Анастасия Грин: Виза в США для украинских стартаперов — реальность
Гостем очередного, девятого выпуска подкаста "Технократы сегодня", рассказывающего о проектах, которые меняют бизнесы, технологии и целые страны, стала Анастасия Грин - основатель и CEO проекта Aware - приложения для персональной медитации.
У Анастасии за плечами огромный опыт создания стартапов и проектов, над которыми она работала как в Украине, так и в других странах. Сейчас Настя живет и работает в Сан-Франциско, и жизнь украинских IT-предпринимателей в США стала одной из тем беседы.
Она рассказала ведущим подкаста - Андрею Хветкевичу и Марине Зайцевой - о том, как начать бизнес в США, получив при этом визу "экстраординарной личности", а главное, как можно поменять мир, начав с себя.
Слушайте подкаст сейчас:
В этом интервью мы приводим основные тезисы Анастасии Грин. Чтобы узнать больше - что такое "медитация по запросу", откуда предпринимателям брать деньги на долгосрочные проекты, чем интересна Индия и как она может кардинально изменить мировосприятие, а также с какими потрясениями сталкивается украинец, переехавший жить в США - слушайте полную аудиоверсию подкаста. Оставить комментарий и задать вопрос Анастасии Грин можно на странице в Facebook.
Украина: первые шаги
- Привет, Настя. За последние три годы ты очень сильно изменилась и изменила всё вокруг себя. Ты помнишь себя четыре года назад? Ты всегда была как белка в колесе - в хорошем смысле. Постоянно бегала, бесконечно придумывала какие-то мероприятия.
- Такое ощущение, что за последние три года я повзрослела лет на десять, наверное. В основном потому, что тогда у меня единственным фокусом жизни была работа, и мне казалось, что чем больше работаешь - тем ты эффективнее. Это давало большой приток энергии. А сейчас подход изменился, хотя энергии стало еще больше, но распределяется она уже по-другому.
- Если бы ты подошла к себе четыре года назад, что бы ты себе сказала? Какой совет бы себе дала?
- Посоветовала бы себе следить за здоровьем. Несколько раз бы себе об этом сказала. В 21 год это еще не так понятно, но потом приходишь к мысли, что о здоровье надо заботиться с самых ранних лет.
- Расскажи, что ты делаешь сейчас в Сан-Франциско.
- В Сан-Франциско я сейчас "медленно переезжаю". Мы приехали сюда просто посмотреть, понравится ли нам здесь. Поняли, что нравится. Это неочевидное для последнего времени решение. Я много постов читаю о том, как все возвращаются обратно. Но нам понравилось. Здесь и бизнес, и рынок проектов, и самые интересные в нашей сфере мероприятия и люди. Город соответствует моему состоянию. Так что мы потихоньку обустраиваемся, пускаем корни.
- Сан-Франциско это действительно уникальный город. Но давай вспомним о твоих первых проектах. Расскажи, какой они тебе дали опыт, что из этого опыта используешь сейчас?
- Нашим самым-самым первым проектом был Wishup. В нем работала просто потрясающая команда, как, впрочем, и во всех других. Этот проект мне дал самое главное - опыт и понимание того, что необходимо иметь знания, стратегию, представление о том, как ты будешь выводить продукт на рынок. У всех начинающих предпринимателей я замечаю одну ошибку: они горят какой-то идеей, начинают работу, но потом проект умирает. То же самое произошло у нас. Это был своего рода спринт. Но он дал нам понимание, что надо делать больше, чем просто разработка продукта. Вторым продуктом был Waky. Он уже был более зрелым. Мы занимались маркетингом, цифрами, трафиком. Таким образом мы попали в ТОП-5 лучших custom-будильников для iPhone, получили много хороших отзывов от блогеров и пользователей. Главное, что мы вынесли из этого проекта: продукт и бизнес - это две разные вещи. В случае с Waky мы сделали продукт, но не нашли способ сделать из него бизнес, превратить в миллионную или даже миллиардную компанию.
- А у тебя есть амбиции создать миллиардную компанию? Разве не приятно просто создать хороший продукт и наслаждаться его успехом?
- Да, откуда то у меня эти амбиции есть. Хотя в нашей команде у всех по-разному.
- Расскажи о своей команде. В разных проектах это были разные люди или одни и те же?
