ua en ru

А.Мельниченко: “Для ценовых кризисов сейчас вообще нет оснований”

Автор: RBC.UA
В кабинете и.о. главы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Александра Мельниченко висят фотопортреты выдающихся мистиков прошлого, а также множество икон. Но, несмотря на свою приверженность эзотерике, А.Мельниченко в работе руководствуется исключительно рациональными нормами - правовым полем и конкуренцией, как залогом процветания. В контексте развития этих двух стандартов и выстроилась беседа и.о. главы АМКУ с РБК-Украина за несколько дней до Нового года.

РБК-Украина: Как вы оценивате 2009 г. с точки зрения монополизации рынков? Как известно, количество выявленных антиконкурентных сговоров за 11 месяцев 2009 г. выросло более, чем в два раза. Это результат экономического криза или рост эффективности АМКУ?
Александр Мельниченко: Повлиял не столько экономический кризис, но попытки отдельных бизнес-групп заработать сверхприбыли на неправомерном повышении цен, воспользовавшись политической борьбой в стране в надежде, что механизмы государственной власти ослабнут. Я проработал в АМКУ 16 лет, пребывал у истоков его создания и убежден, что благодаря украинскому конкурентному законодательству и государство, и общество в лице АМКУ имеют эффективный инструмент влияния на экономические процессы в стране. И 2009 г. подтвердил это.
С точки зрения защиты конкуренции - это был период ценовых всплесков. Один сменял другой - бензиновый, сжиженного газа, сахара, зерна, медикаментов. Действиями АМКУ, скоординированными с Кабинетом министров Украины, эти кризисы были пресечены. Мы же доказали всем, что можем принимать подобные вызовы, оперативно и жестко реагировать на них. Если кто-то впервые нарушил закон, но признал нарушение, немедленно исправил положение на рынке: снизил цены, возместил потерпевшим убытки, то при определении наказания АМКУ учитывал такое поведение нарушителя и не применял максимальные штрафы. К тем же, кто не следует нашим законным предписаниям, применялись - и будут применяться суровые конкуренционно-финансовые санкции. Эта позиция АМКУ, как это было на рынках авиагорючего, где мы применили самые высокие штрафные санкции в истории Украины, остается в силе. Мы уже выиграли два суда по данному делу, и будем требовать снижения цен на авиагорючее. Точно так же мы действуем и на других социально важных рынках, отстаивая интересы государства в судебных процессах, когда ответчики решаются обжаловать решения АМКУ. Таких, кстати, менее 10%.
РБК-Украина: И насколько успешны судебные споры для АМКУ?
А.М.: Мы выигрываем 80% дел в судах. Это один из самых высоких показателей среди государственных контролирующих органов. И это происходит за счет профессиональной позиции АМКУ и объективных решений хозсудов.
Я 12 лет работал судьей и знаю, что большинство судей - высокопорядочные и высокопрофессиональные люди. Если бы не профессионализм судей хозсудов, было бы невозможно построить в Украине существующую сейчас эффективную систему защиты конкуренции, которую недавно высоко оценили независимые эксперты OЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития - РБК-Украина).
РБК-Украина: Как вы оцениваете работу с фармацевтическими компаниями по вопросу завышенных цен на препараты?
А.М.: АМКУ принял этот вызов и жестко отреагировал. Не мне, а людям судить, насколько результативно. В целом АМКУ провел 259 проверок крупных компаний, аптечных сетей, вынес более 1,7 тыс. предписаний о снижении цен на лекарства «гриппозной» группы, которые выполнены практически всеми предпринимателями фармацевтического рынка. Мы возбудили 108 дел, по которым уже приняли 94 решения о наказании аптечных сетей, на которые наложено штрафов на 0,5 млн грн. Причем, более половины штрафов уже взыскано в доход государства. Продолжаем расследования в отношении оптовых поставщиков лекарств, которые контролируют 70% товарооборота медикаментов, а также национальных производителей лекарств.
