Интервью с заместителем главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) Анатолием Голубченко состоялось в прошлую пятницу, когда все обсуждали падение метеорита возле Челябинска. В приемной Голубченко и его кабинете работали телевизоры, включенные на российские каналы, которые рассказывали об этом событии. Сам Голубченко также живо говорил о последствиях падения метеорита. Учитывая, что дороги в Киеве этой зимой такие, словно метеорит упал у нас, а не за Уралом, мы начали общение именно с состояния столичных дорог.
РБК-Украина: Сегодня дороги находятся в таком ужасном состоянии, посколькунет средств, или все же есть вопросы к директору "Киевавтодора" Георгию Глинскому?
Анатолий Голубченко: Всегда есть претензии к руководителю, если что-то плохо.
Этот вопрос состоит из двух частей. Прежде всего - надо вспомнить статистику. Есть нормативы ремонта дорог. Надо взять 5-10 лет и посмотреть на то, как мы справляемся с нормативами. Такую зиму сложно вспомнить, чтобы было столько осадков и такое количество перепадов температур. Я проанализировал 22 года - и не нашел ни одной зимы, похожей на эту.
Итак, были очень серьезные процессы с точки зрения разрушения дорог и если бы мы, например, увидели, что такие проблемы есть только в Киеве, я бы согласился, что есть претензии к руководителю. Но скажите, пожалуйста, почему дорога Одесса - Киев полностью разбита? Почему полностью разбита совершенно новая дорога на Житомир? Сегодня в таком состоянии вся Украина. Мы, киевляне, привыкли к лучшим условиям, потому что дороги здесь всегда были лучшие в Украине.
РБК-Украина: И несмотря на то, что нынешняя зима была очень сложной и дороги подверглись существенному разрушению, в бюджете 2013 г. сумма средств на ремонт дорог не увеличилась, а даже уменьшилась по сравнению с прошлыми годами.
Анатолий Голубченко: Бюджет строится на возможностях дохода и расходов. Есть так называемые защищенные статьи: зарплата, энергетика, социальные гарантии, льготы на перевозку. Законом о бюджете предусмотрено, что сначала закрываются расходы по этим защищенным статьям, а затем делится на остальные.
В этом году эти остальные меньше, чем в прошлые годы. Однако по результатам первого квартала госбюджет должен быть пересмотрен, после чего в целом по государству и Киеву, в частности, будет добавлен средств. Поэтому мы надеемся, что после корректировки бюджета мы получим дополнительные средства, которые и пойдут на содержание сетей.
Также хочу напомнить, что до 2010 г. у нас доходы от транспортных налогов и налогов на содержание дорожно-транспортных сетей на 100% оставались в бюджете города. В 2010 г. 30% доходов по этому налогу были перечислены области и 70% - Киеву. Доходы от таких налогов составляли примерно 200 млн грн в год. Все они использовались для ремонта и текущего содержания дорожно-транспортных сетей.
В 2011 г. у нас заменили этот налог акцизным сбором на горюче-смазочные материалы, образующий общегосударственный фонд для содержания дорожно-транспортных сетей. Поскольку изменилось администрирование этого закона и невозможно увидеть, сколько средств собрало каждый город, то все эти средства идут в общую корзину, а затем их между городами распределяет правительство или "Укравтодор".
Таким образом, сразу сократилось количество средств, стал получать Киев. Например, в прошлом году нам выделили только 140 млн грн, поэтому мы недополучили 60 млн грн. В этом году нам пообещали, что мы получим также примерно 140 млн грн.
РБК-Украина: А сколько средств получим после пересмотра бюджета на содержание транспортных сетей?
Анатолий Голубченко: Мне пока трудно сказать, потому что средства будут выделены не только на содержание дорог, но и на строительство новых развязок.
Поскольку и правительство, и мы гарантировали, что сделаем автомобильную часть Почтовой площади ко Дню Киева, а полностью площадь или ко Дню Независимости, или ко Дню Освобождения Киева, то мы рассчитываем, что до тех средств, которые мы заложили, нам добавят 370 млн грн. Правительство уже издало распоряжение, которым добавляет 100 млн грн на Почтовую площадь.
Текущие капитальные вложения на этот год - 945 млн грн, из которых оплата задолженности - 47 млн грн. Кстати, в 2012 г. на капитальные вложения было предусмотрено бюджетом 516 млн грн, то есть, в этом году мы предусмотрели больше. Когда мы говорим о капитальных вложениях, то говорим о реконструкции и строительстве, в частности, это Почтовая площадь, Подольский мост, Саперно-Слободская, метрополитен.
