ua en ru

Александр Бородыня: "90% обуви из ЕС в Украине - контрабанда"

Александр Бородыня: "90% обуви из ЕС в Украине - контрабанда" Бородыня уверен, что устранить системную коррупцию вполне возможно
Президент Лиги украинских промышленников "Укркожобувьпром" (производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий и кожаных товаров) Александр Бородыня уверен, что при системном подходе можно минимизировать потери от контрабанды и занижения таможенной стоимости.

Президент Лиги украинских промышленников "Укркожобувьпром" (производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий и кожаных товаров) Александр Бородыня уверен, что при системном подходе можно минимизировать потери от контрабанды и занижения таможенной стоимости.

В интервью РБК-Украина Александр Бородыня рассказал, какую модель борьбы с контрабандой он предлагал премьер-министру Арсению Яценюку, и как отреагировал премьер на это предложение.

"Только по легкой промышленности потери (от контрабанды) составляли более 1 млрд долл. в год. И это не по всем товарным группам. Но фактические потери экономики намного больше, так как наши производственники страдают от нечестной конкуренции", - сказал в частности, в интервью РБК-Украина президент "Укркожобувьпром" Александр Бородыня.

РБК-Украина: Как вы оцениваете состояние в легкой и, в частности, в обувной и кожевенной промышленности?

Александр Бородыня: Возьмем период с лета прошлого года. Причем, я не беру в расчет последствия войны, которая очень плохо повлияла на всех.

Девальвация, с одной стороны, повлияла позитивно, поскольку 70-85% обуви на рынке Украины - это импорт. И цена на импортный товар выросла сразу в 2-2,5 раза.

Но эффект оказался минимальным. Ведь и отечественная обувь также заметно подорожала. 50% сырья, из которого она сделана, - это импорт. 100% обувного оборудования это также импорт.

РБК-Украина: И насколько подорожала обувь отечественного производства?

Александр Бородыня: Минимум на 70%. На ситуации крайне негативно отразилась резко упавшая покупательная способность людей. И хотя наша обувь, по сравнению с импортом, того же качества, стоит дешевле, все равно продажи уменьшились.

Плюс - на таможне творится нечто странное. Раньше совместными усилиями удавалось заставить таможню активнее контролировать таможенную стоимость. В результате растаможенная стоимость пары в 2013-2014 годах возросла до 8-11 долл., хотя это тоже меньше реальной стоимости ввозимой обуви.

Средний коэффициент "накрутки" от растаможки до полки магазина составляет 2-2,5. При таможенной стоимости 10 долл. средняя стоимость пары в 2013-2014 годах в магазине (при курсе 8 грн/долл.) составляла бы 160-200 грн. Вы лично много видели такой обуви? Это, в лучшем случае, цена комнатной обуви, которая составляет всего 5-10% обувного рынка.

10 долл. была база налогообложения при растаможке. Считаем: 20% - НДС, 10% - пошлина. Процент на процент получаем - 32%. Т.е., с 10 долл. более 3 долл. импортер должен был по закону выложить за растаможку. Это немного, и это хоть как-то уравнивало конкурентную ситуацию для отечественных производителей-плательщиков НДС.

Но, начиная с декабря с.г., таможенная стоимость пары обуви вдруг уменьшилась в разы. И для китайской обуви (это 90-93% всего импорта) составила в первом квартале 2015 года всего 3,6 долл. Соответственно, налоги при растаможке - всего 1 долл.

В том же Китае, который является основным конкурентом наших обувщиков, динамика удорожания производства в долларах составляет 10-20% в год. Следовательно, дорожает и китайская обувь. Каким образом у нас она в три раза подешевела?

Таким маневром импортеры с помощью нашей таможни ушли от дополнительных затрат, связанных с девальвацией национальной валюты. Заодно практически ликвидировав позитивные последствия девальвации для украинского обувного производителя, как и впрочем, любого производителя занятого в легкой промышленности.

Но есть еще одна, даже более плохая проблема для обувщиков.

РБК-Украина: Какая?