Наша задача - не только прекратить нарушения и наказать виновных, а и выявить все проблемы рынка, проанализировать их и внести в правительство и в парламент проекты необходимых решений. Верховная Рада должна принять новые законы, а и Кабмин - постановления о регулировании фармацевтического рынка. При этом Министерство здравоохранения должно стать настоящим стратегом рынка, органом по развитию конкуренции на нем.
Что касается самих компаний, то мы наказываем нарушителей, не преследуя цели поставить бизнес на колени. Наоборот, наши решения способствуют развитию состязательности на рынках в социально важных сферах жизнедеятельности государства. То есть, политика АМКУ сводится к тому, чтобы предприятия добросовестно конкурировали между собой в борьбе за нас - потребителей, предоставляя украинским семьям наиболее качественные товары за самую выгодную цену.
РБК-Украина: Какова была ситуация с конкуренцией на рынках нефтепродуктов?
А.М.: Это стратегический рынок государства. Практически ежедневно провожу совещания по ценовой ситуации на этих рынках в Киеве, Крыму, других областях. Сегодня могу сказать точно: никаких оснований для повышения цен на нефтепродукты нет. Также нет оснований для повышения цен на продукты питания, как и нет причин для ценовых кризисов либо дефицита товаров.
Что касается рынка бензинов, то иногда нас спрашивают: почему АМКУ действует недостаточно жестко? Мой ответ: 4 млн грн. штрафов только в 2009 г. - разве этого мало? Спросите об этом у руководителей крупных компаний. И посмотрите на цены: они снижены по всей территории государства. И АМКУ продолжит глубокое аналитическое расследование на рынках нефтепродуктов в 2010 г.
РБК-Украина: А что вы скажете о группе «Приват», которая имеет запутанную управленческую систему и, по оценкам некоторых экспертов, контролирует уже 50% нефтепродуктов?
А.М.: Повторяю что, АМКУ исследует ситуацию на рынке и готовит соответствующие решения. Но мы можем оперировать исключительно юридическими фактами, а не умозаключениями экспертов.
РБК-Украина: При этом АМКУ неоднократно говорил о необходимости получения им статуса правоохранительного органа.
А.М.: Да, это - действительно государственный подход к будущему ведомства. АМКУ должен быть де-юре признан правоохранительным органом, тем более, что комитет по сути таковым и является. Достаточно сравнить полномочия АМКУ и прокуратуры. И вы убедитесь, что органы АМКУ, в отличие от органов прокуратуры, имеют право не только осуществлять контроль и проводить расследования, но и применять штрафные санкции. Статус правоохранительного органа для АМКУ позволит не только повысить эффективность расследования сговоров и монопольных злоупотреблений, но и защитит чуть более 800 наших сотрудников.
РБК-Украина: Украинские антимонопольщики нуждаются в огнестрельном оружии?
А.М.: Нет, нам нужны средства правовой, профессиональной и социальной защиты, а наше оружие - это законность каждого следственного действия, защита интересов миллионов, наш опыт и интеллект. АМКУ контролирует деятельность бизнеса на товарных рынках и действия органов власти - от сельсовета до министерства, которые могут повлиять на конкуренцию. А оперативно-розыскную деятельность, направленную на поддержку расследований АМКУ, должны осуществлять СБУ, МВД, Гостаможслужба. Сегодня законодательная база, которая призвана обеспечить такую системную и скоординированную работу, является недостаточной. Сотрудники АМКУ не имеют надлежащего уровня защищенности - в отличие от работников правоохранительных органов.
Комитет работает над развитием и усовершенствованием культуры конкуренции, связей с предпринимателями и населением. И вот результат: количество обращений в АМКУ в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 1,5 тыс. - до 5,5 тыс. Статистика свидетельствует, что практически каждое второе обращение в АМКУ заканчивается возбуждением дела против нарушителя. Решения комитета, мягко говоря, далеко не всем приходятся по вкусу. Недавно один известный политик сказал мне: «Чем больше у вас, Александр Иванович, появляется врагов, тем больше я вас уважаю».
