Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский - один из членов Кабмина, на которого при назначении возлагались большие надежды по реформированию транспортной отрасли. Пока что реформы тормозятся, вокруг предприятий, входящих в компетенцию министерства Пивоварского, регулярно вспыхивают скандалы. Но Андрей Пивоварский уверен, что справится с реформами.
Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский - один из членов Кабмина, на которого при назначении возлагались большие надежды по реформированию транспортной отрасли. Пока что реформы тормозятся, вокруг предприятий, входящих в компетенцию министерства Пивоварского, регулярно вспыхивают скандалы. Но Андрей Пивоварский уверен, что справится с реформами.
В первой части интервью он рассказал о концессиях в портах, а также об изменениях, которые ожидают автодорожное хозяйство.
"Спрос и предложение в строительстве дорог отрегулирует сам рынок", - в частности, сказал в интервью РБК-Украина министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
О дорогах
РБК-Украина: Наиболее разрекламированной вами реформой стала реформа дорожного хозяйства. Что именно Мининфраструктуры планирует поменять?
Андрей Пивоварский: Мы отдаем на места дороги, деньги на их содержание и мощности по эксплуатации, т.е. - технику. И уже на местах будут принимать решения, что и когда строить или ремонтировать, какие технологии использовать, чтобы продлить срок эксплуатации, исходя из того, сколько есть денег и каково состояние дорожного фонда.
РБК-Украина: Отдавая строительство и ремонт дорог местного значения на места, вы должны быть готовы к тому, что Мининфраструктуры будут обвинять в перекладывании забот о дорогах на местные органы власти.
Андрей Пивоварский: Но, помимо обязательств, мы передали и деньги. Произошла бюджетная децентрализация. За первый квартал 2015 г. все области и крупнейшие областные центры показали плюс в наполнении своих бюджетов. У них теперь больше денег, потому что дополнительный 5% акцизный налог начал работать и создавать профицит в местных бюджетах.
В зависимости от области, дополнительный доход исчисляется сотнями миллионов гривен. Эти деньги можно направить на дороги.
Читайте также: Первые итоги децентрализации: бюджетный рост и трансфертные дыры
РБК-Украина: Но это не специальный сбор для дорог. Местные органы власти могут потратить дополнительные средства на иные нужды.
Андрей Пивоварский: Нет, не специальный. Власти сами будут решать, хотят ли они вложить их в дорожную инфраструктуру или сделать что-то другое. Идея не в том, чтобы сбросить "головную боль" на места. Абсолютно не так - отдаем и деньги, отдаем и дороги, отдаем и технику для эксплуатации.
Так произошло во всех европейских странах бывшего соцлагеря. Единственное, что новым странам ЕС, к примеру, Польше, Евросоюз выделил миллиарды евро для улучшения инфраструктуры.
РБК-Украина: Когда отдадите местные дороги?
Андрей Пивоварский: Для этого необходимо принять во втором чтении законопроект №0954, который поставит точку в разделении дорожного хозяйства. Законопроект уже готов ко второму чтению. Я очень надеюсь, что он будет вынесен на ближайшую сессию парламента.
Реформа дорожного хозяйства шла в той же Польше пять-семь лет. И у нас перемены не могут произойти одномоментно. Необходимо плавно пройти транзитный период. В некоторых областях уже ждут, когда им передадут в эксплуатацию дороги, в некоторых - не готовы к такому шагу. Но в большинстве областей, которые я успел посетить, местные власти уже готовы к такой передаче и ждут ее.
РБК-Украина: В таком случае какие именно шаги по реформе дорожного хозяйства будут проведены в ближайший год?
Андрей Пивоварский: По децентрализации дорожного хозяйства ожидаем, что в ближайшее время примем указанный законопроект во втором чтении и начнем передавать дороги на места.
Кроме того, будет проходить реформа "Укравтодора". Сейчас мы финализируем дорожную карту - предполагаем, что до конца года отдадим на места обл- и райдоры, т.е., они будут подконтрольны местным органам власти.
Но нужно сделать так, чтобы передача происходила не посередине сезона (в октябре заканчивается летний, а зимний длится до апреля).
Поэтому это все надо отдать до октября, чтобы местные органы власти могли запланировать проведение тендеров и работ на следующий год. Или, если не успеем, перенести передачу на апрель.
РБК-Украина: Что останется от "Укравтодора"?
Андрей Пивоварский: Непрофильные активы будут реализованы, региональные - переданы на места. ГАК "Автомобильные дороги Украины" реорганизуем в компанию, которая будет заниматься дорогами международного и государственного значения. Она будет выступать только заказчиком строительства таких дорог.
Контроль качества перейдет на рынок независимым международным или местным игрокам. Кроме того, само строительство и эксплуатация также будет отдано независимым компаниям. То есть, ГАК будет заказывать участок дороги, нанимать независимого строителя, независимого эксплуатанта, независимого оценщика качества.
При этом, в определенных условиях строителем и эксплуатантом может быть одно и то же юрлицо. То есть строитель будет ответственен за дорогу не только на период гарантийного срока, но и после.
РБК-Украина: Недавно вы заявили, что планируете передать в концессию первый участок дороги - Львов-Краковец. Когда именно рассчитываете это сделать?
Андрей Пивоварский: До окончания второй декады апреля мы пропишем условия концессионного конкурса и дадим на рынок информацию. После этого будем приглашать потенциальных концессионеров. Думаю, нам понадобится месяц-полтора для проведения премаркетинга. В таком случае, к середине июня у нас уже будет понимание, какой интерес к этому проекту у бизнеса, кто готов заходить, на каких условиях.