Кроме того, предусматриваются средства на текущий ремонт и содержание, которые, собственно, и берутся из того общегосударственного фонда, к которому поступают средства за акцизные сборы на топливо. С этого общегосударственного фонда мы просим для себя 272 млн грн для того, чтобы выполнить норматив. В этом году мы хотели бы отремонтировать хотя бы 1,4 млн кв. м. Ко Дню Киева будет отремонтировано 22 тыс. кв. м, а остальные - в течение года. Если нам выделят средства, то мы сделаем намного больше, мы говорим только о том, что у нас есть.
РБК-Украина: А если средства не дадут, то так все и останется?
Анатолий Голубченко: Во-первых, у нас есть свои средства, мы будем делать за свои. Если нам правительство не добавит средств, мы вынуждены будем уменьшать финансирование на капитальные вложения и перенаправлять на содержание. Сегодня ситуация с содержанием и ремонтом намного хуже, чем в прошлые годы. Возможно, нам придется отказаться от каких-то капитальных вложений.
РБК-Украина: То есть, придется пожертвовать, например, Подольским мостовым переходом?
Анатолий Голубченко: Почтовую площадь точно достроим, а Подольским мостовым переходом, возможно, и придется пожертвовать. Он не пусковой, а когда что-то не пусковое, то всегда от него хочется отщелкнуть, хотя, таким образом, мы отдаляем пуск этого моста.
Из местного бюджета мы выделили на строительство моста 100 млн грн, и ожидаем, что еще 270 млн грн добавит правительство. Когда у нас было Евро-2012, на Подольский мостовой переход был заложен 270 млн грн кредитных средств. То есть Агентство по проведению Евро-2012 должно было взять кредиты под гарантию правительства. Мы надеемся, что в этом году мы эти средства получим. Таким образом, у нас будет 270 и 100, то есть вместе - 370 млн грн на Подольский мостовой переход.
Мне хотелось бы очень к 2015 г. открыть автомобильную часть. Мы такую возможность прорабатываем. Но сначала нам нужно бытовать станцию метро "Радужная" в металлоконструкциях, а затем на нее становится автомобильный мост - и можно было бы запустить автотранспорт. Поэтому мы взяли из проекта метрополитена станцию "Радужная", и передали ее КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений", чтобы они сразу в составе моста построили эту станцию в металлоконструкциях и запустили автотранспорт.
Впоследствии, когда будет строиться метро, то станция в металлоконструкциях уже будет, ее потом только украсят, рельсы проложат - и все. Есть такое предложение, его приняли. Автомобильная часть со съездами, заездами по станции "Радужная" будет стоить около 2,5 млрд грн. Однако следует заметить, что этот проект не на один год, а на 2013-2015 гг.
РБК-Украина: Как выполнялись последние годы нормативы ремонта дорог?
Анатолий Голубченко: Итак, что мы имеем по нормативам. Текущий ремонт и содержание: 1997 г. - 12, 7%, в 1998 г. - 19, 5%, 1999 г. - 35, 1%, 2000 г. - 28, 3%, 2001 г. - 37, 5%, 2002 г. - 33%, 2003 г. - 44, 7%, в 2004 г. - 50, 9%, 2005 г. - 48, 3%, 2006 г. - 71%, 2007 г. - 102, 2008 г. - 85%, 2009 г. - 45, 4%, 2010 г. - 36%, 2011 г. - 42%, 2012 г. - 6, 6%.
Это фактическое выполнение текущего, мелкого и среднего ремонта. Переход от фонда, который был создан за счет налога на содержание дорог, в общегосударственного фонда по акцизам и привел к тому, что в прошлом году мы получили средства на ремонт лишь 6,6% дорог. В этом году предполагается несколько больше денег, но и их хватит примерно на 14% ремонта дорог от норматива. Так откуда у нас возьмутся хорошие дороги? Вот вам и результат.
А вот данные по капитальному ремонту: 2001 г. - 36, 3%, 2002 г. - 22, 8%, 2003 г. - 16, 5%, 2004 г. - 14, 3%, 2005 г. - 15, 2 %, 2006 г. - 5, 3%, 2007 г. - 23,3%, 2008 г. - 7, 9%, 2009 г. - 13, 5%, 2010 г. - 1,2%, 2011 г. - 15, 3%, 2012г. - 2,3%.
Годовой норматив по капитальному ремонту составляет 1557000 кв. м., а по текущему - 1355000 кв. м. К сожалению, ни разу норматив по капитальному ремонту не был выполнен, хотя по текущему выполняли.
РБК-Украина: А сколько средств нужно, что выполнить эти летние нормативы по капитальному и по текущему ремонтам?