Но АМКУ работает для защиты честных предпринимателей и миллионов граждан. Диалог с общественностью и поддержка действий АМКУ народом крайне важны и способствуют повышению независимости в его решениях. Напомню, что если авторы обращений в АМКУ просят не разглашать их имени, мы свято выполняем это предписание.
Существует ошибочное мнение, будто АМКУ должен заниматься не только защитой, но и развитием конкуренции на конкретных товарных рынках. Но, согласно законодательству, именно министерства должны развивать конкуренцию в подконтрольных им отраслях: МинАП, например, на рынках зерна и продуктов питания, Минтранссвязи - в отрасли транспортных перевозок. Если ведомства будут строго придерживаться этой нормы права, то количество нарушений в сфере конкуренции будет не увеличиваться, а уменьшаться.
РБК-Украина: Каковы законодательные инициативы АМКУ?
А.М.: На сегодняшний день большая часть предложенных в АМКУ изменений в законы уже приняты парламентом. OЭСР и другие мировые экономические организации считают, что в Украине одно из самых эффективных конкурентных законодательств. Но мы не сидим сложа руки и, в частности, разработали изменения в Уголовный кодекс, предусматривающие введении ответственности за ценовые сговоры между компаниями, которые могут угрожать национальной безопасности. Ведь только в 2009 г. АМКУ выявил и пресек более 550 сговоров. ВР уже проголосовала за данный законопроект в первом чтении, надеюсь, что примет его и во втором.
РБК-Украина: Действительно, функции АМКУ усилились, но не надо забывать, что они могут быть и инструментом давления со стороны чиновников на предпринимателей. Не приведет ли новая роль к злоупотреблениям представителей АМКУ своим положением?
А.М.: Если хоть один такой факт мне станет известен, то будут применены самые жесткие меры юридического наказания. Но за последние годы не было ни одного установленного факта злоупотребления своим должностным положением со стороны сотрудников АМКУ. И это легко проверить, обратившись в правоохранительные органы.
РБК-Украина: А как насчет жалоб на работу АМКУ со стороны кабельного оператора «Воля»?
А.М.: Наоборот, это на деятельность оператора «Воля-Кабель» в АМКУ постоянно поступаю сотни жалоб потребителей. Люди жалуются на завышенные тарифы, низкое качество обслуживания, принудительный перевод на «цифру», безосновательное отключение определенных каналов из пакета программ, отсутствие льгот для ветеранов войны, несоответствие реально полученных услуг произведенной оплате. Рассмотрев дело о нарушении «Воля-Кабель» конкурентного законодательства, АМКУ оштрафовал эту и еще две связанные с ней компании «КТМ» и «ИВК» на 3 млн грн. за монопольные злоупотребления. И хозсуд Киева подтвердил законность решения АМКУ, удовлетворив наш встречный иск о принудительном взыскании штрафа.
Более того, в 11 областях Украины АМКУ ведет расследования в отношении ряда региональных операторов, которые связаны в «Волей-Кабель», и также установили завышенные тарифы. И решения по этим делам о привлечении данных субъектов к ответственности мы будем принимать в начале 2010 г. Правда в том, что компания «Воля-Кабель» - это монополист с большой буквы, который должен отвечать за свои действия по всей строгости закона.
РБК-Украина: «Воля» Вас персонально обвиняет в лоббировании муниципального оператора «Киевтелесервис».
А.М.: Да это просто смешно. Хотя если бы такие заявления звучали официально, то авторам этой информации пришлось бы отвечать за неправдивые сведения в суде.
Что касается «Киевтелесервиса», то именно киевляне, которые обращались на горячие линии в АМКУ, спрашивали у наших сотрудников о том, где они могут воспользоваться услугами этого предприятия. Но это не относится к компетенции АМКУ, потому мы обратились к киевскому городскому голове с письмом, в котором рассказали о ситуации, и предложили не только информировать киевлян о коммунальном операторе, но и создать условия для вхождения на этот рынок других операторов, чтобы потребители имели право выбора.