РБК-Украина: Кроме этого участка рассматривает ли Мининфраструктуры передачу других дорог в концессию?
Андрей Пивоварский: Сейчас начали процесс рассмотрения. Могут быть участки еще в западной Украине, но рассказать об этом детальнее сможем позже.
РБК-Украина: Классический вопрос - для повышения уровня занятости планируете строить дороги с привлечением безработных?
Андрей Пивоварский: Я бы с удовольствием это сделал. Но ментально население пока что не готово к таким массовым работам. Люди, которые потеряли работу и сейчас стоят на бирже труда, предпочитают работу по своей специальности. Даже если будет предложена высокооплачиваемая работа по строительству дорог. Соответствующие предварительные исследования уже проводили.
РБК-Украина: Опасаетесь, что не найдете достаточного количества работников?
Андрей Пивоварский: Спрос и предложение в строительстве дорог отрегулирует сам рынок. Когда найдется концессионер на дорогу, он все равно будет нанимать местное население. Я сейчас вижу, что административным порядком мы это не сделаем, а рыночными механизмами это можно будет осуществить.
О портах
РБК-Украина: Когда начнется уже много лет планируемая передача портов в концессию?
Андрей Пивоварский: Начну издалека. Многие путают географическую точку порт со стивидорной компанией. Сегодня государственные стивидорные компании называются, например, "порт "Южный"", а должны были бы называться "Стивидорная компания "порт Южный"".
Инфраструктура порта - причальные стенки, подходные каналы - находятся в государственной собственности и вообще никто не говорит об их приватизации. Это первое и самое важное.
Сейчас идет речь о приватизации стивидорной деятельности, того, что за причальной стенкой. То есть, судно зашло в порт, АМПУ его проконтролировало, собрало сборы, судно пришвартовалось к причалу - и уже стивидоры начали обработку. Вот эти стивидоры в большинстве стран мира частные. У нас есть частные и государственные. Идея в том, чтобы государственную стивидорную деятельность приватизировать. Это второй момент.
И третий. Когда мы говорим о концессии порта "Южный", мы не говорим о географической точке порт "Южный". Мы говорим лишь об одном участке, где сейчас ведет деятельность государственный стивидор. Однако, у частных игроков есть интерес взять этот участок в концессию или выкупить.
Почти две недели назад начали оценку этого участка в порту "Южный", которая будет идти, наверное, где-то полтора месяца. Оценку делает компания Deloitte. Думаю, что к середине мая Deloitte закончит, отдаст результаты Фонду госимущества. И ФГИУ будет принимать решение, на каких условиях передавать объект, будет ли это концессия или это будет продажа. Ожидаю, это произойдет уже в июне.
РБК-Украина: То есть еще не решено будет ли это концессия или приватизация?
Андрей Пивоварский: Могут быть разные варианты.
РБК-Украина: Сколько средств можно привлечь за этот объект в случае приватизации?
Андрей Пивоварский: Я бы хотел дождаться результатов оценки Deloitte. Не хочу сейчас спекулировать.
РБК-Украина: О том, что Deloitte победил в конкурсе на оценку, было известно еще в январе. Почему так поздно началась оценка?
Андрей Пивоварский: К сожалению, из-за бюрократических процедур ушло много времени на то, чтобы согласовать с ними договор. Чистая бюрократия. Ничего другого.
РБК-Украина: Сдавать в концессию будете только этот участок, а потом приступите к другим портам?
Андрей Пивоварский: Нет, это будет параллельное движение. Во всех портах, где есть государственная стивидорная деятельность, будет разрешена приватизация государственных стивидоров.
Государственные стивидорные компании сейчас запрещены к приватизации. Необходимо, чтобы парламент проголосовал за вывод госстивидоров из списка предприятий, не подлежащих приватизации. Кабмин внес соответствующий законопроект в Верховную Раду.
РБК-Украина: Когда народные депутаты планируют рассмотреть этот законопроект?
Андрей Пивоварский: Петр Порошенко на последнем Совете реформ попросил парламент сделать это как можно быстрее. Надеюсь, это произойдет на ближайшей сессии.
РБК-Украина: В случае дальнейшей эскалации военных действий в Украине, в частности, если Украина будет отрезана от своих портов, планируете как-то переориентировать транспортные потоки, вывоз того же урожая, металла?
Андрей Пивоварский: На данном этапе - это лишь теории. При таких обстоятельствах и я, и вы наденем военную форму - и будем на фронте отстаивать интересы нашей страны.
РБК-Украина: Что сейчас происходит с портами на Азовском море?
Андрей Пивоварский: Из-за того, что порты Крыма Украина закрыла, грузопотоки, которые раньше шли через крымские порты, были перенаправлены в том числе на порты Азовского моря. Теперь тот же порт Бердянска не успевает справляться с поступающими грузами, у порта не хватает мощностей по переработке грузов. Могли бы еще больше переваливать, если бы глубины были больше.
РБК-Украина: Есть ли проблемы с прохождением судов через Керченский пролив?
Андрей Пивоварский: Основная проблема в том, что проход через Керченский пролив мы не контролируем и сборы за проход судов не получаем.
Беседовал Дмитрий Уляницкий, специально для РБК-Украина
Окончание интервью читайте завтра, 15 апреля