Александр Бородыня: "Чистая" контрабанда. Я Яценюку сказал на одном из прошлогодних совещаний: возьмите в бюджет все положенные при импорте обуви деньги, у вас будут деньги на социалку и на армию, возможно, появится ресурс для снижения налогов для бизнеса, а для обувщиков будет более-менее честная конкурентная среда. И передал Арсению Петровичу расчеты, сделанные на основе официальных данных Евросоюза, из которых видно, что 90% обуви из ЕС в Украине - "чистая" контрабанда.

Из выехавших из Польши 20 пар обуви официально через нашу таможню проходит одна пара. Мало того что только на контрабанде обуви из Польши и Италии ежегодно 50 млн долл. налогов уходят мимо бюджета, это еще создает недобросовестную конкуренцию для нас.

Я рассказал о работе наших таможен на западной границе. Можете представить, ситуацию на таможнях в морских портах на юге. Думаю, многие помнят трагедию, когда в Черном море во время шторма из-за перегруза затонуло судно с товаром из Турции для Украины. Погибли люди. Но почти незаметной прошла информация, что по документам пароход шел почти пустым.

РБК-Украина: Как отреагировал премьер?

Александр Бородыня: Его аппарат подготовил какое-то беззубое поручение - кому-то подготовить предложения, которые так и не появились. Мое предложение заключалось в том, чтобы руководитель таможенной службы Украины хотя бы раз в квартал клал Арсению Петровичу на стол сравнительную таблицу между статистикой европейского экспорта в Украину и статистикой импорта по данным нашей славной таможни, с указанием разницы и соответствующими пояснениями.

Причем в Европе статистика по экспорту - достоверная информация. Там работает возмещение НДС при экспорте, и экспортеры не будут занижать реальную стоимость экспорта.

Так что, схемы остались. Но у меня нет уверенности, что идет вертикальный подъем денег, как раньше.

РБК-Украина: Как можно, если не побороть, то хотя бы максимально снизить последствия контрабанды?

Александр Бородыня: Не знаю, может ли премьер жестко повлиять на министров - он их не назначает, а при их представлении на должности много политики. Но министр или руководитель службы может в течение недели пресечь системную коррупцию среди подчиненных. Поверьте моему многолетнему опыту службы в четырех разных министерствах.

Полностью ликвидировать коррупцию не удастся, но системную коррупцию устранить - да. 90-95% импорта контрабандой - это или всеобщая инвалидность таможенников по зрению, или нежелание их руководителя или его полная некомпетентность.

Поможет в реализации этого рецепта вышеназванная сравнительная таблица, которую нужно готовить хотя бы раз в квартал, где четко видно, откуда, сколько и кто ввозит контрабанды. Такой анализ могут готовить и в Госфининспекции, если захотят.

Кстати, за время работы в Минэкономики у меня было пять разных министров. Яценюка считаю лучшим - и не только я. А если министр увольняется со словами "Мне не дали работать подчиненные", то это никчемная личность.

РБК-Украина: Сколько теряет экономика?

Александр Бородыня: Только по легкой промышленности потери составляли более 1 млрд долл. в год. И это не по всем товарным группам. Но фактические потери экономики намного больше, так как наши производственники страдают от нечестной конкуренции.

Если говорить об обуви, то не нужно отслеживать весь поток. Достаточно взять под выборочный контроль четыре позиции: натуральная кожа, синтетика, текстильная и резиновая.

Таможенники апеллируют к невозможности такой статистики. Мол, ЕС не дает коммерческую информацию по контрактам. Хотя по каждой таможне можно найти информацию, сколько через нее проехало в Украину товара.

Наши таможенники просят у своих европейских коллег: дайте нам данные контракта по цене и количеству, на которые тот или иной товар был затаможен там. А мы сравним здесь с данными при растаможке. Европейцы отвечают, что это конфиденциальная информация.

Наша таможня лукавит. Для моей концепции нужно сравнить общий поток рисковых товаров укрупненно в разрезе четырех знаков ТН ВЭД. Лучше - по каждой таможне, но сначала, хотя бы, по рисковым странам. И каждый таможенник будет знать, что результаты его работы будут видны.

А, если европейцы дадут расклад, что, скажем, через на Мостицкой таможне исчезает товар на 100 млн долл., это сразу приведет к очень интересным вопросам. Но на официальном уровне такой анализ не ведется.