Анатолий Голубченко: Для того, чтобы обеспечить норматив по текущему ремонту 1355 млн кв. м. дорог в год, нам необходимо 272 млн грн. Для того, чтобы обеспечить норматив по капитальному ремонту 1,557 млн кв. м дорог в год нам необходимо 1,1 млрд грн, а нам "Укравтодор" дал на капитальный ремонт 109 млн грн.
Для того, чтобы сейчас войти в план и по капитальному ремонту и по текущему, с учетом отставания, нам нужно 20,1 млрд грн. Это, конечно, лишь гипотетическая цифра, ведь таких возможностей у нас нет. Даже если представить, что нам все эти деньги упали с неба, то все равно не освоили бы их за год, но где-то через 3-4 года мы бы справились с этой задачей и получили бы европейские дороги.
РБК-Украина: Мы понимаем, что деньги не упадут с неба. Когда при нынешних темпах финансирования у нас будут европейские дороги?
Анатолий Голубченко: Давайте выясним для начала, что мы называем европейскими дорогами, что брать за точку отсчета. У нас с 1977 г. ни разу не были выполнены нормативы по капитальному ремонту. Если брать, например, Германию за ориентир, то мне сложно сказать, когда у нас будут немецкие дороги. А если брать за точку отсчета украинской дороги 2008 г., то мы попробуем в этом году выйти на этот уровень.
РБК-Украина: Насколько убыточны коммунальный транспорт и льготные перевозки?
Анатолий Голубченко: У нас задолженность за прошлый год за льготные перевозки в электричке 52 млн грн. Поэтому то, что заложено в бюджете 2013 г., в качестве компенсации, - 5 млн грн - это капля в море. Чтобы обеспечить перевозку льготных категорий граждан троллейбусом, трамваем, автобусом и электричкой, необходимо 240 млн грн, еще 140 нужно для перевозки льготников в метрополитене.
Среди коммунального транспорта наиболее убыточным является автобус. Кроме того, у нас есть небольшая убыточность на трамваи и троллейбусы. Если представить, что мы получим всю сумму для расчета за перевозку льготников, то нам не хватит еще примерно 100 млн грн на разницу в тарифах на трамвай, троллейбус, автобус. Поэтому мы два вида дефицита: один - это за льготные перевозки, другой - за разницу в тарифах.
РБК-Украина: А что Вы понимаете под экономически обоснованными тарифами? Что входит в формулу расчета?
Анатолий Голубченко: К методике расчета входит подсчет всех затрат. Прежде всего, сюда входят зарплата, амортизация, запчасти, ремонт, обслуживание, бензин. Обновление парка - это уже капитальные затраты, это можно делать или через амортизацию, или через отдельное выделение на это средств.
В КП "Киевпасстранс" денег на обновление парка нет, поэтому обычно новый транспорт приобретается или кредиты под гарантии КГГА, как в случае с ЕБРР, или через правительственные или городские кредиты. Поэтому очевидно, что в себестоимость не может входить закупка нового транспорта, новый транспорт имеет закупаться из прибыли. Поскольку КП "Киевпастранс" является убыточным, то купить новый транспорт он не имеет возможности.
РБК-Украина: Зачем нам вообще коммунальное предприятие, которое имеет постоянные убытки?
Анатолий Голубченко: Скажите, а кто, кроме нас, сумеет удержать тариф? Город, таким образом, удерживает тариф. Вы платите налоги, и за их счет содержится тариф.
РБК-Украина: А зачем нам это нужно? Давайте повысим тариф. Или это политическое решение?
Анатолий Голубченко: Здесь дело не в политике, а в том, что есть люди, которые спокойно "потянут" этот тариф, а есть люди, по которым этот тариф ударит очень сильно. У нас количество поездок примерно втрое больше, чем количество льготников. Мы примерно 800 тыс. льготников. Они ездят бесплатно по любому тарифу, его все одного надо компенсировать, даже если тариф будет 7 грн, это предусмотрено законом. Кроме того, разница в тарифах, которую мы действительно удерживаем для тех людей, по чьим карманам очень серьезно бьет тариф.
Отмечу, что ни в одной стране мира коммунальный транспорт не является рентабельным. Мы изучали ситуацию во многих странах мира, в том числе в Великобритании, США, Европе, постсоветских странах. Повсюду коммунальный транспорт является убыточным.
РБК-Украина: Когда появится новая схема движения общественного транспорта?
Анатолий Голубченко: К концу года. Ее будут разрабатывать на конкурсной основе. Скоро объявят о новом конкурсе и тот, кто выиграет, будет разрабатывать. Схему, которую разработали ранее, еще не утвердили, потому что слишком много недостатков, замечаний, изменилось время и ситуация, генплан изменился. Но мы эту работу сделаем.
Беседовали Антон Подлуцкий и Татьяна Шпайхер