Андрей Конеченков: “В ветроэнергетике требование по местной составляющей необходимо сохранить”
РБК-Украина: Правило местной составляющей фактически было законодательно установлено еще в 2009 г. с отсрочкой вступления в силу на три года. Каковы результаты работы этого механизма стимулирования для Украины в целом?
Андрей Конеченков: С момента принятия «зеленого» тарифа в апреле 2009 г. произошли кардинальные изменения, связанные с выполнением требованием по местной составляющей. В частности, четко разделились сектора возобновляемой энергетики, где вопрос с производством оборудования решается, а где нет. До сих пор данные требования нельзя применить к биоэнергетическим технологиям. Спрос на фотоэлектрические панели в несколько раз выше производимых панелей на заводе «Квазар».
А вот, например, сектор малой гидроэнергетики способен обеспечить себя оборудованием национального производителя.
Большой прогресс наблюдается и в секторе ветроэнергетики Украины. В настоящее время в Украине в Краматорске освоено производство комплектующих для современных ветротурбин мегаваттного класса.
РБК-Украина: Какие позитивные результаты применения требований по местной составляющей?
Андрей Конеченков: Позитивными результатами требований по местной составляющей являются создание новых рабочих мест, внедрение и освоение новых технологических процессов, обучение на всех уровнях специалистов по обслуживанию и эксплуатации ветроэнергетических установок, увеличение отчислений в украинский бюджет, возможность экспорта данной технологии в страны СНГ.
Наглядным примером является строительство первой ветроэлектростанции в Казахстане мощностью 45 МВт с использованием 2 мегаваттных турбин, произведенных в Украине.
РБК-Украина: Какие негативные последствия применения требований по местной составляющей?
Андрей Конеченков: Снижение конкурентной борьбы и монополизация рынка. В то же время, политика стран на новых рынках развития ветроэнергетического сектора рассматривается как защита местного производителя.
Например, в таких странах как Бразилия, Южная Африка, Турция сегодня настоящий бум развития производства современных ветроагрегатов по лицензиям мировых производителей. Но при этом правительства этих стран гарантирует иностранным компаниям благоприятный климат для развития национальных производств в своих странах.
РБК-Украина: В ЕС считают, что это требование дискриминирует европейских производителей оборудования для «зеленых» проектов на украинском рынке. Вы с этим согласны?
Андрей Конеченков: Этот вопрос нельзя рассматривать однозначно. Почему те же европейские производители размещают свои производства в Китае, Индии, Бразилии, Турции, Польше и других странах?
Потому, что там работают правительственные гарантии и поставлены амбициозные цели, отраженные в энергетических стратегиях по развитию ветроэнергетического сектора. И поэтому много компаний - производителей оборудования видят перспективы продаж ветроагрегатов в этих странах. В Украине главной проблемой является не местная составляющая, а энергетическая политика по отношению к развитию ветроэнергетического сектора.
К тому же есть и вторая сторона этого вопроса. Сегодня в Европе существует перепроизводство оборудования и его нужно продавать или сокращать свои рабочие места. А Украине выгодно тоже инвестировать в национальное производство, а не оплачивать труд европейских рабочих. Это просто борьба за свой рынок.
РБК-Украина: Ваше мнение относительно местной составляющей: отменить, изменить, отложить и т. п.? Почему?
Андрей Конеченков: Нельзя управлять хаотично производственным сектором Украины. Нужно оценить возможности и результаты. Например, по биоэнергетике нужно однозначно отменить требования по местной составляющей. Хоть Украина и является аграрной страной, но применение оборудования одной номенклатуры здесь проблематично. Все зависит от местного потенциала и необходимой технологии.
А вот в ветроэнергетическом секторе нужно оставить требования по местной составляющей на ближайшие 2 года на уровне 30%.
Логичнее было бы применить опыт таких стран, как Турция, с введением бонусной системы для национального производителя - надбавки к величине «зеленого» тарифа.