Народный депутат Украины Александр Фельдман в интервью РБК-Украина рассказал о Киевском межконфессиональном форуме, о месте религии в современной Украине, а также о том, какой должна быть политика украинского государства в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений.
РБК-Украина: Почему темой мероприятий Киевского межконфессионального форума является место различных религий в жизни современного общества? Разве эта проблема так остро стоит в Украине?
Александр Фельдман: Украина является тем местом, где три крупнейшие мировые религии успешно сосуществуют на протяжении столетий. Кроме того, политика в целом, в последнее время стала более гуманитарной, т.е. затрагивать тот круг вопросов, которые имеют отношение к религии, вере, традициям. Более того, основной гуманитарный конфликт современности проходит не по линии Восток-Запад, не по линии ислам-христианство и т.д. а по линии - традиционное общество (религиозное) и либеральное общество (светское, лишенное религиозных основ). Так что и выбор темы и место проведения являются своевременными и подходящими.
Читайте также: В Киеве открылся Межконфессиональный форум (фото)
РБК-Украина: В клерикальных режимах религиозные ценности защищают от посягательств со стороны светского мира, в либеральных - светское общество от диктата традиционных ценностей... Кого и от кого нужно защищать в Украине?
Александр Фельдман: Нужно наладить диалог между носителями различных ценностей, для того чтобы не было отчуждения и конфликтов. А защищаться нужно от радикалов, которые могут попытаться использовать религиозные лозунги и лозунги защиты личных свобод для разжигания вражды в обществе.
РБК-Украина: В одном из исследований вашего Института говорилось о том, что представители одной из традиционных религиозных конфессий все чаще становятся объектом нападений и ненависти. Очевидно, что имелась ввиду РПЦ МП. Вы действительно считаете, что этой конфессии что-то угрожает в Украине?
Александр Фельдман: Я не считаю, что какой-то конфессии в Украине что-то кардинально угрожает (при том, что есть некоторые проблемы у каждой из них). Результаты исследования констатировали очевидный факт - отдельные политики и активисты, допускают себе публичные нападки на представителей РПЦ МП в своей антироссийской риторике.
В минувшем году, например, было несколько вандалистских и хулиганских акций, направленных против РПЦ МП - "панк-молебен" в Москве группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и "Крестоповал" в Киеве движения Femen. Это были беспрецедентные и резонансные акции.
Читайте также: Украинцы испытывают чувство "умеренного отчуждения" к представителям других рас, этносов и национальностей, - опрос
РБК-Украина: Недавно в Европе произошло два забавных случая: первый - в Нидерландах суд разрешил деятельность партии педофилов, т.к. любой гражданин имеет право создавать любую партию и выражать любые политические взгляды; второй - во Франции был арестован и оштрафован мужчина в неполиткорректном свитере с изображением мужчины, женщины и детей (это изображение было сочтено дискриминационным по отношению к однополым парам)... Что более нежелательно - мракобесие со стороны клерикалов или доведенные до предела ценности либерализма?
Александр Фельдман: Любые крайности - опасны. Такие вот либеральные перегибы способны превратить достаточно терпимых людей в радикальных ненавистников сексуальных меньшинств. Также как перегибы фундаменталистов создают проблемы для восприятия определенных религий другими людьми.
Если кто-то думает что второй вариант лучше, поскольку глобальные миграционные потоки, в том числе и из стран с радикальными религиозными традициями, идут в либеральные страны - он ошибается. В обратном направлении тоже есть большое движение. Причем по этому пути идут не отдельные индивиды, а целые страны.
Наиболее глубокий конфликт современности - это когда первая и вторая категория людей оказываются членами одного общества. Вот это и есть основная проблема и повод для беспокойства.
РБК-Украина: Ваше отношение к современному искусству, которое часто использует традиционную религиозную символику таким образом, что представители религиозных кругов выражают свое возмущение. Кстати, скандальную акцию Pussy Riot многие тоже считают музыкальным произведением, а не актом вандализма... Где, на ваш взгляд, проходит грань между новаторским искусством и богохульством?
Александр Фельдман: Я не являюсь поклонником современного искусства. Скажу даже больше - мне не понятно что это такое... И является ли оно вообще искусством: чего в нем больше - искусственности или искушения?
Если такие творческие проявления затрагивают чьи-то чувства и достоинство, то они требуют осуждения.
Если кто-то желает самовыразиться таким образом и считает себя при этом великим творцом нового искусства, то как настоящий художник он должен быть готов, что общество и современники его не оценят, мягко говоря.
РБК-Украина: Новый Папа Римский начал свою миссию с того, что кардинально сократил расходы на собственное содержание и начал бороться с традиционной папской роскошью (отказался от папамобиля, папского трона, шикарных апартаментов и пр.). Это "возвращение к аскетичным первоистокам" или грамотный пиар в условиях мирового финансового кризиса?
Александр Фельдман: Это очень глубокий вопрос и по-настоящему Великий Человек. Такие вопросы и такие фигуры в кулуарах не обсуждаются...
Хуже всего, когда лицо, которое несет определенное религиозное послание, оценивается с обывательской точки зрения. Это недопустимо. Таких людей нужно слушать и пытаться понять, а не разгадывать по второстепенным признакам.
РБК-Украина: Многие эксперты говорят о том, что сегодня беспрецедентно высоким является процент людей, которые "отворачиваются от религии" (не ходят в храмы, не соблюдают обряды и традиции и т.д.), в то время, как ни одна из религий никогда это не признает на свой счет. В чем причина этого разочарования в религии и о чем это говорит?