Один из самых удивительных аргументов со стороны той 20-кратной разницы, о которой я уже говорил, - что европейцы включают в экспорт в Украину реэкспорт/транзит. Дескать, некая итальянская фирма, завезла бразильскую обувь. И эта обувь въехала в Украину как бразильская по украинским законам, а по европейским - выехала как итальянская.

Но это бред сивой кобылы. Есть сертификат происхождения товара Евро-1. Европейцы голову за аферы в этом деле оторвут. Ну что они, такие идиоты, чтобы на транзит бразильской обуви давать 20% возмещения НДС?

РБК-Украина: Сколько времени нужно на подготовку такого отчета для премьера?

Александр Бородыня: По обуви - два часа. По всем товарам - два дня. Это будет итоговый анализ на нескольких страничках с указанием итоговой суммы потерь бюджета в долларах.

Мои предложения основаны на лично мною увиденном и услышанном. У меня был опыт посещения Роттердамского порта - 100 млн тонн грузопотока в год. Местный таможенник мне рассказал, что у них на расстаможку идет всего 20-30 минут.

Они не общаются с бизнесом, все идет через электронное декларирование. И у них есть система рисков, согласно которой 1% всех грузов отбирается для более тщательного контроля. Из этого 1% они в каждом десятом грузе находят какие-то нарушения, включая наркотики.

Раскрыть суть системы отбора рискованных партий таможенник наотрез отказался. Но ключевой принцип в другом. Как работает контроль движения товаров в ЕС! Вы не выпьете чашку кофе в баре без кассового чека. Я до сих пор храню чек, который мне в 1995 году дали в Милане на базаре.

РБК-Украина: Как это соотносится со всем вышесказанным?

Александр Бородыня: Во всей Европе так работает контроль оборота товара. И если ты задекларировал липовую цену на таможне, она у тебя вылезет в доходе при розничной реализации, а розничный продавец заплатит налоги с лихвой даже за импортера, указавшего в липовом инвойсе липовую цену.

Если продашь без чека, то рискуешь попасть под жесткие санкции. Причем, продавцы в ЕС сами регулируют этот вопрос.

Так, время от времени в газетах в Италии публикуется обращение от имени финансовой полиции и телефоны, куда могут обратиться те, кому продали товар без кассового чека. Причем, указывается, что те, кто продал без чека, совершили преступление, залезли в бюджет и оставили без зарплаты учителей, врачей, полицию и пр. Также те, кто продает через кассовый аппарат, могут донести на тех, кто работают без него.

Все платежи идут через банк. Услуги аудитора, который раз в квартал сдает отчет в налоговую, стоят 30-50 евро. У многих предпринимателей нет бухгалтеров, они даже не знают, где находится налоговая.

Но, пока у нас не будет прозрачного оборота товаров в рознице, таможня обязана не допустить намеренного занижения таможенной стоимости и массовой контрабанды. А в завершение разговора хочу поделиться своей тревогой.

РБК-Украина: О чем речь?

Александр Бородыня: В Вознесенске (Николаевская обл.) обанкротилось крупное кожевенное предприятие - 100% акционеров проголосовали за его ликвидацию. Причина ликвидации в том, что это предприятие купило лицензию по производству кожи, за которую должно было заплатить 370 млн грн. Вряд ли какое-то предприятие, даже крупное кожевенное, может сейчас заплатить такие деньги. Потому и объявили о ликвидации.

И это конечно весьма печальный факт. Предприятие было с традициями, построено в 1970 годах итальянской фирмой "Коголо". И его банкротство/ликвидация - весьма тревожный сигнал для всей отрасли.

Но это не все. По своим каналам я получил информацию, что некие люди в регионах продолжают предлагать кожу, якобы, этого предприятия, просят предоплату на поставку кожи под осенний ассортимент. Тут речь может идти о двух вариантах аферы - прямом обмане (соберут деньги и скроются в неизвестном направлении) и подлоге (вместо отечественной кожи всучат турецкую дешевую).

Поскольку обувная промышленность и так в непростом положении, то эта афера может привести к очень критическим последствиям.

Беседовал Алексей Беловол