Александр Троян: Рост количества компаний на рынке - хорошая тенденция
РБК-Украина: Какие основные, на Ваш взгляд, тенденции наблюдались на рынке в 2013 году?
Александр Троян: Начну с того, что рынок грузоперевозок в сегменте экспресс-доставки товаров на протяжении последних трех лет демонстрировал вялотекущую стабильность. Это, с одной стороны, хорошо, с другой - не очень. Хорошо по той причине, что основным игрокам рынка удалось выстоять в период кризиса 2008-2009 гг. А плохо, по той причине, что компании не имели достаточных инвестиционных ресурсов для открытия новых представительств.
На протяжении двух последних лет ситуация постепенно начала меняться. Если говорить в целом, за два последних года шесть лидирующих на рынке компаний, я имею в виду - "Автолюкс", "Деливери", "ЕвроЭкспресс", "Ин-Тайм", "Новая Почта" и "Ночной Экспресс", увеличили географию своего присутствия с 590 до 650 городов (10%). И хотя, данная цифра, на первый взгляд, выглядит не достаточно убедительно, на самом деле, произошел существенный прогресс. Некоторые компании увеличили охват новых населенных пунктов в 1,5-2 раза.
Наша компания продемонстрировала примерно двукратный рост присутствия в еще неосвоенных населенных пунктах. За два года мы открыли свои офисы в 150 городах и теперь на карте Украины у нас расставлены 308 красных флажков.
РБК-Украина: Какие изменения произошли либо наметились в сегменте конкурентных преимуществ среди основных операторов рынка?
Александр Троян: Рынок экспресс-доставки товаров достаточно объемен, и составляет в денежном эквиваленте, примерно, 3 млрд грн в год, а потому и конкуренция достаточно высока. Лидеры рынка давно уже изучили особенности каждой конкретной территории и каждого конкретного клиента. Каждый из нас, в определенном сегменте услуг имеет как свои плюсы, так и минусы. Кто-то имеет в тех или иных городах более удобное расположение офисов. Кто-то рассчитывает стоимость доставки груза в индивидуальном порядке, а кто-то устанавливает четкие тарифы, и так далее. Тем не менее, имидж каждой кампании сводится к трем понятным аргументам: скорость, цена, качество. И основная конкуренция, соответственно, разворачивается именно вокруг этих трех основных составляющих бизнеса.
Со скоростью доставки и ценами ситуация более-менее одинакова. К примеру, у "Деливери" самые низкие цены по схемам: "склад-склад", "дверь-склад", "склад-дверь". Причем, например, для груза весом в 1,5 кг по схеме "склад-склад", эта цена ниже в два раза, чем у "Мист - экспресс" (10 против 20 грн). А вот в цене на услугу "дверь-дверь" и "курьерская доставка" "Деливери" уступает "Автолюксу". Для груза в 1,5 кг - 60 грн и 59 грн, тогда, как у "Автолюкса" цены на обе услуги составляют 55 грн.
Таким образом, можно сказать, что самые дешевые цены - у "Деливери" и "Автолюкса". "Ин-Тайм" держится посередине. Однако на некоторые виды услуг, в частности "наложенный платеж", у нас цена самая низкая. Проще говоря, нельзя точно сказать, у какой компании цены ниже, а у какой выше. Одни услуги более выгодно заказывать у одного перевозчика, какие-то - у другого.
А вот с качеством обслуживания у многих не редко возникают проблемы. И эти проблемы связаны с нехваткой квалифицированного персонала в новых городах, в которые заходит тот или иной перевозчик.
Безусловно, основной акцент операторы продолжат делать именно на качестве работы с клиентами. Тем более что за последние три года рынок начал потихоньку развиваться. В общей сложности лидеры отрасли увеличили количество корпоративных клиентов в среднем на 5%-15%.
РБК-Украина: Эксперты утверждают, что на рынке активизировались мелкие частные перевозчики. Могут ли они изменить ситуацию в целом, обвалить цены, изменить конъюнктуру спроса на услуги общенациональных операторов?
Александр Троян: С одной стороны, рост количества компаний на рынке - хорошая тенденция, которая, по логике вещей, должна привести к улучшению качества услуг и снижению цен. Однако, с другой стороны, появление на рынке мелких компаний, которые не имеют ни опыта работы, ни современного парка техники, а выживают исключительно за счет откровенного демпинга, приводит к резкому снижению качества перевозок. Не думаю, что эти мелкие фирмы составят нам конкуренцию. Ведь клиенты в первую очередь ориентируются на качество обслуживания. Цена - вопрос второй. Думаю, рынок сам все расставит на свои места. На нем останутся лишь те, кто дорожит своими клиентами.
РБК-Украина: Насколько стремительно, на Ваш взгляд, будет развиваться в новом году интернет-торговля, и станет ли она стимулом для более стремительного развития рынка экспресс-доставки?
Александр Троян: Безусловно. Интернет-торговля развивается более чем стремительными темпами. По данным Укргосреестра, только в первом полугодии 2013 года в Украине было зарегистрировано 1508 новых онлайн-магазинов. Всего же на данный момент таких магазинов работает более 8 тысяч.
Понятное дело, что это создает стимулы для развития транспортной логистики. Тем более, что далеко не все Интернет-магазины определились с перевозчиками.
Наибольшие плюсы получат те транспортные компании, которые имеют разветвленные сети представительств в крупных и средних городах.
Однако на фоне открывающихся перспектив перевозчикам предстоит учиться специфике работы с каждой конкретной группой товаров. Если, к примеру, у интернет-магазинов не было претензий к доставке обуви, одежды, то к некоторым компаниям предъявлялись жалобы на качество доставки бытовой техники, стеклянных изделий и так далее.
Кроме того, в борьбе за лидерство перевозчикам придется сокращать сроки доставки. По крайней мере, внутри одного города. Пикантность ситуации заключается в том, что онлайн-торговцы очень оперативно реагируют на жалобы и пожелания клиентов, а потому, с легкостью могут менять перевозчика, заключая договор с той компанией, режим и качество работы которой соответствует спросу. Так, что завоевать данный сегмент рынка не так уж и просто. Хотя, это, безусловно, перспективное направление для развития рынка в 2014 г.