В пятницу, 22 июля, Кабинет министров назначил нового первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия. Им стал Максим Мартынюк, который последние полтора года руководил Государственной службой геодезии по вопросам геодезии, картографии и кадастра, - реорганизованном на базе бывшего Госземагентства ведомством, которое распоряжается около 10 млн га государственных земель, является держателем Государственного земельного кадастра и отвечает за земельную политику в государстве.
В пятницу, 22 июля, Кабинет министров назначил нового первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия. Им стал Максим Мартынюк, который последние полтора года руководил Государственной службой геодезии по вопросам геодезии, картографии и кадастра, - реорганизованном на базе бывшего Госземагентства ведомством, которое распоряжается около 10 млн га государственных земель, является держателем Государственного земельного кадастра и отвечает за земельную политику в государстве.
На посту первого замминистра Максим Мартынюк сменит Ярослава Краснопольского, который работал в Минагропроде с января 2015 года в команде Алексея Павленко. В зону ответственности первого зама, согласно организационной Структуре министерства, входит финансовый блок, управление госпредприятиями, направления растениеводства и животноводства, а также сектор тендерных процедур. Кроме того, как было заявлено в день назначения, Максим Мартынюк продолжит работу над проведением земельной реформы. Учитывая, что Госгеокадастр был оперативно переподчинен от Минрегионстроя к Минагропроду и таким образом остался в зоне влияния бывшего руководителя, скорее всего, направление работы по запуску рынка земли будет основным.
Чем запомнился новый зам Тараса Кутового на своей предыдущей должности и чего от него можно ждать на новом посту, читайте далее в материале.
Сам Максим Мартынюк, подводя итоги своей почти полуторагодовой каденции главы Госгеокадстра, на брифинге в Кабинете министров выделил семь основных достижений, которые удалось достичь за этот период и три неоконченных проекта. К первым он относит, в частности, запуск электронных услуг Кадастра и демонополизацию доступа к нему, наработку законодательной базы для окончания земельной реформы и постепенное приближение условий аренды государтсвенных земель к рыночным. Ко вторым - в очередной раз отложенный запуск рынка земли, не проведенную децентрализацию в части полномочий распоряжения землями и отсутствие платформы для проведения земельных аукционов.
Также по инициативе Мартынюка был взят курс на пересмотр условий договоров пользования государственными землями, более половины из которых, по состоянию на начало года, были заключены со ставкой менее 3% и на длительные сроки. В письмах, которые были разосланы арендаторам, ведомство указывало как оптимальные условия срок аренды 7 лет и ставку – 8%.
"То, что делал Госгеокадстр – особенно в последний год работы – мне очень импонировало", - говорит Анатолий Даниленко, который возглавлял Государственный комитет Украины по земельным ресурсам в 1999-2005 гг. По его словам, команда Госгеокадастра под руководством Максима Мартынюка наработала пакет законопроектов, направленных на оптимизацию земельных отношений, активно привлекая к этому процессу экспертов и профильные общественные организации. "Я его работу на этом посту оцениваю позитивно", - говорит он.
К безусловно позитивным изменениям в земельной сфере последних полутора лет относят и запуск электронных услуг, которые позволили частично упразднили необходимость физического присутствия по месту нахождения участка для совершения простейших операций или получения справок.
"Были запущены электронные услуги, был полностью открыт доступ к Кадастру. Этого сервиса никогда не было – он был внедрен по инициативе Максима Мартынюка, когда он возглавил Госгеокадстр", - говорит Александр Рыженко, глава Государственного агентство по вопросам электронного правительства, добавляя, что при масштабной региональной представленности ведомства экстерриториальность предоставления услуг является принципиально-необходимой. При этом он подчеркивает, что внедрение этих сервисов на практике было априори невозможно без воли руководства Госгеокадастра, так как требовало донесения задач до сотрудников на всех уровнях во всех регионах, а в некоторых случаях – изменений нормативной базы.
Несмотря на консервативность земельной сферы и преимущественно пожилой возраст пользователей услуг, электронные сервисы оказались очень востребованы. "Изначально был сделан выбор в пользу наиболее массовых услуг, которыми пользуются сотни тысяч человек в год. Электронной версией теперь пользуются десятки тысяч. Официальная статистика это подтверждает", - говорит Рыженко.
В свою очередь Иван Томич, почетный президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины отмечает слабую законодательную активность Госгеокадастра – по его мнению, на рассмотрение Кабмина вносилось очень мало законопроектов, направленных на улучшение земельных отношений (при этом они были разработаны внутри Госгеокадастра).
Анатолий Даниленко поясняет это усложнившейся коммуникацией с Верховной радой после реорганизации Госземагенства, как отдельного органа власти. "Поэтому я считаю большим позитивом, что Госгеокадстр был переподчинен МинАП, это позволит концентрировать процессы управления земельными ресурсами, которые раньше были просто разорваны", - говорит он.
Что касается личных качеств нового замминистра, то их оценки разнятся. "Мое личное мнение о Мартынюке – он грамотный юрист, очень взвешенный, настырный в решении вопросов. Мне такие качества симпатичны", - говорит Анатолий Даниленко.
Работавшие с Мартынюком сотрудники характеризуют его как непростого руководителя, радикального в принятии кадровых решений. "У нас был "черный понедельник", "черный вторник", когда в один день буквально пачками увольнялись главы в районах, пойманные в результате проверок даже не на взятках, а на рекомендации каких-то дружественных им фирм, - вспоминает один из сотрудников Госгеокадастра. - Кстати, эти методы проверок методом "тайного покупателя" он же и внедрил".
Практически никто из опрошенных экспертов не сомневается, что назначение в Минагропрод экс-главы земельного ведомства указывает на то, что Кабмин де-факто дал зеленый свет земельной реформе и запуску рынка земли.
"Полномочия первого зама не сводятся к земельной реформе, это и вопросы финансов, и управления госпредприятиями, за которые, к слову, идет большая борьба. Но, тем не менее, исходя из логики этого назначения, я уверен, что его основная причина - желание ускорить проведение земельной реформы", - говорит Иван Томич.
По его словам оба базовых концепта реформы, которые активно обсуждаются - продажа права аренды и двухэтапный запуск рынка имеют ряд недостатков, в первую очередь в части определения правил игры и ограничений. "Законопроект про продажу права аренды не вводит вообще никаких правил и предохранителей. В двухэтапном концентре от Госгеокадастра они есть, в том числе по запрету на покупку земли иностранцам, но тоже не исчерпывающие", - говорит он. По его словам, оба эти документа проигрывают законопроекту про рынок земель, подготовленный еще до Революции Достоинства командой Присяжнюка-Тимченко. "Я его критиковал, но не могу не признать, что правила там были выписаны намного четче, и ограничений было больше", - говорит он.
Он также считает, что на текущем этапе, учитывая коррупцию на местном уровне, а также влияние крупного капитала, в том числе транснационального на процессы – довольно рискованно открывать рынок земли.
Анатолий Даниленко отмечает, что, несмотря на текущие риски, альтернативы открытию рынка земли нет. "Конечно большая ошибка что мы позволили сформироваться огромным агрокомпаниям с земельным банком по 100- 500 тыс га. Теперь эту проблему нужно решать. Идеи, которые я слышал от теперь уже бывшего главы Госгеокдкадастра, позволяют надеяться, земельная реформа будет проведена в очень взвешенном, и максимально защищающем собственников земли формате", - говорит он.