ua en ru

В АМКУ нашли способ снизить цены на авиабилеты

В АМКУ нашли способ снизить цены на авиабилеты При бронировании билета через автоматизированные системы покупатель доплачивает от 2 до 8%
Антимонопольный комитет занялся изучением цен на авиабилеты. Чиновников заинтересовала стоимость услуг по их бронированию

Антимонопольный комитет занялся изучением цен на авиабилеты. Чиновников заинтересовала стоимость услуг по их бронированию

Весомый процент

Антимонопольный комитет (АМКУ) проводит углубленное исследование по составляющим, которые имеют существенный удельный вес в стоимости авиабилетов. Среди прочего, это касается и услуг по автоматизированному бронированию билетов, сообщили РБК-Украина в пресс-службе этого ведомства.

При формировании стоимости тарифов на авиаперевозки закладывается автоматизированное бронирование авиабилетов, сказали в АМКУ. Оно составляет до 20% в расходах авиакомпаний, которые в конечном итоге перекладываются на потребителя, утверждают чиновники.

"В связи с большим процентом указанной услуги в расходах авиакомпаний, возникла необходимость в проведении исследования соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции компаниями, которые оказывают эти услуги", - объяснили свои намерения в АМКУ.

По имеющейся у АМКУ информации, на рынке предоставления услуг автоматизированного бронирования авиабилетов в Украине осуществляют деятельность несколько зарубежных компаний. Одна из них занимает около 70% рынка, вторая - около 20%.

Плата за услуги автоматизированного бронирования осуществляется в долларах, отметили в АМКУ.

Не все так однозначно

Около 70% рынка автоматизированного бронирования авиабилетов в Украине принадлежат глобальной дистрибьюторской системе (GDS) Amadeus, рассказал РБК-Украина директор онлайн-ресурса по продаже билетов Tickets.ua Сергей Кравец. Его компания также представляет в Украине интересы GDS Sabre (5% украинского рынка автоматизированного бронирования авиабилетов).

На остальных операторов приходится около 30%. Крупнейший из них - Travelport, отметил Кравец.

В "Amadeus Украина" не смогли ответить на запрос РБК-Украина. Также не удалось получить полноценный комментарий в Travelport Украина.

Сергей Кравец пояснил, что глобальные дистрибьюторские системы по автоматизированному бронированию авиабилетов позволяют агентам по всему миру получать доступ к базам авиабилетов той или иной авиакомпании.

Авиакомпании пользуются услугами агентств по продаже билетов, потому что они не могут охватить все регионы Украины собственными точками продаж, сказал партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук (защищает интересы Atlasjet Ukraine, British Airways, Emirates и других иностранных авиакомпаний).

"Собственная сеть дистрибуции требует дополнительных затрат на открытие офисов в разных городах, трудоустройство специально обученного персонала и т.д.", - объяснил он.

Например, по словам Сергея Кравца, в Германии местный лидер авиаперевозок - Lufthansa - две трети своих билетов продает через сторонних агентов. Поэтому авиакомпании подключают свои базы билетов к GDS.

По словам Сергея Кравца, средние расходы любой авиакомпании в мире за допуск в GDS одинаковы, поскольку на рынке бронирования жесткая конкуренция. Авиакомпании как в Украине, так и в мире платят GDS за продажу каждого сегмента авиабилета примерно 4 долл., сказал Кравец.

Сегмент - это перелет из одной точки в другую. Если пассажир летит с пересадкой, к примеру, Киев-Вена-Ницца, то в билете будет два сегмента - Киев-Вена и Вена-Ницца. То есть, авиакомпания заплатит примерно 8 долл. дистрибуторской системе.

Услуга автоматизированных систем бронирования авиабилетов незначительно влияет на стоимость авиабилета, утверждает Андрей Гук. "Стоимость одного бронирования в среднем составляет от одного до нескольких долларов США", - сказал Гук.

Сергей Кравец добавил, что цена услуги для авиакомпаний на родном и иностранном рынках разная. Цена за доступ на родном для авиакомпании рынке всегда стоит дешевле, чем за границей, продолжил он. Так, в своей стране это стоит 3 долл., а в другой - 6 долл.

Сергея Кравца смутил показатель, озвученный АМКУ, что расходы авиакомпаний за услуги по автоматизированному бронированию авиабилетов достигают 20% в цене билета.

"Билет в обе стороны Киев-Берлин-Киев стоит 200 долл. и включает два сегмента, соответственно, перевозчик заплатит системе примерно 8 долл. Это никак не 20%, а только около 4%", - уточнил Сергей Кравец.

Весомый процент

Вместе с тем, у лидера отечественного авиарынка, "Международных авиалиний Украины" (МАУ), приводят несколько иные цифры - и абсолютные, и относительные.

Наибольшую долю стоимости услуга брони авиабилетов в эконом-классе занимает при покупке билетов по внутренним маршрутам по самому низкому тарифу, сообщали в РБК-Украина в пресс-службе МАУ.

Так, при покупке билета за 28 долл. доля брони достигает 23%. Меньше всего доля брони занимает при покупке дальнемагистрального эконом-билета по максимальному тарифу 762 долл. - 1%, уточнили в МАУ.

Большую часть билетов эконом-класса перевозчик продает со средней ставкой за услуги бронирования на одного пассажира на международных и дальнемагистральных маршрутах по 8,62 долл., а по внутренним - 6,3 долл.

В среднем процент расходов авиакомпании МАУ на услуги автоматического бронирования авиабилетов занимают от 2% на дальнемагистральных рейсах, 4% - других международных направлениях и до 8% - на внутренних. В среднем, по итогам первого полугодия 2015 г. доля этих услуг в расходах МАУ составила 4%, уточнили в авиакомпании.

Сергей Кравец не видит особых выгод, которые МАУ может получить в результате исследования АМКУ.

"Если они добьются, что GDS снизят для них стоимость с 4 долл. до 2 долл., то системы отобьют уменьшение доходов ростом цены услуги по доступу к бронированию заграницей, к примеру с 4 долл. до 14 долл., - резюмировал он. - МАУ это невыгодно, поскольку в таком случае подорожают билеты для иностранных клиентов перевозчика, которые составляют примерно 50% от пассажиров МАУ".