Александр Фельдман: Я не считаю, что подобная социология верна - никогда еще не было столько населения, большая часть которого является носителями глубоких религиозных традиций (индуизм, конфуцианство, буддизм, ислам). Еще 150 лет назад индусов в Индии и Пакистане жило только 250 000, а сегодня свыше 1 млрд.
С уверенностью можно сказать, что современное человечество не придумало альтернативу Вере - наука с этой задачей не справилась.
РБК-Украина: Не кажется ли вам, что "человек веры" не способен адекватно вписаться в современную цивилизацию и современный образ жизни успешного человека (цивилизация и культура настолько оторвались от религий и традиций, что стали несовместимы с ними)?
Александр Фельдман: Той современности, о которой вы говорите - 20 лет от роду. А новый человек, с новыми ценностями и взглядами на мир, формируется столетиями. Так что давайте не делать поспешных выводов. Наоборот, можно сказать, что человек рациональный, для которого создана вся современная западная цивилизация - все больше начинает уходить от рационализма. Только на место Веры приходит либо уныние, либо мистика.
РБК-Украина: Не кажется ли вам, что время "человека веры" уже давно ушло и наступило время "человека знания"?
Александр Фельдман: "Человек знания", насколько я могу судить, это такое условное существо, которое в состоянии найти все ответы на все вопросы Бытия с помощью рациональной логики, строгого научного мышления и с опорой на причинно-следственные связи...
Проблема такого "человека знания" не в том, что этот инструментарий не соответствует поставленной задаче, а в том, что сами фундаментальные вопросы часто не возникают в его голове.
"Человек знания" может изобрести хорошую таблетку или комфортный автомобиль, но не в состоянии сделать себя по-настоящему счастливым.
Читайте также: Новую редакцию закона о вероисповедании необходимо согласовать с общественностью и религиозными организациями, - Фельдман
РБК-Украина: Есть ли среди приглашенных на форум делегация УПЦ Киевского патриархата?
Александр Фельдман: Это сложный вопрос. У нас есть традиционные партнеры в проведении Форума, у которых есть свои пожелания и предпочтения, которые мы стараемся учитывать. К сожалению, не всегда отношения между различными конфессиями безоблачны - иногда проще установить диалог между представителями различных религий, чем между представителями различных вероучений в рамках одной религии. Чтобы никого не обидеть, я не буду делать дополнительных конкретизаций и уточнений.
Нам бы очень хотелось, чтобы в работе нашего форума принимали участие абсолютно все религиозные общины. Мы будем к этому стремиться и работаем над этим.
РБК-Украина: Чего удалось достигнуть благодаря деятельности КМФ?
Александр Фельдман: Украина становится известной далеко за ее пределами тем, что здесь происходит уникальный диалог. Таких площадок единицы в мире. Мы продвигаем имидж Украины и пытаемся делать благое дело.
РБК-Украина: Какую проблему религиозного характера вы считаете одной из наиболее важных на сегодняшний день?
Александр Фельдман: Наиболее важная проблема - конфликт светского и религиозного обществ. Мы являемся свидетелями уникальных событий, аналогов которым никогда не было.
Кроме того, мы пытаемся обратить внимание мировой общественности на существующие религиозные конфликты. То, что происходит сегодня в Египте, Ливии, Нигерии, Индонезии, Судане, Провинции Пенджаб - это международная трагедия.
РБК-Украина: Должна ли официальная власть поддерживать религиозные организации? И какие вопросы в отношениях между властью и религией являются неурегулированными в Украине?
Александр Фельдман: Власть должна создать условия для нормального функционирования религиозных организаций и следить за тем, чтобы не возникало конфликтов.
Среди неурегулированных вопросов, главный это - возврат культового имущества и собственности религиозных общин.
РБК-Украина: Какой должна быть политика украинского государства в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений?
Александр Фельдман: Для ответа на этот вопрос, нужно сначала ответить на вопрос - что мы хотим? Сохранить то что есть? Или изменить то что есть на что-то другое? Если изменить, то на что?
Лично мне кажется, что наша этнонациональная политика, которая держится на неофициальных представлениях, морали и понятийных представлениях - более эффективна, чем европейские аналоги.
Единственное что нужно - не позволять радикалам разрушать существующие балансы и ломать то, что формировалось столетиями.
РБК-Украина: В условной дискуссии по поводу ношения религиозной одежды и атрибутов в общественных местах, вы на стороне противников или сторонников такого выражения религиозности?
Читайте также: Фельдман поддерживает депутатов, которые ходят в Раду в вышиванках
Александр Фельдман: Я против самой постановки такого вопроса... Религиозная одежда - это не предмет гардероба, в потребительском смысле этого слова. И судить о религиозных, национальных атрибутах с таких обывательских позиций - неправильно.
Человек религиозный отличается от человека светского именно тем, что для него не бывает вещей неважных или второстепенных. А человек светский, часто решает за религиозного, что ему важно, а что нет.
Дискуссия о ношении религиозной одежды в общественных местах - очень глубокий вопрос. И к сожалению, нигде он всерьез даже не поднимался...
Это действительно проблема - готово ли либеральное общество, которое считает, что все вопросы можно урегулировать юридически, сформулировать такой вариант гардероба, который не будет задевать чувства религиозных и атеистов, индуистов и последователей шаманизма, хиппи и нудистов, феминисток и метросексуалов, представителей традиционных семейных ценностей и однополых семей?... Что вообще должна символизировать одежда и должна ли она что-то символизировать? Допустима ли вообще мода в одежде и не нарушает ли она права потребительского пролетариата? Для чего одежда - чтобы скрывать или чтобы демонстрировать?
Для обсуждения подобных вопросов мы и проводим Киевский межконфессиональный форум.