- Мой постоянный спутник, исключая последний проект - это мой муж Джонни, CTO (технический директор, - ред.). Он отвечает за техническую часть. Мы всегда искали людей - дизайнеров, разработчиков - ориентируясь на их интерес. Проекты у нас достаточно разные, как технически, так и идеологически, поэтому команды всегда были достаточно разными.
- А сейчас в Aware новые люди, или перешедшие со старых проектов?
- На удивление, абсолютно с нуля собрана команда.
- Основатели стартапов часто рассказывают о том, что они участвуют в различных конференциях и быстро в этих мероприятиях разочаровываются. Тебя мы не раз видели на конференциях. Расскажи об этом опыте.
- Хороший вопрос. Я раньше часто ходила на конференции со своими проектами, мне казалось, что это обязательный этап в их развитии. Но после последней конференции - кажется, это была IDCEE в Киеве - я поняла, что я абсолютно истощена. Я получила столько фидбека и советов, что не понимала, что делать дальше. А полезных связей и контактов - максимум десятки. В тот момент я поняла, что это моя последняя конференция в таком формате, потому что в них вкладывается очень много сил, а обратно получаешь несоизмеримо меньше. Конференция напоминает большой вкусный торт - красивый, яркий, все двигается, много людей, все бегают, - но по факту проект делается в коворкингах, в офисах, иногда по ночам. Точно такими же путями приходит и фидбек от пользователей. А для инвестиций нужны личные встречи. Тогда я поняла, что на конференции я буду ходить только как спикер. Сначала есть ощущение, что конференции дают тебе много. Приезжаешь домой с сотней визиток, обрабатываешь их. Но по факту через месяц все сводится к нулю. Такой мой опыт.
- А как ты сейчас решаешь вопрос коммуникаций в Сан-Франциско?
- Я разделяю все встречи на типы, в зависимости от того, о чем я хочу с человеком поговорить, что от него получить и что ему дать. О встрече с пользователями я могу просто написать в Facebook и договориться увидеться за кофе. Если говорить о поиске инвесторов, то тут уже все иначе. Для этого я хожу по мероприятиям, где много интересных людей. А сейчас, кстати, я использую новое приложение. Оно называется Weave, и это своего рода Tinder (приложение для знакомств, - ред.) для профессионального нетворкинга. Тебе дается возможность пообщаться с тем, кто заинтересован в тебе, только цель общения - бизнес.
Индия: страна, где каждый находит то, что ищет
- Возвращаясь к твоим советам о том, что надо заниматься здоровьем. В свое время ты стала всерьез задумываться о здоровом образе жизни, занялась йогой, а потом с мужем вообще уехала в Индию. Расскажи об этом.
- Я достаточно долго к тому времени занималась йогой, и уже понимала, что в йоге что-то есть, но не до конца понимала, что именно. И как-то в ноябре, когда мы с Джонни делали проект для родителей, который очень сложно шёл, а мы устали от зимы и от холодов, от ситуации в стране, нам одновременно пришла в голову мысль бросить все и поехать в Индию. Мы поняли, что нельзя не воплотить это решение в жизнь. И мы поехали.Индия удивила. Ожидания были как от Таиланда, но она оказалась совсем не такой. В ней хуже интернет, грязнее, сложнее работать, жарче, больше пыли... минусы можно перечислять бесконечно. Но, мы жили в Гоа большую часть времени и немного путешествовали, и выяснили, что там собирается очень интересное интернациональное сообщество, которое занимается йогой, медитациями. Это и ученые, и артисты - совершенно разные люди. Попадая туда, попадаешь в новый мир, которого до этого не видел. Гоа, несмотря на стереотипы, - это место, где каждый находит то, что ищет.
- Что изменила в твоей жизни эта поездка?
- За четыре месяца в Индии я познала столько же, сколько познала за свои 24 года жизни до этого. В западном мире мы привыкли учиться знаниям, опыту - измеримым понятиям. В Индии наше развитие было немного другим. Оно было о познании себя, о понимании, как устроен твой организм - на всех уровнях. Это не эзотерика, а психология - понимание своего устройства, своего сознания. Как ты принимаешь решения, что тебе мешает.
- Кстати, ты начала учить английский совсем недавно, как сейчас с ним дела? Свободно ли разговариваешь, есть ли какой-то барьер в общении?