РБК-Украина: ВР приняла решение о выделении 600 млн грн. на борьбу с гриппом. За эти деньги будут покупаться новые антигриппозные лекарства у оптовых покупателей. Но госзакупки проходят непрозрачно, с многочисленными нарушениями.
А.М.: В этом году мы привлекли к ответственности в сфере госзакупок целый ряд компаний. В 2009 г. АМКУ расследовал более 50 дел о сговорах при госзакупках, оштрафовав нарушителей порядком на 3 млн грн. Этой части деятельности АМКУ придает особенное внимание, поскольку с госзакупками связано использование миллиардов бюджетных ассигнований.
Только по закупкам для «Энергоатома» государство потеряло 9,6 млн грн. на проведении одного тендера. Соответственно участники сговора жестко наказаны АМКУ. По нашему предложению премьер-министр дала соответствующее поручение правоохранительным органам. Правительство поддержало наше мнение об усовершенствовании контроля за госзакупками, в частности - путем введения уголовной ответственности. Эффект от такой решительной позиции государства очевиден.
РБК-Украина: Как вы относитесь к системе мониторинга цен на нефтепродукты Platts, которую используют многие страны для контроля за формированием цен?
А.М.: Система Platts работает более 100 лет и является авторитетным источником. Но мы задались вопросом, почему в XXI веке источником информации для формирования цен на такой стратегический товар как бензин является субъект хозяйствования - частная фирма «Мак-Гроу-Хилл», а не группа экспертов с мировыми именами из авторитетных экономических организаций. Поэтому мы пригласили представителей группы «Мак-Гроу-Хилл» в Украину с просьбой раскрыть механизмы формирования предлагаемых ими цен на нефтепродукты. Тогда и будем делать выводы.
РБК-Украина: Какова позиция АМКУ относительно поставок облгазами населению природного газа?
А.М.: Рынок газа должен быть конкурентным, и свои предложения по этому поводу АМКУ передал правительству. Диктатором же рынка должно быть не государство, а массовый потребитель, на спрос которого предприятия должны отвечать увеличением предложения, а не повышением цен.
РБК-Украина: То есть, вы не одобряете возврата облгазов в структуру «Нафтогазмережи» - дочки «Нафтогаза Украины»?
А.М.: Государство в лице ВР и Кабмина вправе регулировать рынок таким путем, но с соблюдением принципа гарантирования защиты конкуренции. Эти органы государственной власти вправе даже создавать монополии, но при условии, что общественная польза от этого превышает негативные последствия от ограничения конкуренции.
РБК-Украина: Как Вам работается с приставкой и.о.?
А.М.: Для меня должность - это лишь ступенька на пути самоусовершенствования, самореализации на пути духовного восхождения. Профессиональную деятельность рассматриваю как часть творчества души. 16 лет назад я был приглашен на должность заместителя председателя АМКУ. Судьба предоставила мне удивительный шанс - быть одним из авторов украинского конкурентного законодательства и реализовать в этом законодательстве свои правовые идеи и принципы. Принимая участие в создании АМКУ, сопровождая законопроекты в стенах Кабмина, Верховной Рады и секретариата Президента, я осознал роль, место антимонопольной политики и правоприменения, как одного из важнейших инструментов управления государством и обществом. У меня есть ясное представление, каким должен быть АМКУ сегодня, завтра, через годы, как должны работать правовые нормы на развитие экономических процессов, защиту миллионов украинцев и честных предпринимателей. Поэтому приставка и.о. для меня ровно ничего не значит. Тем более, в своей профессиональной деятельности в 2009 г. удалось реализовать многое из задуманного. Скажу прямо: думается, что АМКУ выдержал испытания 2009 г., показал свой характер и потенциал. У нас нет причин опускать глаза, наоборот - коллектив на подъеме, и хочет послужить расцвету Украины

Беседовал Сергей Чигирь