жалоба на lifecell в АМКУ поступила извне. По информации источников РБК-Украина, одному из участников телекоммуникационного рынка не понравилось, что lifecell позиционирует свой мобильный интернет 3G как самый быстрый.
Так, в своей рекламно-маркетинговой коммуникации lifecell утверждает, что предоставляет не просто услуги связи третьего поколения 3G, а более усовершенствованный вариант — услуги 3G+. При этом скорость 3G+ постоянно сравнивается со скоростью обычных сетей 3G, как у двух основных конкурентов — "Киевстара" и Vodafone Украина.
Например, в одном из рекламных роликов, выпущенных в конце лета, говорится, что "3G покрытие может казаться удобным, пока не попробовал самое большое 3G+ покрытие". Дополнительно в рекламе звучит фраза "lifecell — лучше, быстрее и с самым большим 3G+ покрытием". В одном из роликов абонента даже посвящают в технические детали: "ЗG с двумя каналами передачи данных выглядит довольно убедительно, пока не попробовал 3G+ с тремя каналами на максимальной скорости до 63,3 Мбит/с". Для справки, в сетях 3G максимальной считается скорость 42 Мбит/с.
Неофициально представители мобильных операторов "Киевстар" и Vodafone Украина не раз высказывали скепсис в отношении такой рекламы. Но никто из них пока не признался в подаче жалобы в АМКУ.
В пресс-службе lifecell объясняют, что оператор владеет самой "чистой" лицензией на 3G, которой не мешают соседние частоты, и это положительно влияет на качество связи. Саму 3G-сеть lifecell строил с использованием оборудования, поддерживающего технологию 3С-HSDPA/Triple Carrier HSDPA. "Эта технология, которую мы сокращенно называем 3G+, обеспечивает высокоскоростной пакетный доступ с объединением трех каналов, что является расширением базовой версии стандартов технологии 3G, и показывает высокий уровень скорости передачи данных до 63,3 Мбит в секунду", - говорится в сообщении пресс-службы lifecell.
Аналогичный функционал, поддерживающий пакетный доступ с объединением трех каналов, включен также на одном из участков сети "Киевстар". В теории это действительно может давать более высокую, по сравнению с конкурентами, скорость мобильного интернета. На практике круг пользователей 3G+ в Украине очень ограничен. Дело в том, что заявленная максимальная скорость доступна только пользователям мобильных устройств, поддерживающих трехканальную передачу данных. "Однако, в Украине, насколько мы знаем, на массовом рынке нет терминалов, поддерживающих скорость передачи данных свыше 42 Мбит/с в сети 3G. То есть, 3G+ может функционировать в "лабораторных условиях", но потребитель им воспользоваться не может", - объяснили в пресс-службе "Киевстар".
И даже при наличии соответствующих смартфонов, достичь максимальной скорости можно, если в зоне действия базовой станции мобильной связи будет находиться один абонент. Как только увеличивается число абонентов, скорость передачи данных падает. Именно поэтому в 3G-сетях при максимальной теоретической скорости в 42 Мбит/с хорошим считается фактический показатель в 3-7 Мбит/с.
"Операторы используют разные рекламные ходы для того, чтобы привлечь новых абонентов, но сознательно обманывать людей нельзя. Это недопустимо ни с какой точки зрения, ни закона, ни этики ведения бизнеса, ни цивилизованной конкуренции", - возмущаются в пресс-службе Vodafone Украина.
Если факт нарушений со стороны lifecell будет доказан, АМКУ обещает отреагировать в установленном законодательством порядке.
Партнер практики телекоммуникаций АО "Юскутум" Юрий Котляров уточняет, что по закону штраф в таких случаях может составлять до 5% дохода (выручки) компании от реализации продукции за последний календарный год. Доход lifecell за 2015 год составлял порядка 4,4 млрд гривен, а по итогам этого года ожидается рост финансовых показателей. То есть, в худшем случае штраф может составить около 220 млн гривен.
По словам Котлярова, в Украине есть прецеденты о рассмотрении АМКУ подобных дел. Это длительный процесс: комитету предстоит тщательное исследование данного вопроса со сбором всех фактических данных, включая детальные пояснения всех сторон процесса.