- Родители меня заставляли учить английский с первого класса, и все это время я его ненавидела всем сердцем и не хотела учить. Если учить язык, но не практиковать его - это потеря времени. Чем больше общаешься с иностранцами, тем лучше учится язык. Сейчас я говорю свободно, хотя и не без ошибок.
США: ценовой шок и великие ожидания
- Твой нынешний проект называется Aware. Какая над ним работает команда?
- Часть команды у нас находится в Сан-Франциско, часть - в Киеве. Команда не такая большая, на самом деле - всего четыре человека. Здесь мы занимаемся маркетингом, развитием бизнеса и поиском инвестиций. В Киеве у нас двое ребят, которые занимаются девелопментом.
- Расскажи про сам проект. В чем его идея?
- Сейчас Aware - это мобильная платформа для медитации ondemand (по запросу, - ред.). Фактически, это Uberдля медитации. Приложение помогает найти учителя, который может находиться в любой точке мира. Он совершает видеозвонок и проводит сеанс медитации, а мы собираем данные относительно того, как меняется эмоциональное состояние человека в процессе.
- Сейчас вы ищете инвесторов?
- Да. Чем хорош Сан-Франциско, здесь каждый второй программист и каждый четвертый инвестор медитирует, и многое знает о медитациях.
- А как насчет монетизации? Откуда будут приходить деньги?
- Большинство проектов стремятся к модели подписки, им важно "посадить" на нее пользователя. Но я вижу, что сами пользователи очень негативно относятся к подписке, и особенно это ощутимо в Америке. Поэтому здесь востребованной становится модель ondemand, когда платишь за то, что тебе нужно. Наша модель - это 20% комиссии на каждой медитации. Стоимость сеанса учитель устанавливает сам, потому что все учителя разные. В среднем у нас получается доллар за минуту. То есть, 10 минут медитации - это 10 долларов. В Америке это две чашки кофе.
- Для того чтобы принимать деньги, нужно зарегистрировать в США компанию. Как этот процесс продвигается?
- Мы уже создали компанию, хотя платежи пока принимать не можем. Это в процессе. Я не вижу здесь никакой сложности - это процесс времени и финансов. Предпринимателям, которые хотят основать компанию в Америке, рекомендую проект Clerky, который помогает стартапам оформлять бумаги.
- Насколько известно, чтобы получить рабочую визу в США, надо, чтобы компания за тебя поручилась. Если ты собираешься работать в своей компании, то с этим могут быть проблемы. Как эту проблему решают стартапы?
- Многие предприниматели, которые занимаются здесь стартапами, в основном из Украины и России, сейчас оформляют себе визу O-1. От рабочей она отличается тем, что это не контракт на компанию. Она выдается экстраординарным личностям - extraordinaryperson. У этой визы есть несколько категорий - искусство, наука, бизнес. Все стартаперы идут по категории "бизнес". И, как говорит наш юрист, американское посольство выдает очень много таких виз, и достаточно легко. Возможно, они таким образом открыли вход для молодых предпринимателей, которые нужны Америке.
- А что для нее нужно?
- Чтобы ее получить, нужно доказать, что ты действительно экстраординарная личность в том, что ты делаешь. Подтверждается это соответствием хотя бы части критериев из специального списка. Среди этих критериев - награды, публикации в прессе, участие в конференции в качестве члена жюри или спикера, успех продукта или проекта. Достижением считаются даже рейтинги AppStore. Еще очень важны рекомендательные письма, желательно, от известных в твоей сфере личностей. Их надо собрать около десяти. В целом получается примерно восемь килограмм бумаг, которые надо собрать, чтобы получить эту визу.
- А как вообще живется в США?
- Непросто. Сан-Франциско - это моя мечта, но сначала было сложно. Например, нельзя найти даже комнату дешевле полутора тысяч долларов в месяц. То же касается и еды. Все дорого в сравнении не только с Украиной. Эту новуюценовую реальность надо просто принять.
- Какие у тебя цели на ближайшее будущее?
- Самое главное - чтобы Aware вырос до двух полноценных офисов в Киеве и Сан-Франциско. Поднять инвестиции, построить компанию - все просто.
Подпишитесь на подкаст, чтобы не пропустить:
Узнайте первыми о следующих выпусках подкаста на странице в Facebook. Там же можно задать вопросы следующему гостю, оставить комментарий к текущему выпуску или внести предложение о развитии подкаста.